Романова Вера Александровна
Папка воспитателя по самообразованию «Инклюзивное воспитание детей в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
Актуальность выбранной темы
В мире становится больше детей, которых мы называем особыми, Россия не исключение.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности – это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Папка воспитателя по самообразованию „Инклюзивное воспитание детей в дошкольном образовании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Инклюзия вошла в образование стремительно, и сказать, что педагоги чувствуют себя уверенно на этой стезе, было бы лукавством. Конечно, во многом успех работы педагога в группе с особым ребенком будет зависеть от психологической готовности взрослого, его образования, способности уметь строить отношения не только с детьми, но и с родителями воспитанников- своими партнерами. Педагог должен знать, какой путь уже пройден семьей в принятии нездорового ребенка, понимать состояние родителей.
Практика показывает, что родители могут по разным причинам (отсутствие опыта, занятость, акцент в семье на другие ценности)не заметить некоторых заболеваний ребёнка. Например, принять такие явные проблемы, как отсутствие речи, как временные трудности. Контакт с воспитателем, его спокойствие, терпение, доброжелательное отношение к ребенку может стать ресурсом для семьи.
В моей группе появился такой ребенок, и мне хочется глубже вникнуть в эту проблему.
Основная организационная форма работы — индивидуальное занятие с этим ребенком.
Я планирую создать в группе для особого ребенка все условия комфорта, ведь самое главное в жизни – детская улыбка, моменты детской радости! И это значит, что ребенку хорошо и комфортно, что он чувствует любовь, поддержку, понимание, свою необходимость и важность для родителей и просто для людей!
Задачи самообразования :
-изучение научно- методической литературы по проблеме «Инклюзивное воспитание детей младшего дошкольного возраста», опыта работы педагогов;
- создание в группе благоприятной для данного ребенка и его родителей атмосферы;
-организация взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
-оказание ребенку комплексной помощи в образовательномпроцессе на получение доступного образования с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития;
-повышение потенциальной возможности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы.
Принципы и подходы:
-создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;
-индивидуализация воспитательных приемов и методов;
-контроль динамики, как основной фактор прогноза дальнейшего развития ребенка и поиск факторов препятствующих благоприятной динамики;
-организация психолого-педагогического целесообразного воздействия, учитывающего особенности и значение формирование тех или иных функций, умений и навыков;
-учет возрастных особенностей на каждом этапе развития ребенка;
-учет замедленного темпа формирования знаний, интеллектуальную пассивности, повышенная утомляемость, мотивационные особенности ребенка;
-создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;
-ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания и обучения;
-активное воздействие на умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей ребенка;
-воспитание через коллектив, как основной фактор психологического развития ребенка.
- индивидуальный подход к ребенку.
- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Организация воспитательно - образовательного процесса :
- социальная адаптация с последующей интеграцией;
- развитие основных видов детской деятельности: игровой, предметной, театрализованной, а также различных продуктивных видов деятельности.
План работы на 2019-2020 учебный год
Работа по самообразованию
Работа с детьми
Работа с родителями
Сентябрь Наблюдение за коллективом детей, выявление особых детей. Проведение наблюдений с целью выявления детей, имеющих проблемы в личностной сфере (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т. д.) Информационный стенд: «Что такое инклюзивное воспитание?»
Октябрь Изучение научно- методической, педагогической литературы по выявленной проблеме. Консультация для родителей: «Позиции родителей особых детей»
Ноябрь Разработка перспективного планирования индивидуальных занятий, игровых сеансов Цикл занятий для детей 3-4 лет по развитию памяти, внимания
Консультация для родителей: «Развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации».
Декабрь Подбор и изготовление дидактического материала Игры по формированию математических представлений для особых детей.
Консультация для родителей: «Подберем для особого ребенка игры по формированию математических представлений».
Январь Изучение авторской методики (по классификации О. С. Никольской)
«Психогимнастика» Чистякова М. А.
Познавательная сфера
Задания на коррекцию внимания.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. М. : ИЦ «Академия», 1998 Консультация для родителей по теме: «Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».
Февраль Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ под ред. Е. О. Смирновой. М., 2001
Психологические этюды «Особенности личностных проявлений»
Консультация для родителей: «Особенности личностных проявлений»
МартНавыки самоорганизации в предметной деятельности. Игровая деятельность:
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. М. : ИЦ «Академия», 1998 Конструирование по образцу. Презентация для родителей на тему: «Мы умеем сами»
Апрель Изучение литературы: Антонова Л. Г. Развитие речи. Ярославль «Академияразвития». Холдинг1997г - формировать активный и пассивный словарь;
-работать над формированием звуковой культуры речи. Беседа с родителями на тему: «Я учусь правильно говорить»
Май Самоанализ.
Отчет на педагогическом совете. Игровой тест Консультация для родителей: «Организация двигательной активности детей в домашних условиях» (рекомендации на летний период).
Используемая литература:
1. СайтвсетиInternet.ru.
2. Ребенок в дошкольном саду- №6-2016год.
3. Управление дошкольным образовательным учреждением -№6-2016год.
2017-2018 учебный год
Тема: «Коррекция ЗПР через игру»
Актуальность выбранной темы
Тема самообразования «Коррекция ЗПР через игру» выбрана мною не случайно. Проблема задержки психического развития, на фоне неблагоприятной экологической и социальной ситуации приобретает все большую актуальность. В этой связи педагогу следует владеть знаниями и умениям работать с данной категорией детей. Огромную роль в инклюзии ЗПР принадлежит игра, игровая деятельность является ведущей для дошкольного возраста. Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимомпсихическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной проблемецеленаправленности, в преобладании игровых интересов, быстро пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Так как, игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Цель моей работы: разработка системы занятий обучения сюжетно- ролевой игре дошкольников с ЗПР в процессе их инклюзивного воспитания в специальных дошкольных учреждениях.
Объектом исследования: является игровая деятельность дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – процесс обучения сюжетно– ролевой игре дошкольников с ЗПР.
Объект, предмет, цель обусловили и решение задач:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по этой проблеме
2)изучить особенности формирования игровой деятельности детей с ЗПР;
3)провести опытно – экспериментальную работу, направленную на формирования сюжетно- ролевой игры у дошкольников ЗПР;
4)на основе полученных данных разработать систему занятий по обучению детей с ЗПР сюжетно- ролевой игре.
Методы исследования:
• анализ психолого – педагогической литературы по данной проблеме;
• наблюдения;
• беседа
Дети с ЗПР в дошкольном возрасте не справляются с программным материалом дошкольного учреждения и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к обучению. Поэтому в школе они сразу же попадают в категорию неуспевающих. Предупредить это возможно при условии своевременного, до начала систематического обучения в школе, выявления детей с ЗПР и оказания им квалифицированной психолого-педагогической помощи.
Обучение игре дошкольников с ЗПР должно начинаться значительно раньше, а сама методика обучения ролевой игре должна обязательно включать задания с неопределенной проблемной ситуацией. Именно такие задания являются пусковым механизмом для развития воображения. Особое внимание необходимо обратить на формирование мотивационной готовности к совершенствованию своей деятельности.
Таким образом,можно выделить следующиеособенностисюжетно-ролевых игрдошкольниковс ЗПР :
1)действия с игрушками носитстихийныйхарактер;
2)слабыйуровеньпроявлениятворчества;
3)незначительнаяречеваяактивности;
4)низкаяспособностьсогласовыватьсвоидействиясдругими.
Работая по теме, я планирую сделать картотеку сюжетно - ролевых игр для детейсредней группы, сделать фоторепортаж сюжетно- ролевых игр детей старшей группы, разработать планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста в старшей и подготовительной группе.
№ п/п Форма работы Срок Ожидаемый результат
1. Информационно-аналитическийэтап
Работа с методической литературой. Проанализировать психолого-педагогическую литературу. Сбор и обработка данных. ЗворыгинаЕ. В. КомароваН. Педагогические условия формирования
сюжетно-ролевой игры. Консультации для родителей. Анкетирование родителей. 2017-2018год Выявление у детей уровней развития речи. Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику. Сбор информации о семейном воспитании детей. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.
2 Внедрение в практику:
Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР – создание условий в групповой комнате.
Разработка системы занятий обучения сюжетно- ролевой игре дошкольников с ЗПР в процессе их инклюзивного воспитания в специальных дошкольных учреждениях.
Провести опытно – экспериментальную работу, направленную на формирования сюжетно- ролевой игры у дошкольников ЗПР.
На основе полученных данных разработать систему занятий по обучению детей с ЗПР сюжетно- ролевой игре. 2017-2018год. Создание игровой деятельности. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и обучения сюжетно- ролевых игр.
Важной особенностью включается наблюдение и беседы. на основе полученных данных разработать систему занятий по обучению детей с ЗПР сюжетно- ролевой игре.
Создание картотеки сюжетно –ролевых игр.
Сделать фоторепортаж сюжетно- ролевых игр детей старшей группы.
3 Представление опыта работы –
Выступление на педагогическом совете по теме: «Коррекция ЗПР через игру» Родительское собрание «Мы играем» .
Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Отчёт о проделанной работе. 2017-2019год. Распространение педагогического опыта по работе детьми ЗПР. Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детейОзнакомление родителей с результатами работы по работе с сюжетно –ролевыми играми. Вопрос о продолжении работы. Сбор и обработка данных. Совместная деятельность родителей, педагога и детей.
Список литературы
1. ЗворыгинаЕ. В. КомароваН. Педагогические условия формирования
сюжетно-ролевойигры. //Дошкольноевоспитание. 1989г. №5. С. -31-40.
2.«Игра дошкольника»(под редакциейС. Л. Новосёловой).-М. :
Просвещение,1989.
3. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. –М. :Педагогика,1990
4. УсоваА. П. «Роль игры в воспитании детей»ПодредакциейА. В.
Запорожца. М. :Просвещение,1976.
5. АникееваН. П. Воспитание игрой. М. :Просвещение. 1987.
6. БарташниковаИ. А. ,БарташниковА. А. «Учись,играя.» Харьков:Фолио,1997
7.«Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Составители:Е. Н.
Тверитина,А. С. Баразкова. Под редакциейМ. А. Васильевой. –
8. Соколова. «Особенности игровых действий».//ЖурналДефектологии1972
№2
9. СухомлинскийА. В. "Овоспитании"2. М. :Политиздат. 1985.
10. УсоваА. П. «Роль игры в воспитаниидетей»ПодредакциейА. В.
Запорожца. М. :Просвещение,1976.
11. ЭльконинД. Б. Избранныепсихологические труды. М. :Просвещение1989.
12. ЭльконинД. Б. «Психология игры».–М. :Просвещение,2000.
2018 – 2019 учебный год
Тема: "Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования"
Цель: - повысить профессиональный уровень
Актуальность темы
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку. Необходимо изучить методическую литературу и создать все условия для инклюзивной практики.
Раздел 1. Изучение методической литературы по теме.
1. Создание и апробация модели психолого-педагогического
сопровождения инклюзивной практики : Методическое пособие / Под
общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М. : МГППУ, 2012. — 156 с.
2. АлехинаС. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование : Сборник статей / отв. ред. Т. Н. Гусева. — Москва: Центр «Школьная книга», 2010. — Вып. 1.
3. Алехина С. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса вобразовании // Психологическая наука и образование, 2011, № 1.
6. Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образование».вып. 3. — М. : изд-во Центр «Школьная книга», 2010.
7. Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином
«Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. —
№ 9—10. — с. 95—97.
8. Карпенкова И. В. Тьюторв инклюзивном классе, сопровождение
ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М. : Изд-во
Теревинф, 2010.
Изучение Интернет-ресурсов:
https://perspektivainva.ru/inclusiveedu/
https://kmb4.mskobr.ru/dou_edu/strukturnoe_podrazdelenie_quot_detskij_a
d_quot_288_quot/obrazovanie/methodical_cabinet/
https://www.inclusiveedu.ru/grc/
Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.
1. Участие в методических объединениях на муниципальном уровне. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)
2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)
3. Участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов БДОУ (уровень детского сада). (ФЕВРАЛЬ)
4. Консультация для педагогов БДОУ на тему: " Инклюзивное образование как фактор развития толерантности дошкольников». (МАРТ)
5. Открытое занятие с элементами тренинга для детей и родителей старшей группы «Как хорошо, что мы друзья» (АПРЕЛЬ)
6. Отчёт по теме самообразования за год. (МАЙ)
Раздел 3. Работа с детьми
1. Поиск эффективных методов работы во время совместной деятельности взрослого и детей. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)
2. Самоанализ педагогической деятельности. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)
3. Подготовка и реализация проекта "Мы разные, но мы вместе". (АПРЕЛЬ-МАЙ)
4. Работа с родителями.
1. Разработка плана работы с родителями на год. (АВГУСТ)
2. Подготовка и проведение родительского собрания на тему : "Разные дети". (ЯНВАРЬ)
3. Участие в подготовке и проведение итогового родительского собрания. (МАЙ)
Публикации по теме:
«ФГОС в дошкольном образовании». Методическая копилка"ФГОС в дошкольном образовании" С 1 января 2014 г. введен в действие ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании». Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено.