алена нестерова
План воспитателя по самообразованию «Новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Новый год. Конспекты по развитию речи
- Новый год. Планирование
- Новый год. Проекты
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры.
Задачи:
1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».
2. Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы, метода проектов.
3. Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематичекий слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4 Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5. Развивать монологическую речь при составлении рассказа – описания предмета.
6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.
Ожидаемые результаты:
1. Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2. Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3. При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
4. У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по развитию речи,
- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,
- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи,
- дидактические игры на развитие монологической речи,
-дидактические игры на развитие диалогической речи.
План работы
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта Сентябрь-май 1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.
3. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.
4. Подготовка и оформление проектов
(Приложение 1) Через предметные издания и Интернет- ресурс.
Работа с детьми Сентябрь 1. Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2. Подбор дидактических игр, пособий для развития речи детей. Картотеки пальчиковых игр, по ЗКР,
артик. гимн. и т. д.
Октябрь Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи «Дополни предложение»
«Придумай предложение»
«Доскажи словечко»…
Ноябрь Сюжетные картинки для составления рассказа На различн. темы. картинки и серии картинок
Декабрь Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи.
«Испорченный телефон»
«Светофор»
«Повтори»
«Поймай звук»
«Поиграем в сказку»…
Январь
Февраль
Март Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи. «Выбери начало»
«Составляем разные рассказы»
«Сочиняем сказку»…
Апрель Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи. «Когда можно и нужно звонить?»
«Ведение диалога по телефону»…
Май Дидактические игры по методике ТРИЗ. «Фантазия»
«Маша-растеряша»
«Угадай, что я загадала»
«Черное-белое»
Работа с семьей Сентябрь Анкетирование родителей Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.
Октябрь Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет» Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).
Ноябрь Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми» Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.
«Что и как читать ребёнку дома»
Консультация
Декабрь Развитие связной речи у детей 4-5 лет Консультация
Январь Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.
Февраль «О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка» Информация в уголке для родителей
Март Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками» Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.
Апрель Открытый показ НОД «Пришла весна!»
В течение года Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Самореализация Сентябрь Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Радуга» Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»
Октябрь Изучение методического комплекта программы «Радуга» Изучение проекта «ФГОС дошкольного образования». Изучить для старшей группы задачи, условия, методику обучения по развитию речи.
Ноябрь Изучение методики О. С. Ушаковой Повышение профессионализма по развитию речи.
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.
Декабрь Изготовление дидактических пособий «Чей домик»
«Сенсорные дорожки»
Январь Приобретение дид. пособий «
Февраль Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.
Март Подготовка материала к публикации в печатных изданиях. Распространение опыта работы по теме самообразования.
Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.
Май Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе. Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»
Приложение 1
Список литературы ___
___
___
Интернет –ресурсы
https://nsportal.ru/
https://vospitately.ru
https://www.vospitatel-dou.ru
https://www.maam.ru/
и т. д.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Буратино»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Развитие речи детей через дидактическую игру»
Нестерова Алена Александровна
воспитатель
Начало изучения темы 01.09.2018
Окончание изучения темы___
Шатрово, 2018г