Приложение МААМ

Программа по развитию толерантных способностей воспитанников

Гизатуллина Лилия
Программа по развитию толерантных способностей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка:

Семейный час даёт возможность воспитателю проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формировать познавательную активность воспитанников. Деятельность семейного часа, являясь одной из форм работы, как правило, направлена на достижение тех же задач, что и урок в школе, но на ином, конкретном материале и иными средствами.

Публикация «Программа по развитию толерантных способностей воспитанников» размещена в разделах

Ведущая роль в организации работы семейных часов в детском доме и отводится воспитателю. В зависимости от изучаемого вопроса, темы, специфики и особенностей семейного часа, конкретных условий воспитатель намечает объекты исследования, определяет формы и методы работы.

Повышение интереса воспитанников к занятиям на семейном часу - это повседневная забота воспитателя. Этому способствует знание различных методов и приёмов работы, умелое сочетание и чередование занятий теоретического и практического характера. Результативность работы семейного часа будет зависеть от того, насколько воспитатель информирован об индивидуальных особенностях, интересов и успеваемости в школе или в детском саду у воспитанников семьи.

А сейчас проведем эксперимент. Попросим разных людей охарактеризовать современный мир. И можем услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши воспитанники всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Именно поэтому появилась необходимость разработать программу «Я, ты, мы» и апробировать ее на воспитанниках, тем более что отношения между современными детьми, к сожалению, нельзя назвать идеальными.

Представленная система семейных часов и коллективно - творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит воспитанникам успешно адаптироваться не только к социальной жизни в детском доме, но и за ее пределами.

Цель программы : развитие представлений ребенка о толерантности, группе людей в данной системе, возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных особенностях мира людей.

Задачи:

Развитие позитивного отношения к себе, другим, миром.

Осознание права каждого на индивидуальность, принятие и уважение другого.

Расширение представлений о значении и возможностях толерантных способов поведения.

Развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении.

Формирование умений толерантного взаимодействия с "миром людей".

Ожидаемы результаты:

1. Расширение образа мира ребенка;

2. Приобретение навыков толерантного взаимодействия;

3. Гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности.

Календарно-тематическое планирование. Программа «Я, ты, мы»

№ Дата Тема занятия Цель

Вводная индивидуальная диагностика определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность».

1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ : ЧТО ЭТО?

(ЧАСТЬ 1)

— ознакомить подростков с понятием «толерантность»;

— стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами : (1) на основе выработки «научного определения», (2) посредством экспрессивной формы, (3) с использованием ассоциативного ряда.

2. Занятие 2

ТОЛЕРАНТНОСТЬ : ЧТО ЭТО?

(ЧАСТЬ 2)

— ознакомить подростков с понятием «толерантность»;

— стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами : (1) на основе выработки «научного определения», (2) посредством экспрессивной формы, (3) с использованием ассоциативного ряда.

3. Занятие 3

ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

дать представление об особенностях толерантной и ин-толерантной личности и основных различиях между ними.

4. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА — показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;

— показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;

— показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности;

— поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки;

— дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие;

— показать, какими способами можно сделать общение толерантным.

5. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И К ДРУГИМ. САМОПОЗНАНИЕ

6. Я И ГРУППА: ТОАЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И К ДРУГИМ. ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ

7. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ : РАЗНЫЕ МИРЫ (ЧАСТЬ 1)

— показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами;

— дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур;

развить социальное воображение и социальную перцепцию, сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедующими другие взгляды, и т. п., помочь осознать многообразие культур

8. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ : РАЗНЫЕ МИРЫ (ЧАСТЬ 2)

9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ : УЧИМСЯ СОЧУВСТВИЮ — развитие у подростков способности к пониманию, со-переживанию и сочувствию.

10. ГРАНИЦЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

— помочь понять и почувствовать границы толерантного поведения;

— найти критерии, определяющие допустимость толерантного поведения в том или ином случае;

развивать способность к критическому анализу, само-стоятельность мышления (в противовес конформности);

развивать социальное восприятие.

11. ЗАВЕРШЕНИЕ

— совместное обсуждение результатов тренинга;

— получение обратной связи от группы;

— подведение итогов, прощание с участниками тренинга.

Заключительная

индивидуальная диагностика определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы уже говорили, современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.

Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.

Построение толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения затрагивает социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея формирования толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.

Построение толерантной среды - поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений, что и доказало наше исследование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М. : Педагогика,1982

2. Барднер Г. Я хочу / Психологическое сопровождение естественного развития ребенка- СПб : Стройлеспечать,1996

3. Блонский П. П. Психология младшего школьника- М. : МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1997

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности- М. : МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999

5. Васильева - Гиагнус Л. Азбука вежливости. - М. : Педагогика, 1990

6. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского- М. : Просвещение, 1989

7. Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников- М. : ИПП, 1996

8. Кононко Е. Чтобы личность состоялась. - Киев: 1997

9. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологии. - М. : ИПП, 1997

10. Мечинская Н. А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. - М. : ИПП, 1998

11. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. - М. : ИПП, 1998

12. Немов Р. Психология / учебник для студентов высш. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1 Общая психология. - 3-е изд. - М. : гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998

13. Обухова Л. Ф. Возростная психология. - М. : Роспедагетство, 1997

14. Свирская Л. Работа с семьей. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007

15. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003

16. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001

17. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь… : Практическое пособие. - М: Генесиз, 2003

18. Шадриков В. Д. Способности человека- М. : МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998

19. Эльконин Д. Б. Возрастная психология- М. : ИПП, 1997

20. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации- М. : МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Фотоотчет о работе по развитию творческих способностей «Рисование пальчиками»Фотоотчет о работе по развитию творческих способностей «Рисование пальчиками» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Формирование творческой.

Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Блез Паскаль Актуальность темы: Развитие.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Мастер-класс по изготовлению игры, для развития сенсорных способностей и развитию мелкой моторики рукМастер-класс по изготовлению игры, для развития сенсорных способностей и развитию мелкой моторики рук Добрый день уважаемы коллеги. Хочу на ваш суд представить дидактическую игру по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторике рук. Эта.

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиковМетодические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ Цель: Совершенствование.

Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство»Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство» Актуальность. Становление творческих способностей ребёнка может быть достигнуто только в случае выполнения набора условий: свобода в выборе.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию толерантных способностей воспитанников
Опубликовано: 12 марта 2023 в 12:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по развитию толерантных способностей воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Гизатуллина Лилия (УИ 2677541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД