Анна Тортумашева
План работы по самообразованию воспитателя на 2019–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Воспитателя Тортумашевой Анна Анатольевны
На 2019 – 2020 уч. г.
Тема: Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Направление: ручной труд
Вид деятельности: аппликация, лепка, рисование; конструирование.
Цель:
1. Изучить различные нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития детей.
Публикация «План работы по самообразованию воспитателя на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
2. Формировать умение применять полученные знания о нетрадиционных техниках для художественно-эстетического развития в собственном творчестве детей.
3. Формировать умение у детей выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками.
4. Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.
5. Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- создавать условия для формирования у детей системы сенсорных эталонов;
- развивать творческие навыки и умения детей через систему техник в рамках учебного плана (традиционные техники) и плана по самообразованию (нетрадиционные техники) ;
- развивать речь детей посредством выполнения работ в нетрадиционной технике и обыгрывании поделок;
– воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками;
– развивать эмоциональное восприятие, эстетический вкус, воображение, творчество, фантазию;
– развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы, проведения мастер - классов, самообразования.
-разработать перспективный план работы с детьми по кружковой деятельности.
-оформить в приемной стенд «Наше творчество»
-подготовить мастер - класс для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники»; выступление на педагогическом совете.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных техниках в ХПД;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе использования нетрадиционных техник.
Форма самообразования : индивидуальная.
Методы и приёмы обучения нетрадиционным техникам в ХПД
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы (алгоритм).
6. Педагогическая диагностика.
Методические рекомендации
Организуя занятия с использованием нетрадиционных техник, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Формы проведения
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• аппликация из рваной бумаги
• печать поролоном;
• аппликация из круп
• конструирование из спичечных коробков
• лепка из солёного теста и тд.
Результат реализации: выставка детских работ в нетрадиционных техниках. Форма отчета по проделанной работе : сообщение на педсовете, презентация по теме.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник в ХПД в 2020-2021 уч. г.
Актуальность:
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Чтобы развиваться, дети должны иметь возможность рисовать, лепить, клеить, вырезать, конструировать, результат этой работы проявится в будущем в совершенно разных областях. Научно доказано, что возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творческих способностей ребенка.
Для чего следует развивать художественно-эстетические способности ребенка? В процессе художественно-эстетической деятельности усваиваются общечеловеческие ценности и нормы, развиваются возрастные личностные качества (восприятие эстетических явлений, образное мышление, продуктивное воображение, соучастие, опережающая эмоциональная оценка) через ознакомление детей с достижениями культуры и собственную творческую деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому для развития дошкольника разрабатываются всё новые и новые подходы к эстетическому воспитанию.
Что такое нетрадиционная техника выполнения изображений?
Это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается своей оригинальностью. Изображение в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы и самое главное, нет места слову «нельзя».
Основные принципы работы с использованием нетрадиционных техник:
• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник к сложным;
• принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого ребёнка;
• принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
• связь обучения с жизнью. Дети изображают то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество;
• принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приёмы и методы, используемые в работе, должны соответствовать их возрасту и уровню развития.
Результат деятельности:
1. Выставка детских работ в нетрадиционных техниках.
2. Самоанализ по реализации плана по самообразованию и деятельности детей.
3. Сообщение на педсовете «Отчёт о проделанной работе за 2019-2020 уч. г. Рекомендации коллегам по организации занятий по художественно – продуктивной деятельности с применением нетрадиционных техник.
4. Презентация по теме.
Перспективный план работы по теме самообразования.
Месяца Планирование работы
Сентябрь Подбор для изучения психолого-педагогической и методологической литературы по теме самообразования.
Октябрь Изучение книг: Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с. ; Шаляпина И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». ФГОС ДО. М. :ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. ;
Ноябрь Внедрение нетрадиционных техник (Пластилинография, обрывная аппликация) в ХПД с детьми с целью формирования умения применять полученные знания в продуктивной деятельности, развития речи, воображения, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.
Декабрь Оформление для уголка родителей «Рисование «поролоном». Цель: познакомить с новым способом получения изображения – рисованием поролоновой губкой. Выставка работ детей.
Январь Изучение литературы и интернет – материалом по методике необычной аппликации – «Айрис фолдинг» – радужное складывание цветных полосок бумаги. ( Источник:https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-kartiny-v-tehnike-airis-folding-snegir.html)
Февраль Подбор материала для консультации «Чудо – пластилин». Семейный клуб «Ромашка» - Мастер – класс «Пластилиновая мозаика»
Март Подбор материала для консультации родителей «Что такое квиллинг? Квиллинговые поделки для начинающих». Выступление на педсовете «Нетрадиционные техники рисования».
Апрель Изучение литературы «Поделки из натуральных материалов: круп, семян, орехов». Консультация для родителей "Аппликация из крупы" (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/27/applikatsii-iz-krupy-konsultatsiya-iz-krupy). Выставка работ детей.
Май и лето
Составление примерного перспективного плана по самообразованию на следующий год. Воспитательная работа с детьми по теме самообразования (внедрение).
Литература:
1. Погодина С. В. «Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов в рамках концепции трансформируемых эстетических архетипов» автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М. : 2016 г.
2. Акуненок Т. С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» ж. Дошкольное образование. – 2010. - №18
3. Шаляпина И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». ФГОС ДО. М. :ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
4. Е. А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ».- СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013, - 96 с.
5. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
6. Поддьяков Н. Н. «Психическое развитие и саморазвитие ребёнка – дошкольника. Ближние и дальние горизонты». М. : Обруч, 2013. – 192 с.
7. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» .
8