Левина Надежда Алексеевна
Отчет по самообразованию воспитателя «Конструирование как средство развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Солнышко» г. Ртищево
Саратовской области»
Отчет по самообразованию в форме мастер-класса на тему: «Конструирование, как средство развития технического творчества детей»
воспитателя
Левиной Надежды Алексеевны
Место проведения: МДОУ №14 «Солнышко»
Ртищево 2018
Отчет по самообразованию
Направление: социально-личностное
Группа: старшая
Начало работы: сентябрь 2017 г.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Окончание работы: май 2018 г.
Форма самообразования : индивидуальная
Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством конструирования из строительного материала и другого конструктора
Задачи:
Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к конструированию.
Образовательная: формировать умения и навыки конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач.
Развивающая : развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Воспитательная : воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.
Этапы реализации самообразования :
Первый этап ( организационно - теоретический: сентябрь – октябрь 2017г.) – изучение возможностей внедрения конструирования из строительного материала в том числе и LEGO-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию, организация начального материально-технического обеспечения – центра по конструированию.
Этапы реализации самообразования :
Второй этап ( накопительно - практический: ноябрь – май 2018г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию : организация работы центра конструирования, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей центра в образовательном процессе с старшими дошкольниками: проведение мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; консультации, выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Этапы реализации самообразования :
Третий этап ( заключительный: май 2018г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Конструирование из строительного материала а так же других разнообразных конструкторов полностью отвечает требованием ФГОСТ, а значит и интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органически включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).
При разработке данного материала использовались исследования H. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.
Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)
Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности. Предлагаемая система занятий рассчитана на учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.
Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Одно занятие в месяц проводится фронтально. Игровые задания обычно имеют подгрупповую форму организации.
Анализ результата работы
- Работа по конструированию даёт возможность дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
- Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка : совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
- Ребё нок приобретает навыки культуры труда: начинает соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.
- Конструктор используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, ведется в течении учебного года кружок по конструированию «Юные архитекторы».
Основой образовательного процесса по конструированию является игра – ведущий вид детской деятельности.
Таким образом, использование игровых приемов с помощью конструктора приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким, динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику.