Татьяна Пучук
Рабочая программа «Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
управление образования Нижнетуринского городского округа
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад для детей раннего возраста “ Алёнка“
Рабочая программа
Тема “Изобразительная деятельность как средство формирования
творческой активности у детей третьего года жизни “
воспитатель
Пучук Татьяна Петровна
.
Публикация «Рабочая программа „Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Содержание программы.
I. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Цель и задачи образовательной деятельности по реализации
рабочей программы.
1.3 Планируемые результаты развития творческой активности у
детей третьего года жизни.
II. Содержательный раздел.
2.1 Содержание психолого – педагогической работы с детьми третьего года жизни.
2.2 Взаимодействие с семьёй.
III.Организационный раздел.
3.1 Особенности организации развивающей предметно – пространствен-
ной среды.
I. Целевой раздел рабочей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое развитие малышей занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная деятельность, которая осуществляется в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности ребёнка. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развитие творческих способностей представляет изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация).
Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
У ребёнка раннего возраста идёт интенсивное познавательное развитие, уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть) : тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу, придерживая сверху указательным пальцем, правильно действовать с пластилином, использовать клей для аппликации по назначению. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс художественно – эстетического развития строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Ребёнок раннего детства охотно вовлекается в продуктивную познавательно – творческую деятельность. В ней он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественно – эстетического опыта; с другой стороны, ребёнок пробует себя в качестве художника – творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому результату. Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь со взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребё нка: интеллектуальной, нравственно – волевой, эмоциональной.
Овладевая активными поисковыми действиями в процессе познания окружающего мира, экспериментируя, ребёнок данного возраста приобретает новый социальный опыт. В результате формируется понимание того, что признаки и свойства предметов раскрываются лишь в процессе их движения, изменения и преобразования. По отношению к объектам малыш выступает не как созерцатель, а как активный преобразователь. У ребёнка познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться знаниями с близкими людьми в рисунке, поделке. Этим ребёнок “ подключает“ близкого человека к сопереживанию.
Рабочая программа разрабатывалась на основе нормативных документов:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования“;
2. Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации “
№273-ФЗ от 29.12.2012 года;
3. Конвенции о правах ребёнка, вступившей в силу в СССР 15.09.1990 годка;
4. “Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“ СанПиН 2.4.1.3049-13.
5. “ Общеобразовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста “Алёнка “
Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания.
Для реализации направления “ Художественно – эстетическое развитие “ программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет развивать у детей общительность, доброту, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство и координация подходов к воспитанию детей в условиях группы и семьи.
1.2 Цель и задачи реализации рабочей программы.
Цель рабочей программы :
Организация изобразительной деятельности для апробирования комплекса игр с художественными материалами, который будет способствовать формированию творческой активности детей третьего года жизни.
Цель реализуется через решение следующих задач:
• воспитывать у детей раннего возраста интереск художественно-эстетической деятельности.
• развивать художественное восприятие, воображение, творческую активность.
• развивать творческую активность детей, интереса к самостоятельной творческой деятельности.
• приобщение к искусству.
• развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
• приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному)через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;
Рабочая программа реализуется в разных видах деятельности :
• игровой,
• коммуникативной,
• трудовой,
• познавательно-исследовательской,
• продуктивной,
• музыкально-художественной,
• чтение художественной литературы.
Для реализации программы используются следующие методы и приё мы:
• теоретического анализа и обобщения – это метод изучения, анализа и обобщения литературных источников ;
• педагогического наблюдения –этот метод позволяет изучить объекты в естественных условиях, при этом вывод не зависит от личных качеств наблюдателя ;
• формирующего эксперимента, т. е. апробирование комплекса игр с художественными материалами;
• игровые упражнения и ситуации – приёмы, которые используются в объяснении, в руководстве деятельностью детей, оценке детского художественного творчества; рассматривание и обследование предметов и явлений окружающего мира;
• детское экспериментирование;
• сотворчество взрослого и детей : взрослый рисует объект, а дети дорисовывают детали;
• анализ детских работ используется как игровая ситуация.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей раннего возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соответствует следующим принципам:
• принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребёнка;
• принцип научной обоснованности и практической применяемости;
• принцип полноты, необходимости и достаточности позволяет решать поставленные цели и задачи;
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в ходе реализации которых формируются такие знания и умения, имеющие непосредственное отношение к формированию творческой активности детей раннего возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями (под интеграцией содержания понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия образовательных областей);
• принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• принцип решения программных задач в совместном творчестве воспитателей, родителей и детей;
1.3 Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Рисование
• дети различают и правильно называют цвет краски (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый, обращают внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету;
• дети умеют рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, волнистые и т. д.);
• умеют рисовать предметы округлой формы;
• принимают правильную позу при рисовании – сидят свободно, не наклоняются низко над листом бумаги, одной рукой придерживают лист бумаги, на котором рисуют;
• бережно относятся к изобразительным материалам, правильно их используют;
• правильно держат карандаш, фломастер, кисточку;
• набирают краску на кончик ворса кисточки, снимают о край баночки лишнюю каплю, промывают кисточку, чтобы набрать другой цвет краски;
• осушают промытую кисть о тряпочку или салфетку;
• располагают изображения по всему листу бумаги;
• умеют работать аккуратно, самостоятельно;
• дети осознанно рисуют разными приёмами (штрихами, линиями, пятнами и т. д.);
• эмоционально откликаются на красоту природы, произведения искусства;
• дети любят рисовать, выполняют игровые действия с художественными материалами с желанием, творчески активны.
Л е п к а
• дети умеют пользоваться пластическими материалами, кладут пластилин и изделия на дощечку или тарелочку;
• отщипывают небольшие кусочки пластилина от большого куска;
• раскатывают комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко и т. д.);
• раскатывают комочек пластилина прямыми движениями ладоней (палочки, конфетки, соединяют концы изделия (колесо, баранка);
• умеют сплющивать комочек пластилина пальчиками и ладонями (пряники, оладушки, делают углубление в середине сплющенного комочка (тарелочка, корзинка);
• соединяют две, три вылепленные формы в один предмет : палочка и шарик (погремушка, два шарика (снеговик, несколько шариков (гусеница);
• украшают вылепленные изделия, используя стеку или палочку;
• объединяют изделия в коллективную композицию, лепят самостоятельно по замыслу;
• дети любят лепить, выполняют игровые действия с пластическим материалом с желанием, удовольствием, творчески активны.
Приобщение к изобразительному искусству
• дети внимательно рассматривают иллюстрации, картины, отвечают на вопросы, рассказывают, что изображено;
• знают народные игрушки : ванька – встанька, матрёшка, дымковская игрушка и другие, соответствующие возрасту ребёнка;
• определяют характер игрушки (весёлая, забавная, грустная и т. д., их форму и цвет;
• любят произведения народного фольклора (сказки, потешки, прибаутки и т. д., слушают с удовольствием, участвуют в инсценировках, обыгрывают персонажей;
• эмоционально откликаются на красоту сезонных и межсезонных изменений в природе.
Результаты будут представлены в виде:
- авторских пособий, развивающих игр, развлечений;
- открытых мероприятий для воспитателей;
- фотовыставок под общим названием “Я рисую…”;
- презентаций для воспитателей и родителей по теме;
- мониторингов образовательного процесса и интеграции образовательных областей;
- сравнительных анализов творческой активности детей.
II. Содержательный раздел рабочей программы
2.1Содержание психолого – педагогической работы с детьми
раннего возраста.
Содержание образовательной области “ Художественно – эстетическое развитие “ направлено на:
• формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
• воспитание интереса к художественно – творческой деятельности;
• развитие художественного восприятия, образных представлений, воображения, творческих способностей;
• развитие детской творческой активности, интереса к самостоятельной творческой деятельности;
• удовлетворение потребности малышей в самовыражении.
Задачи изобразительной деятельности.
Р и с о в а н и е.
• развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предмета, обводить их по контуру по очереди то одной, то другой рукой;
• подводить малышей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора;
• обращать внимание на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша;
• поощрять желание следить за движениями карандаша по бумаге;
• развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;
• учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их;
• учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, волнистые, пересекать их уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и т. д. ;
• подводить детей к рисованию предметов округлой формы;
• формировать правильную позу при рисовании – сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш;
• формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно промыв в воде;
• приучать детей держать карандаш и кисть свободно: карандаш – тремя пальчиками выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника;
• учить детей набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку,снимая лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета;
• приучать детей осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку;
• учить детей называть цвет краски – синий, красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный, обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображённому предмету;
• развивать умение располагать изображения по всему листу бумаги;
• формировать навыки аккуратной работы, вызывать у детей радость от полученного изображения.
Л е п к а
• вызывать у детей интерес к лепке;
• знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, соленым тестом и их свойствами;
• учить пользоваться пластическими материалами;
• развивать умение отламывать комочки глины от большого куска;
• учить детей лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек ладонями прямыми движениями, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, колесо и др.);
• формировать умение раскатывать комочек глины, пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягодка и др.);
• учить расплющивать комочек глины, пластилина между ладонями (печенье, лепёшка, пряники, делать углубление в середине сплющенного комочка (миска, корзинка, блюдце);
• учить соединять две вылепленные формы в один предмет : палочка и шарик (погремушка, грибок и др., два шарика (неваляшка, снеговик) и т. п. ;
• приучать детей класть глину или пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеёнку;
• побуждать детей украшать вылепленные изделия, используя стеку или палочку;
• предлагать детям объединять вылепленные изделия в коллективную композицию, вызывать радость от результата своей и общей работы;
Развитие детского творчества
• развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (деревья, животные, растения);
• вызывать у детей интерес к действиям с карандашом, фломастерами, глиной, кистью, красками, тестом, пластилином;
• формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины, пластилина, лепят;
• привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям;
• побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, подводить к простейшим ассоциациям (на что это похоже);
• вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети рисовали сами;
• побуждать дополнять изображение характерными деталями;
• осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы;
• вызывать положительный отклик на красоту природы, произведения искусства.
Приобщение к изобразительному искусству
• рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы;
• развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок;
• знакомить с народными игрушками: дымковской, матрёшкой, ванькой-встанькой и др., соответствующими возрасту детей;
• обращать внимание детей на характер игрушек (весёлая, забавная и др., их форму, цвет;
• развивать интерес к произведениям народного фольклора,к литературе, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (форма, цвет,величина).
2.2 Взаимодействие с семьёй.
Изобразительная деятельность малышей раннего возраста неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, особенно молодых родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс развития, но в силу разных обстоятельств и в разной степени нуждается в помощи педагогов. Не всегда родитель принимает эту помощь. Задача педагога - привлечь родителей к сотрудничеству, убедить в своей компетентности, подвести к знанию и пониманию значения изобразительной деятельности для детей раннего возраста, а также активного, малыша через рисование, лепку, аппликацию.
Основные задачи взаимодействия с семьё й:
• изучение отношения родителей к художественно-эстетическому развитию детей, условий организации художественной деятельности в группе и семье;
• знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения малышей, о возможностях группы и семьи в решении данных вопросов;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимопонимания педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы работы с родителями :
• тематическая информация “Школа пяти гномов”;
• консультации и беседы как индивидуальные, так и групповые;
• еженедельные выставки детского творчества;
• выставки совместного творчества детей и родителей;
• родительские собрания с показом мастер-класса;
• презентациипо теме как групповых, так и домашних;
• тематические фотогазеты;
• анкетирование родителей;
• семейные проекты по теме;
• тематические книжные выставки;
• родительские практикумы;
• родительская почта “Изобразительная деятельность : спрашивайте - отвечаем”;
• ознакомление с творчеством воспитателя.
III. Организационный раздел.
3.1Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для изобразительной деятельности.
При создании предметно - развивающей среды для детей третьего года жизни необходимо учитывать, что ее прогрессивное воздействие на личность ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретенного в процессе изобразительной деятельности. Важным компонентом предметной среды в группе является центр творческого развития малышей, цель создания которого состоит в предоставлении каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние и пока на уровне интуиции ощутить собственное “Я”.
Предметно – развивающая среда является системой материальных объектов – центров, функционально моделирующих содержание художественно – эстетического развития ребенка, основой реализации содержания изобразительной деятельности детей третьего года жизни.
В основу создания компонентов предметно – пространственной среды группы для изобразительной деятельности положены следующие принципы:
• создание общего энергетического поля, начиная с первого “Здравствуйте, я пришел”, “Я есть” и заканчивая местоположением ребенка и воспитателя относительно друг друга в пространстве;
• создание условий для творческого активного развития и возможностей “вычерпывать” из организованной среды информацию, необходимую для решения задач изобразительной деятельности;
• соответствие возможностям ребенка для перехода от одного этапа к следующему этапу развития изобразительной деятельности, т. е. развитие детей организуется таким образом, чтобы в недрах данной деятельности созрели предпосылки успешного овладения приёмами рисования, лепки, аппликации;
• оснащённости, обеспечивающей содержание природных, социокультурных средств для успешных занятий изобразительной деятельностью;
• создание функционального комфорта, т. е. оптимального состояния ребенка в процессе активной творческой деятельности, проявляющегося в положительных эмоциях.
Проектируемая предметно – пространственная среда отвечает потребностям развития творческой личности ребё нка и предусматривает:
• возможность действовать самостоятельно (творить, фантазировать, экспериментировать);
• создавать образ собственного мира, психологически близкого ребенку, дружественного и комфортного;
• быть в постоянном поиске, испытывать желание постичь таинственное, найти необыкновенное в обыкновенном.
Организуя изобразительную деятельность детей третьего года жизни в развивающей предметной среде, необходимо ряд факторов, влияющих на формирование базисных психических процессов и побуждающих детей к творческой активности :
• предметно – пространственная среда формируется средствами соответственно возрасту ребенка с небольшим превышением степени их сложности;
• создание модели свободной от ограничений предметно-развивающей игровой среды, полностью подвластной ребенку;
• отсутствие загромождения “лишними” предметами, сочетание проблемных и консервативных компонентов, разнообразие игрушек, игрового оборудования, предметов-заместителей;
• новизна всегда привлекает ребенка и достигается сменой обстановки или
функционально закладывается в построение среды;
• формирование чувства цвета, формы, композиции, ритма;
• форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей, элементы декора легко сменяемы.