ольга егошина
Программа по рисованию песком для детей 5–6 лет «Маленькие фантазеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по рисованию песком для детей 5-6 лет "Маленькие фантазеры"
Содержание
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Советы по организации занятий.
1.4. Оборудование.
1.5. Условия проведения занятий с песком.
1.6. Учебно-тематический план___1
1.7 Планируемые результаты реализации программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Пояснительная записка
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
Публикация «Программа по рисованию песком для детей 5–6 лет „Маленькие фантазеры“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
К. Д. Ушинский
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию мышления у детей, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы, способствует творческая деятельность.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Рисование песком доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог побуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Рисование песком стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Рисование песком – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Данная программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью.
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Детям предлагаются различные виды рисования : пальчиками, брызгами, с использованием деревянных палочек, лопаточек, формочек.
Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие фантазёры» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ ДО «Дворец творчества».
Направленность программы «Маленькие фантазёры» – художественная. Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей учащихся.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы : развитие творческих способностей детей посредством техники рисования песком.
Задачи:
- познакомить детей с техникой рисования песком;
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, внимание, приобщая к миру прекрасного;
- развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств. В системе эстетического, творческого восприятия подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с новой техникой рисования, её особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Отличительной особенностью программы является то, что в работе используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Рисование песком доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Данная программа является модифицированной. В процессе разработки программы учтены мотивация и интересы детей, пожелания родителей – как социальных заказчиков.
Программа рассчитана на детей 5-6лет.
Наполняемость учебной группы – в соответствии с СанПиН от 2.4.4.3172-14 от 04.07.14 №41. Состав группы – постоянный.
Срок реализации программы – 1 год, 18 часов.
Режим занятий: 1 раз в 2 недели по 25 минут в соответствии с расписанием, утвержденным приказом по учреждению.
Форма обучения – очная, групповая.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
1.3. Советы по организации занятий.
• Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета для рисования песком.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться. • Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
• Периодически песочницу нужно пополнять песком.
Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям
. • После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.
1.4. Оборудование.
1. Песочница.
2. Песок.
3. Кинетический песок.
4. Фигурки:
Человеческие персонажи
Сказочные герои (злые и добрые)
Животные (домашние, дикие и др.)
Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.)
Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
5. Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.)
6. Бросовый материал (трубочки, цветной картон).
7. Пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
8. Пластиковые трубочки с отверстиями;
9. Совочки, грабельки, стаканчики, сито.
1.5. Условия проведения занятий с песком.
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
1.6. Учебно-тематический план
№п / п Тема занятия Примечание
1 Знакомство со свойствами песка.
2 Путешествие в Волшебную страну.
3 Образ любимой игрушки.
4 Город, в котором мы живём.
5 Домашние животные.
6 Сделай цифру из песка.
7 В гостях на морском дне.
8 Инсценирование сказки «Теремок».
9 Планета динозавров.
10 Тёплые лучики солнца.
11 Создание картины «Лес».
12 Узнай букву и назови звук.
13 Несуществующее животное.
14 Пустыня.
15 Инсценирование сказки «Заюшкина избушка»
16 У бабушки в деревне.
17 Узнай букву и назови звук.
18 Я волшебник.
1.7. Планируемые результаты реализации программы.
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования песком;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- создавать рисунки из песка на заданную тему;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альберта Г., Вульф Р. Основы рисования. Минск. : Поппури, 2001. 128 с.
2. Горяева Н. А., Неменская Л. А. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. М. : Просвещение, 2006. 28 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
4. Грибовская А. А. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. М. : ТЦ Сфера, 2009. 73 с.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. М. : Скрипторий, 2008. 67 с.
6. Дюбоск Д. Как рисовать. Минск: Поппури, 2001. 64 с.
7. Иванов Д. Юный художник. М. : Эксмо, 2007. 104 с.
8. Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. М. : Сфера, 2011. 63 с.
9. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М. : ТЦ Сфера, 2009. 105 с.
10. Колдина Д. Н. Рисование с детьми. М. : Мозаика- Синтез, 2008. 78 с.
11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. СПб. : КАРО, 2007. 134 с.
12. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
13. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия. М. : ТЦ Сфера, 2011. 98 с.