Светлана Харкавина
Программа по развитию связной речи посредством сказкотерапии для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сказка – это мир грез, фантазий, чудес, который увлекателен для малыша. Сказка очень доступный материал для развития личности ребенка. По своим возможностям мир сказки неповторим и уникален. Сказки для детей 3-4 лет носят цикличный характер, они просты — сюжет повторяется с незначительными изменениями. Именно такая особенность сказок позволяет развивать память ребенка, следовательно, и запоминать сюжет. Не случайно сказки помогают зародить интерес к слову. Развивается речь, обогащается словарь за счет имен существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоимений. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определенные названия — это также позволяет ребенку обогатить словарь хорошо запомнить, и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление, и как результат начинает формироваться связная речь.
Публикация «Программа по развитию связной речи посредством сказкотерапии для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Программы
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Сказка создает мир чудес для тех, кто с ней соприкоснется. Она лечит, воспитывает, учит сочувствовать и радоваться, но самое главное побуждает к речевой активности. Сказка воспитывает и учит играя. В результате совершенствуется и активизируется связная речь ребенка.
Путешествие в сказку длится до 20 минут. При определении времени проведения игры учитывается заинтересованность детей и положительный настрой, созданный до и во время путешествия по сказке. Занимаясь с детьми, следует, прислушивайтесь к настроению, если малыш устал - не следует настаивать на продолжении игры. Главный критерий - это добровольное участие в сказочном путешествии.
Не сразу все дети включаются в игру. Вначале малыши хотят понаблюдать со стороны за тем, что происходит и лишь позже у них появляется желание самим участвовать в увлекательном зрелище. Поэтому лучше начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее отзывается на приглашение взрослого; при этом мотивировать на включение в игру остальных ребят и обязательно учитывать индивидуальные особенностей детей. До проведения сказочных путешествий дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Разумно повторять сеансы сказкотерапии, ведь дети очень любят повторы и с удовольствием воспринимают сказку.
Программа составлена с опорой на следующие источники:
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет;
Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников
Цель программы:
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Расширять словарный запас детей;
2. Формировать самостоятельность высказываний, их структурную оформленность.
3. Закреплять умения по-разному соединять предложения в тексте, используя разнообразные способы связи
4. Снятие эмоционального напряжения
5. Развивать общую и мелкую моторику
6. Совершенствовать синтаксический строй речи
Методы исследования: наблюдение за детьми в процессе сказкотерапии, экспертная оценка связной речи детей 3-4 лет
Форма работы: групповые занятия
Программа по сказкотерапии данного блока состоит из 12 путешествий в сказку.
Игры путешествия проводятсяь в первой половине дня, 1 раз в неделю по 20 мин.
При необходимости, занятия можно повторять, время путешествия увеличивать, учитывая заинтересованность и состояние детей.
В работе используются следующие методы и приемы:
Игра- терализация, инсценировки, пальчиковый театр;
Ритуалы приветствия, вхождения в сказку и выхода из нее, подвижные игры, рифмовки, пальчиковая гимнастика, игры на совершенствование речевых навыков, артикуляционная и мимическая гимнастики.
Структура занятий:
Каждое занятие продолжительностью до 20 минут.
1. Подготовительный этап (приветствие, ритуал-вхождение в сказку) (3 мин.)
2. Основной этап (15-16 мин.)
3. Заключительный этап (ритуал- выхода из сказки) (1-2 мин.)
Эффективность программы:
Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы сказкотерапии с детьми, которые помогают формировать связную речь детей младшего дошкольного возраста. С помощью проведенных путешествий в сказку у детей совершенствуется словарный запас, мелкая и общая моторика, дети учатся отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, употреблять правильно слова в соответствующем роде и падеже, обретают навыки диалогической и монологической речи, в соответствии с возрастными особенностями.
Предполагаемые результаты:
Дети младшего дошкольного возраста будут способны создать высказывание повествовательного типа. При этом дети станут использовать в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников. Речь станет связной, интересной для слушателей. Дети будут стараться подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделает процесс развития связной речи более привлекательным для ребёнка и более результативным.
Приложение
Конспекты занятий по программе
Занятие 1
Задачи: совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу
Ход занятия
1. Необычное приветствие
Инструкция. Дети заходят в зал, становятся в круг, берутся за руки, и улыбаясь друг другу, здороваются: «Мы за руки возьмемся, друг – другу улыбнемся» и садятся в круг на ковёр. Педагог озвучивает, что сегодня мы совершим волшебное путешествие по сказке.
2. Вхождение в сказку «Волшебный ручеек»
Инструкция. Дети под журчание ручейка (запись) дети идут на носочках по полоске голубой ткани, наполняясь волшебной силой
3. Знакомство со сказкой «Волк и козлята»
Инструкция: Перед детьми красиво оформленная коробка с фигурками — персонажами сказки. По ходу чтения сказки выставлять на столе фигурки тех персонажей сказки
4. Пальчиковая гимнастика «Козлята»
Инструкция. Все козлята в лесу жили
Головой они крутили.
Вот так, вот так
Головой они крутили.
(сжимают пальцы в кулак и вращают ими)
Целый день они играли
(пальцы правой руки постукивают по ладони левой руки)
Очень к вечеру устали
(пальцы левой руки постукивают по ладони правой руки)
Сели отдыхать
(сжимают руки в кулак)
Этот козлик хочет спать.
(разжимают кулаки, загибают пальцы, начиная с большого)
Этот козлик лёг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
(пальцы левой руки постукивают по ладони правой руки)
Сели отдыхать
(сжимают руки в кулак)
Этот козлик хочет спать.
(разжимают кулаки, загибают пальцы, начиная с большого)
Этот козлик лёг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот козлик уж заснул.
Ну и этот давно спит.
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите (грозят указательным пальцем,
затем прикладывают его к губам)
Вы козлят не разбудите!
5. Подумай и ответь
Инструкция. Кто жил в лесу? Куда уходила коза? Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса? Кто подслушал, как поет коза? Каким голосом пела песенку коза? Каким голосом пел песенку волк в первый раз? Кто помог волку изменить голос? Каким голосом пел песенку волк во второй раз? Почему козлята впустили волка? Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы? Как коза отомстила волку? Как козлята спаслись от гибели.
6. Подвижная игра «Через мост мы идем»
Инструкция. Дети берутся за руки и образовывают круг «Козлика» поставьте в середину круга. Дети идут по кругу, распевая слова песенки: Козлик наш, козлик. По двору гуляет, Песни распевает: — Мэ-мэ-мэ! Дети подходят к «козлику», сужая круг, и приговаривают: Козлик, козлик, Нас поймай, Если сможешь, За-бо-дай! Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «козлик» дотронулся первым, становится водящим и игра повторяется.
7. Закончи фразу
Инструкция. Коза большая, а козленок. (маленький). Коза добрая, а волк. (злой). Лед холодный, а огонь. (горячий).
8. Упражнение на расслабление, выход из сказки
Инструкция. Козлята, устройтесь поудобнее и закройте глаза. Тихо становится в лесу. Заходит солнышко. Лёгкий ветерок шелестит травой. Засыпают птицы и звери. Природа отдыхает. А наши козлята превращаются в детей. Один… Два… Три…Открывайте глаза. Вот мы и снова в детском саду. Потянитесь. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу тепла, добра и побольше улыбок.
Занятие 2
Задачи: продолжать совершенствовать общую, мелкую и артикуляторную моторику; вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные; активизировать словарь при помощи игры в сказку
1. Необычное приветствие (см. занятие 1)
2. Вхождение в сказку «Волшебный ручеек» (см. занятие 1)
3. Игра в сказку (инсценировка)
Инструкция. Сообщается название сказки, которую дети будут сегодня смотреть. Предложить детям стать актерами — выбрать персонажа изображающую того героя, которым он хочет сегодня стать. Предложите детям показать спектакль. Начать рассказывать сказку, предлагая продолжить начатую вами фразу. Предложить всем актерам вместе петь песенку мамы-козы:
Козлятушки, ребятушки! Бежит молочко по вымечку,
Отопритеся, отворитеся! Из вымечка по копытечку,
Ваша мать пришла Из копытечка
Молока принесла. Во сыру землю!
Обратить внимание детей-актеров на движения героев сказки: козлята скачут, волк рыщет.
4. Пальчиковая гимнастика «Козлята» (см. занятие 1)
5. Волшебные картинки
Инструкция. Положить перед каждым ребенком картинку «Узнай по контуру» с изображением одного из героев сказки. Попросить детей рассказать, какой герой сказки изображен на его листе. Предложить объяснить, почему он так решил (описать характерные особенности внешнего вида каждого героя сказки).
6. Упражнение на расслабление, выход из сказки (см. занятие 1)