Наталья Тугова
Программа по самообразованию воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Программа саморазвития
воспитателя
1 квалификационной категории
Туговой Н. С.
на 2016 – 2017 уч. год
Тема
«Создание условий для речевого развития
детей 3 -4 лет через использование
различных видов гимнастик»
Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Публикация «Программа по самообразованию воспитателя» размещена в разделах
4. Оформить в группе уголок «Весёлый ветерок»
5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Развитие речевого дыхания у детей 3 – 4лет»,
6. Принять участие в семинаре с презентацией по теме «Развитие речевого дыхания у детей 2 младшей группы».
7. Собрать и использовать материал по пальчиковой и артикуляционной гимнастике.
8. Провести мастер-класс (занятие) для педагогов по теме: «Домашние животные»
Формы работы
Месяц Самообразование Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь, октябрь Изучение литературы, интернет ресурса, получение консультаций у логопеда, Проведение дыхательной гимнастики (Приложение №1) Консультация для родителей «Книжки малышкам»
Консультация для родителей «Что такое «речевое дыхание»» - использование интернет ресурса.
Анкетирование родителей (приложение)
Ноябрь Изготовление пособий, картотек. Игры на развитие речевого дыхания (Приложение №2) Памятка для родителей «По дороге в детский сад», «какие звуки должен освоить ребёнок к 4-м годам»,
Декабрь Показ организации предметно – развивающей среды родителям
Артикуляционная гимнастика (Приложение №3)
Разучивание стихотворений с детьми к Новогоднему празднику. Родительское собрание №2 06.12. Тема: «Развиваем речевое дыхание детей». (с привлечением логопеда). Консультация «Упражнения на развитие речевого дыхания», «Приёмы артикуляционной гимнастика «Правильная речь вашего ребёнка».
Изготовление пособий для развития речевого дыхания.
Январь Артикуляционная гимнастика, речевое дыхание Папка-передвижка «Разные виды гимнастики» (Артикуляционная, Пальчиковая, Для глаз, После обеденного сна)
Февраль Пальчиковая гимнастика (Приложение №4)
Март Разучивание с детьми стихов к празднику 8Марта. Проговаривание чистоговорок (Приложение №5)
Разучивание стихотворений с детьми к Новогоднему празднику. Разучивание стихов к весеннему празднику 8 Марта
Апрель Презентация работы по развитию речевого дыхания на педсовете. Пальчиковая гимнастика Консультация «Роль пальчиковых игр для детей 3 - 4 лет»
Май Разработка конспекта занятия, подготовка материала. Речевые игры и упражнения.
Занятие «Домашние животные» Родительское собрание «Вот и стали мы на год старше. Итоги года».
Выход темы:
Сборник консультаций для родителей. (в течении уч. года)
Оформление папки передвижки с рекомендуемыми упражнениями по видам речевых гимнастик (ноябрь.)
Сообщение на родительском собрании (декабрь)
Принять участие, (провести) семинар. Тема: «Работа по развитию речи детей» (апрель)
Проведение открытого занятия. Тема: «Домашние животные» (май)
Литература:
1. Пальчиковые игры и упражнения (Для детей 2-7лет)
2. «Привет ладошка» (игры с пальчиками)
3. «Весёлая артикуляционная гимнастика. Н. В. Нищеева.
4. Давай дружить (речевые игры и упражнения для 3-5 лет)
5. Давай расскажем (речевые игры и упражнения для 3-5 лет)
6. Развитие речи в детском саду. В. В. Гербова.
7. Наглядно – дидактические пособия: по развитию речи.
8. Ткаченко Т. А. Логопед у вас дома. М. Эксмо. 2011.
9. www.gov.cap.ru Обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Васильева Л. Г.
10. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1980. – 239с
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей
“РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”.
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ___
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?___
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?___
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?___
№1
Дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям.
Носик дышит
Предложите ребенку крепко сжать губы и хорошо подышать носом.
Правая - левая
Предложите малышу дышать попеременно то одной ноздрей, то другой. Для выполнения этого упражнения при вдохе и выдохе нужно закрывать указательным пальцем правую или левую ноздрю.
Ежик Сделайте с малышом несколько ритмичных и коротких вдохов и выдохов, изображая, как бежит и пыхтит маленький ежик.
Часики
Предложите малышу резко произнести: «Тик», чтобы живот подтянулся к спине. Произнося: «Так», нужно выдыхать спокойно, не спеша, чтобы мышцы живота расслабились.
Ветерок
Ребенок, вдыхая носом, плавно отводит плечи назад, соединяя лопатки. Затем вытягивает губы трубочкой и медленно выпускает через нее воздух тонкой струйкой, расслабляя плечи.
Трубач
Предложите малышу стать трубачом. Пусть он сделает из ладоней "трубу"" - сложит ладони в кулачки, приставит их друг к другу и приложит к губам, как трубач трубу. Медленно выдыхая, ребенок громко произносит: «Ду-у-у-у, ду-у-у-у».
Петух
Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. На вдох он поднимает вверх руки-«крылья», на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку».
Паровозик
Ребенок ходит по комнате, согнутыми в локтях руками он изображает поршни паровозика и приговаривает: «Чух-чух-чух».
Насос
Ребенок стоит прямо, ноги - вместе, руки - опущены. На вдох он наклоняет туловище вправо, левая рука скользит по боку вверх. На выдох наклоняет туловище в другую сторону, произнося: «С-с-с-с-с-с». (Затем на вдох нужно наклоняться влево, а на выдох - вправо,
Большой - маленький
Ребенок стоит прямо, ноги - вместе. Делает вдох и приподнимается на носочки, поднимает руки вверх и тянется. На выдох - опускает руки вниз, встает на всю ступню. Выдыхая, ребенок произносит: «У-х-х-х-х».
Радуга улыбается
Ребенок разводит руки в стороны и поднимает их над головой, как бы рисуя дуги радуги. Одновременно он делает медленный вдох. На выдохе широко улыбаетсся, произносит: «С-с-с» и плавно опускает руки вниз.
№2
Развитие речевого дыхания - выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю (учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох в течении 3-4 сек.);
«Колобок»
Колобок-колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
«Горох»
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.
На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.
«Самолетики»
Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит.
Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.
«Настольная игра»
Здесь я кубик не кидаю,
Я дыханьем помогаю.
Мы посмотрим, кто вперед
От старта до финиша дойдет.
Кубики не бросать как обычно, а сдувать с ладошки.
«Горка»
Бегемот на горку сел,
Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
Для этой игры нужна горка. Задача ребенка - сдуть киндер-игрушку с горки.
«Бабочка»
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул —
Она полетела.
Летела-летела
И на цветочек села.
Выставить цветочную поляну. Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
«Задуй свечи»
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью вдохну,
Свечи все я потушу.
Свечи - крышки от фломастеров, расставить и «зажечь». Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выиграет.
№3
Артикуляционная гимнастика
Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].
1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.
6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
7. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
8. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны, затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.
4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.
5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сделав сначала глубокий вдох.
7. «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.
8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 4-5 р.
№4
Пальчиковая гимнастика для детей 3 – 4 лет.
Осень
ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,
Дети делают кистями плавные
движения вперед – к груди.
ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:
ВОТ ДУБОВЫЙ,
Поочередно загибают пальцы на руке.
ВОТ КЛЕНОВЫЙ,
ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,
ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,
ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ
ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.
Встряхивают кистями рук.
Птички зимой
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.
Фруктовая ладошка
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка,
начиная с большого.
Стирка
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки -
Делают движения кулачками, имитирующие стирку.
Пальцамиправой руки поочередно
потряхивают пальцы левой руки.
(При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки!
Встряхивают обе руки.
Мебель
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Пальцы обеих рук поочередно
зажимают в кулачки.
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.
Наша армия
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
Поочередно «шагают» указательным и
средним пальцами
правой и левой руки
Транспорт.
Будем пальчики сгибать -
Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Цветы
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)
Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Вращают большим пальцем.
Домашние животные
Довольна корова своими
телятами,
Овечка довольна своими
ягнятами,
Кошка довольна своими
котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими
козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Показывают поочередно пальцы сначала на одной,
затем на другой руке, начиная с больших пальцев.
Профессии
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)