Гизатуллина Лилия
Программа по развитию толерантных способностей воспитанников
Пояснительная записка:
Семейный час даёт возможность воспитателю проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формировать познавательную активность воспитанников. Деятельность семейного часа, являясь одной из форм работы, как правило, направлена на достижение тех же задач, что и урок в школе, но на ином, конкретном материале и иными средствами.
Публикация «Программа по развитию толерантных способностей воспитанников» размещена в разделах
Ведущая роль в организации работы семейных часов в детском доме и отводится воспитателю. В зависимости от изучаемого вопроса, темы, специфики и особенностей семейного часа, конкретных условий воспитатель намечает объекты исследования, определяет формы и методы работы.
Повышение интереса воспитанников к занятиям на семейном часу - это повседневная забота воспитателя. Этому способствует знание различных методов и приёмов работы, умелое сочетание и чередование занятий теоретического и практического характера. Результативность работы семейного часа будет зависеть от того, насколько воспитатель информирован об индивидуальных особенностях, интересов и успеваемости в школе или в детском саду у воспитанников семьи.
А сейчас проведем эксперимент. Попросим разных людей охарактеризовать современный мир. И можем услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши воспитанники всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Именно поэтому появилась необходимость разработать программу «Я, ты, мы» и апробировать ее на воспитанниках, тем более что отношения между современными детьми, к сожалению, нельзя назвать идеальными.
Представленная система семейных часов и коллективно - творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит воспитанникам успешно адаптироваться не только к социальной жизни в детском доме, но и за ее пределами.
Цель программы : развитие представлений ребенка о толерантности, группе людей в данной системе, возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных особенностях мира людей.
Задачи:
Развитие позитивного отношения к себе, другим, миром.
Осознание права каждого на индивидуальность, принятие и уважение другого.
Расширение представлений о значении и возможностях толерантных способов поведения.
Развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении.
Формирование умений толерантного взаимодействия с "миром людей".
Ожидаемы результаты:
1. Расширение образа мира ребенка;
2. Приобретение навыков толерантного взаимодействия;
3. Гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности.
Календарно-тематическое планирование. Программа «Я, ты, мы»
№ Дата Тема занятия Цель
Вводная индивидуальная диагностика определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность».
1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ : ЧТО ЭТО?
(ЧАСТЬ 1)
— ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
— стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами : (1) на основе выработки «научного определения», (2) посредством экспрессивной формы, (3) с использованием ассоциативного ряда.
2. Занятие 2
ТОЛЕРАНТНОСТЬ : ЧТО ЭТО?
(ЧАСТЬ 2)
— ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
— стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами : (1) на основе выработки «научного определения», (2) посредством экспрессивной формы, (3) с использованием ассоциативного ряда.
3. Занятие 3
ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
дать представление об особенностях толерантной и ин-толерантной личности и основных различиях между ними.
4. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА — показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
— показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;
— показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности;
— поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки;
— дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие;
— показать, какими способами можно сделать общение толерантным.
5. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И К ДРУГИМ. САМОПОЗНАНИЕ
6. Я И ГРУППА: ТОАЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И К ДРУГИМ. ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ
7. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ : РАЗНЫЕ МИРЫ (ЧАСТЬ 1)
— показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами;
— дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур;
— развить социальное воображение и социальную перцепцию, сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедующими другие взгляды, и т. п., помочь осознать многообразие культур
8. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ : РАЗНЫЕ МИРЫ (ЧАСТЬ 2)
9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ : УЧИМСЯ СОЧУВСТВИЮ — развитие у подростков способности к пониманию, со-переживанию и сочувствию.
10. ГРАНИЦЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
— помочь понять и почувствовать границы толерантного поведения;
— найти критерии, определяющие допустимость толерантного поведения в том или ином случае;
— развивать способность к критическому анализу, само-стоятельность мышления (в противовес конформности);
— развивать социальное восприятие.
11. ЗАВЕРШЕНИЕ
— совместное обсуждение результатов тренинга;
— получение обратной связи от группы;
— подведение итогов, прощание с участниками тренинга.
Заключительная
индивидуальная диагностика определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы уже говорили, современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.
Построение толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения затрагивает социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея формирования толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Построение толерантной среды - поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений, что и доказало наше исследование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М. : Педагогика,1982
2. Барднер Г. Я хочу / Психологическое сопровождение естественного развития ребенка- СПб : Стройлеспечать,1996
3. Блонский П. П. Психология младшего школьника- М. : МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1997
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности- М. : МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999
5. Васильева - Гиагнус Л. Азбука вежливости. - М. : Педагогика, 1990
6. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского- М. : Просвещение, 1989
7. Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников- М. : ИПП, 1996
8. Кононко Е. Чтобы личность состоялась. - Киев: 1997
9. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологии. - М. : ИПП, 1997
10. Мечинская Н. А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. - М. : ИПП, 1998
11. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. - М. : ИПП, 1998
12. Немов Р. Психология / учебник для студентов высш. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1 Общая психология. - 3-е изд. - М. : гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
13. Обухова Л. Ф. Возростная психология. - М. : Роспедагетство, 1997
14. Свирская Л. Работа с семьей. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
15. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003
16. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001
17. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь… : Практическое пособие. - М: Генесиз, 2003
18. Шадриков В. Д. Способности человека- М. : МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998
19. Эльконин Д. Б. Возрастная психология- М. : ИПП, 1997
20. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации- М. : МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998