Папки-передвижки

Рабочая программа «Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни»

Татьяна Пучук
Рабочая программа «Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

управление образования Нижнетуринского городского округа

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад для детей раннего возраста “ Алёнка“

Рабочая программа

Тема “Изобразительная деятельность как средство формирования

творческой активности у детей третьего года жизни “

воспитатель

Пучук Татьяна Петровна

.

Публикация «Рабочая программа „Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни“» размещена в разделах

Содержание программы.

I. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Цель и задачи образовательной деятельности по реализации

рабочей программы.

1.3 Планируемые результаты развития творческой активности у

детей третьего года жизни.

II. Содержательный раздел.

2.1 Содержание психолого – педагогической работы с детьми третьего года жизни.

2.2 Взаимодействие с семьёй.

III.Организационный раздел.

3.1 Особенности организации развивающей предметно – пространствен-

ной среды.

I. Целевой раздел рабочей программы.

1.1 Пояснительная записка.

Художественно-эстетическое развитие малышей занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная деятельность, которая осуществляется в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности ребёнка. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развитие творческих способностей представляет изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация).

Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

У ребёнка раннего возраста идёт интенсивное познавательное развитие, уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть) : тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу, придерживая сверху указательным пальцем, правильно действовать с пластилином, использовать клей для аппликации по назначению. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Процесс художественно – эстетического развития строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Ребёнок раннего детства охотно вовлекается в продуктивную познавательно – творческую деятельность. В ней он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественно – эстетического опыта; с другой стороны, ребёнок пробует себя в качестве художника – творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому результату. Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь со взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребё нка: интеллектуальной, нравственно – волевой, эмоциональной.

Овладевая активными поисковыми действиями в процессе познания окружающего мира, экспериментируя, ребёнок данного возраста приобретает новый социальный опыт. В результате формируется понимание того, что признаки и свойства предметов раскрываются лишь в процессе их движения, изменения и преобразования. По отношению к объектам малыш выступает не как созерцатель, а как активный преобразователь. У ребёнка познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться знаниями с близкими людьми в рисунке, поделке. Этим ребёнок “ подключает“ близкого человека к сопереживанию.

Рабочая программа разрабатывалась на основе нормативных документов:

1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования“;

2. Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации “

№273-ФЗ от 29.12.2012 года;

3. Конвенции о правах ребёнка, вступившей в силу в СССР 15.09.1990 годка;

4. “Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“ СанПиН 2.4.1.3049-13.

5. “ Общеобразовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста “Алёнка “

Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания.

Для реализации направления “ Художественно – эстетическое развитие “ программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет развивать у детей общительность, доброту, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство и координация подходов к воспитанию детей в условиях группы и семьи.

1.2 Цель и задачи реализации рабочей программы.

Цель рабочей программы :

Организация изобразительной деятельности для апробирования комплекса игр с художественными материалами, который будет способствовать формированию творческой активности детей третьего года жизни.

Цель реализуется через решение следующих задач:

• воспитывать у детей раннего возраста интереск художественно-эстетической деятельности.

• развивать художественное восприятие, воображение, творческую активность.

• развивать творческую активность детей, интереса к самостоятельной творческой деятельности.

• приобщение к искусству.

• развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

• приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному)через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;

Рабочая программа реализуется в разных видах деятельности :

• игровой,

• коммуникативной,

• трудовой,

• познавательно-исследовательской,

• продуктивной,

• музыкально-художественной,

• чтение художественной литературы.

Для реализации программы используются следующие методы и приё мы:

• теоретического анализа и обобщения – это метод изучения, анализа и обобщения литературных источников ;

• педагогического наблюдения –этот метод позволяет изучить объекты в естественных условиях, при этом вывод не зависит от личных качеств наблюдателя ;

формирующего эксперимента, т. е. апробирование комплекса игр с художественными материалами;

• игровые упражнения и ситуации – приёмы, которые используются в объяснении, в руководстве деятельностью детей, оценке детского художественного творчества; рассматривание и обследование предметов и явлений окружающего мира;

• детское экспериментирование;

сотворчество взрослого и детей : взрослый рисует объект, а дети дорисовывают детали;

• анализ детских работ используется как игровая ситуация.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей раннего возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соответствует следующим принципам:

• принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребёнка;

• принцип научной обоснованности и практической применяемости;

• принцип полноты, необходимости и достаточности позволяет решать поставленные цели и задачи;

• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в ходе реализации которых формируются такие знания и умения, имеющие непосредственное отношение к формированию творческой активности детей раннего возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями (под интеграцией содержания понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия образовательных областей);

• принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

• принцип решения программных задач в совместном творчестве воспитателей, родителей и детей;

1.3 Планируемые результаты освоения рабочей программы.

Рисование

• дети различают и правильно называют цвет краски (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый, обращают внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету;

• дети умеют рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, волнистые и т. д.);

• умеют рисовать предметы округлой формы;

• принимают правильную позу при рисовании – сидят свободно, не наклоняются низко над листом бумаги, одной рукой придерживают лист бумаги, на котором рисуют;

• бережно относятся к изобразительным материалам, правильно их используют;

• правильно держат карандаш, фломастер, кисточку;

• набирают краску на кончик ворса кисточки, снимают о край баночки лишнюю каплю, промывают кисточку, чтобы набрать другой цвет краски;

• осушают промытую кисть о тряпочку или салфетку;

• располагают изображения по всему листу бумаги;

• умеют работать аккуратно, самостоятельно;

• дети осознанно рисуют разными приёмами (штрихами, линиями, пятнами и т. д.);

• эмоционально откликаются на красоту природы, произведения искусства;

• дети любят рисовать, выполняют игровые действия с художественными материалами с желанием, творчески активны.

Л е п к а

• дети умеют пользоваться пластическими материалами, кладут пластилин и изделия на дощечку или тарелочку;

• отщипывают небольшие кусочки пластилина от большого куска;

• раскатывают комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко и т. д.);

• раскатывают комочек пластилина прямыми движениями ладоней (палочки, конфетки, соединяют концы изделия (колесо, баранка);

• умеют сплющивать комочек пластилина пальчиками и ладонями (пряники, оладушки, делают углубление в середине сплющенного комочка (тарелочка, корзинка);

• соединяют две, три вылепленные формы в один предмет : палочка и шарик (погремушка, два шарика (снеговик, несколько шариков (гусеница);

• украшают вылепленные изделия, используя стеку или палочку;

• объединяют изделия в коллективную композицию, лепят самостоятельно по замыслу;

• дети любят лепить, выполняют игровые действия с пластическим материалом с желанием, удовольствием, творчески активны.

Приобщение к изобразительному искусству

• дети внимательно рассматривают иллюстрации, картины, отвечают на вопросы, рассказывают, что изображено;

знают народные игрушки : ванька – встанька, матрёшка, дымковская игрушка и другие, соответствующие возрасту ребёнка;

• определяют характер игрушки (весёлая, забавная, грустная и т. д., их форму и цвет;

• любят произведения народного фольклора (сказки, потешки, прибаутки и т. д., слушают с удовольствием, участвуют в инсценировках, обыгрывают персонажей;

• эмоционально откликаются на красоту сезонных и межсезонных изменений в природе.

Результаты будут представлены в виде:

- авторских пособий, развивающих игр, развлечений;

- открытых мероприятий для воспитателей;

- фотовыставок под общим названием “Я рисую…”;

- презентаций для воспитателей и родителей по теме;

- мониторингов образовательного процесса и интеграции образовательных областей;

- сравнительных анализов творческой активности детей.

II. Содержательный раздел рабочей программы

2.1Содержание психолого – педагогической работы с детьми

раннего возраста.

Содержание образовательной области “ Художественно – эстетическое развитие “ направлено на:

формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;

• воспитание интереса к художественно – творческой деятельности;

• развитие художественного восприятия, образных представлений, воображения, творческих способностей;

• развитие детской творческой активности, интереса к самостоятельной творческой деятельности;

удовлетворение потребности малышей в самовыражении.

Задачи изобразительной деятельности.

Р и с о в а н и е.

• развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предмета, обводить их по контуру по очереди то одной, то другой рукой;

• подводить малышей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора;

• обращать внимание на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша;

• поощрять желание следить за движениями карандаша по бумаге;

• развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;

• учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их;

• учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, волнистые, пересекать их уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и т. д. ;

• подводить детей к рисованию предметов округлой формы;

формировать правильную позу при рисовании – сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш;

формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно промыв в воде;

• приучать детей держать карандаш и кисть свободно: карандаш – тремя пальчиками выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника;

• учить детей набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку,снимая лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета;

• приучать детей осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку;

• учить детей называть цвет краски – синий, красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный, обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображённому предмету;

• развивать умение располагать изображения по всему листу бумаги;

формировать навыки аккуратной работы, вызывать у детей радость от полученного изображения.

Л е п к а

• вызывать у детей интерес к лепке;

знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, соленым тестом и их свойствами;

• учить пользоваться пластическими материалами;

• развивать умение отламывать комочки глины от большого куска;

• учить детей лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек ладонями прямыми движениями, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, колесо и др.);

формировать умение раскатывать комочек глины, пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягодка и др.);

• учить расплющивать комочек глины, пластилина между ладонями (печенье, лепёшка, пряники, делать углубление в середине сплющенного комочка (миска, корзинка, блюдце);

• учить соединять две вылепленные формы в один предмет : палочка и шарик (погремушка, грибок и др., два шарика (неваляшка, снеговик) и т. п. ;

• приучать детей класть глину или пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеёнку;

• побуждать детей украшать вылепленные изделия, используя стеку или палочку;

• предлагать детям объединять вылепленные изделия в коллективную композицию, вызывать радость от результата своей и общей работы;

Развитие детского творчества

• развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (деревья, животные, растения);

• вызывать у детей интерес к действиям с карандашом, фломастерами, глиной, кистью, красками, тестом, пластилином;

формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины, пластилина, лепят;

• привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям;

• побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, подводить к простейшим ассоциациям (на что это похоже);

• вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети рисовали сами;

• побуждать дополнять изображение характерными деталями;

• осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы;

• вызывать положительный отклик на красоту природы, произведения искусства.

Приобщение к изобразительному искусству

• рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы;

• развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок;

знакомить с народными игрушками: дымковской, матрёшкой, ванькой-встанькой и др., соответствующими возрасту детей;

• обращать внимание детей на характер игрушек (весёлая, забавная и др., их форму, цвет;

• развивать интерес к произведениям народного фольклора,к литературе, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (форма, цвет,величина).

2.2 Взаимодействие с семьёй.

Изобразительная деятельность малышей раннего возраста неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, особенно молодых родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс развития, но в силу разных обстоятельств и в разной степени нуждается в помощи педагогов. Не всегда родитель принимает эту помощь. Задача педагога - привлечь родителей к сотрудничеству, убедить в своей компетентности, подвести к знанию и пониманию значения изобразительной деятельности для детей раннего возраста, а также активного, малыша через рисование, лепку, аппликацию.

Основные задачи взаимодействия с семьё й:

• изучение отношения родителей к художественно-эстетическому развитию детей, условий организации художественной деятельности в группе и семье;

• знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей;

информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения малышей, о возможностях группы и семьи в решении данных вопросов;

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимопонимания педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Формы работы с родителями :

• тематическая информация “Школа пяти гномов”;

• консультации и беседы как индивидуальные, так и групповые;

• еженедельные выставки детского творчества;

• выставки совместного творчества детей и родителей;

• родительские собрания с показом мастер-класса;

• презентациипо теме как групповых, так и домашних;

• тематические фотогазеты;

• анкетирование родителей;

• семейные проекты по теме;

• тематические книжные выставки;

• родительские практикумы;

• родительская почта “Изобразительная деятельность : спрашивайте - отвечаем”;

• ознакомление с творчеством воспитателя.

III. Организационный раздел.

3.1Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для изобразительной деятельности.

При создании предметно - развивающей среды для детей третьего года жизни необходимо учитывать, что ее прогрессивное воздействие на личность ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретенного в процессе изобразительной деятельности. Важным компонентом предметной среды в группе является центр творческого развития малышей, цель создания которого состоит в предоставлении каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние и пока на уровне интуиции ощутить собственное “Я”.

Предметно – развивающая среда является системой материальных объектов – центров, функционально моделирующих содержание художественно – эстетического развития ребенка, основой реализации содержания изобразительной деятельности детей третьего года жизни.

В основу создания компонентов предметно – пространственной среды группы для изобразительной деятельности положены следующие принципы:

• создание общего энергетического поля, начиная с первого “Здравствуйте, я пришел”, “Я есть” и заканчивая местоположением ребенка и воспитателя относительно друг друга в пространстве;

• создание условий для творческого активного развития и возможностей “вычерпывать” из организованной среды информацию, необходимую для решения задач изобразительной деятельности;

• соответствие возможностям ребенка для перехода от одного этапа к следующему этапу развития изобразительной деятельности, т. е. развитие детей организуется таким образом, чтобы в недрах данной деятельности созрели предпосылки успешного овладения приёмами рисования, лепки, аппликации;

• оснащённости, обеспечивающей содержание природных, социокультурных средств для успешных занятий изобразительной деятельностью;

• создание функционального комфорта, т. е. оптимального состояния ребенка в процессе активной творческой деятельности, проявляющегося в положительных эмоциях.

Проектируемая предметно – пространственная среда отвечает потребностям развития творческой личности ребё нка и предусматривает:

• возможность действовать самостоятельно (творить, фантазировать, экспериментировать);

• создавать образ собственного мира, психологически близкого ребенку, дружественного и комфортного;

• быть в постоянном поиске, испытывать желание постичь таинственное, найти необыкновенное в обыкновенном.

Организуя изобразительную деятельность детей третьего года жизни в развивающей предметной среде, необходимо ряд факторов, влияющих на формирование базисных психических процессов и побуждающих детей к творческой активности :

• предметно – пространственная среда формируется средствами соответственно возрасту ребенка с небольшим превышением степени их сложности;

• создание модели свободной от ограничений предметно-развивающей игровой среды, полностью подвластной ребенку;

• отсутствие загромождения “лишними” предметами, сочетание проблемных и консервативных компонентов, разнообразие игрушек, игрового оборудования, предметов-заместителей;

• новизна всегда привлекает ребенка и достигается сменой обстановки или

функционально закладывается в построение среды;

формирование чувства цвета, формы, композиции, ритма;

форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей, элементы декора легко сменяемы.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Совместная деятельность родителей и детей как средство развития творческой активности детей»Фотоотчет «Совместная деятельность родителей и детей как средство развития творческой активности детей» Уважаемые коллеги и гости! Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка, поэтому хотелось бы поделится с вами небольшими.

Консультация «Изобразительная деятельность детей как средство формирования чувства любви к родному краю» Г. А. Ашмарина - воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска В течение нескольких лет коллектив нашего дошкольного учреждения.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР Наблюдая за рисованием детей, можно отметить, что ребенок стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» Воспитатель МБДОУ Детский сад № 2,Чернобаева А. В. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детейНародное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор,.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Разрешите представить Вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой.

Программа по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» 2015–2016 г. г. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников». Пояснительная записка..

Рабочая программа по ИЗО творческой деятельности детей с 3 до 7 лет «Нетрадиционные техники работы с бумагой и пластилином» Рабочая программа Творческой деятельности детей с 3 до 7лет На 201 - 201 учебный год «Нетрадиционные техники работы с бумагой и пластилином».

Рабочая учебная программа по ОО «Познавательно — исследовательская деятельность» (для детей 3–4 лет) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни»
Опубликовано: 2 марта 2016 в 17:17
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пучук (УИ 370065) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД