Анастасия Акатова
Программа по развитию музыкально-игрового и танцевального творчества старших дошкольников «Вдохновение»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы "Вдохновение" направлено на формирование творческой личности старшего дошкольника на основе приобщения к музыкально-игровому и танцевальному творчеству, развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей, развитие индивидуальной, личной культуры, коммуникативных способностей ребёнка, детской одарённости.
Публикация «Программа по развитию музыкально-игрового и танцевального творчества старших дошкольников „Вдохновение“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Содержание:
1. Пояснительная записка…. 3
2. Содержание программы…. 10
1. Пояснительная записка
Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского музыкально-игрового творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Только некоторые родители создают дома все условия для развития музыкально – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по музыкальной культуре, журналов и книг по развитию музыкально – игровых и танцевальных творческих способностей детей, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
- повышено внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески
развивающего характера, дети знакомятся с «засорённым» эфиром.
Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в образовательных дошкольных учреждениях. Художественно-творческое направление деятельности педагогов коллектива МДОУ «Детский сад №4 «Морозко» осуществляется на основе реализации программы К. В. Тарасовой «Гармония» : развитие музыкальности у детей».
Проблема музыкально-игрового и танцевального творчества старших дошкольников актуальна и соответствует потребностям детского сада. Исходя из вышеназванных противоречий, была определена основная идея данной программы – это развитие творчества у детей в музыкально-игровой и танцевальной деятельности. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. (Л. С. Выготский) [10, с. 16-17]
Главное в моей деятельности – это совместное творчество с детьми. Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Работу веду в единой системе развития музыкальности и импровизационно – танцевальной деятельности детей.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкально-творческих способностей начинается в дошкольном возрасте. Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. (Н. А. Ветлугина) [8, с. 5]
Особый интерес вызывает в контексте исследуемой проблемы работа Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», в которой анализируются музыкальные способности детей применительно к старшим дошкольникам. К проблеме музыкального творчества обращались такие выдающиеся педагоги, как Н. А. Ветлугина, А. И. Буренина, Г. П. Новикова, К. В. Тарасова. В своих научных трудах они определили конкретные пути и методы музыкального воспитания старших дошкольников.
В исследовательской деятельности опирались на труды таких авторов, как Асафьев Б. В. (4, Апраксина О. А. (3, Дмитриева Л. Г. (11). По их мнению, необходимо как можно раньше побуждать детей к творчеству, развивать творческие способности в процессе обучения.
Из всего вышеперечисленного можно заключить, что на практике музыкально-игровому и танцевальному творчеству старших дошкольников уделяется недостаточное внимание. А ведь потребность в этом велика! Причём, детям необходимо не только учиться выражать общий характер произведений, но и направлять поиск выразительности движений, полноценно воспринимать музыку и творчески применять танцевальные импровизации. Данная тема заслуживает должного внимания у детей 6-7 лет, т. к. в это время личность ребёнка проходит начальные этапы становления в активной музыкальной деятельности.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В. А. Сухомлинский. (Г. П. Новикова) [19, с. 6]
Ребёнок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью музыкально-игрового и танцевального творчества, начинает по-новому рассматривать собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. (Т. А. Рокитянская)
[23, с. 96]
Возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и активно участвовать в нём. Все перечисленные факторы обуславливают внесение корректив в планирование, в подбор средств, форм и методов работы по музыкальному воспитанию.
Цель: формирование творческой личности старшего дошкольника на основе приобщения к музыкально – игровому и танцевальному творчеству.
Задачи:
1. Научить детей ритмично и согласованно двигаться в такт музыке;
содействовать проявлению творческой активности и
самостоятельности;
2. Развивать музыкальность и эмоциональную отзывчивость
старших дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном
творчестве; учить импровизировать под музыку
соответствующего характера;
3. Воспитывать познавательный интерес к музыкальной культуре и
искусству.
Реализация программы «Вдохновение» осуществляется на основе педагогических принципов:
Принцип целенаправленности. Предполагает, что цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития музыкально-творческих способностей.
Принцип систематичности. Предусматривает взаимосвязь знаний умений и навыков. Система подготовительных упражнений позволяет
перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить
к познанию следующего, более сложного.
Принцип доступности. Опираясь на него, необходимо учитывать возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
Принцип наглядности обучения. Обязывает продумывать дидактические цели, использование наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательность демонстрационного материала, сочетание определённых видов наглядности.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Предполагает правильность определения ведущих целей обучения: познавательную, развивающую, воспитывающую, развивая творческие способности, воспитывая любовь и интерес к музыкально-творческой деятельности.
Принцип адаптивности. Предусматривает, какие методы музыкального развития детей применять в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
Принцип прочности. Обязывает эффективно реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки.
Принцип взаимодействия. Определяет тесное взаимодействие образовательного учреждения с семьёй по развитию у воспитанников творческих способностей. (А. Л. Арисменди) [2, с. 37]
Программа рассчитана на один учебный год для детей 6-7 лет.
2. Содержание программы
Модель отражает основные направления деятельности музыкального руководителя по развитию творческих способностей старших дошкольников, основные средства и формы, а также методы музыкального воспитания ребё нка-дошкольника
Система средств развития творческих способностей дошкольников включает музыкальные упражнения, которые представлены следующими видами: детские пляски, танцы, игры дидактические, игры с именами, инсценировки; игра на музыкальных инструментах, импровизация, самостоятельная деятельность.
Детские пляски, танцы, хороводы - служат для совершенствования освоенных детьми двигательных навыков, развития музыкальности, умения творчески выразить своё восприятие музыки в движениях и воспитания у детей любви и интереса к занятиям.
Импровизация - перспективный приём для воспитания интереса к музыке, накопления музыкально – творческого опыта, так как ребёнок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой. Импровизация привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки.
Игра на музыкальных инструментах – вызывает у ребёнка большой интерес, побуждая его к самостоятельной деятельности на занятиях, развивая музыкально-сенсорные способности.
Самостоятельная деятельность - значительно отличается от приёмов воспитания и обучения на занятиях. В самостоятельной деятельности ребёнок сам выбирает себе занятие, реализует свои мысли, но устанавливается тесная связь между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности. Многое, что ребёнок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятия.
Игра – это самый эффективный метод работы с детьми. Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки. Существует несколько видов игр: сюжетные, несюжетные, игры – драматизации, дидактические, речевые и игры с именами.
Сюжетные игры – это игра под инструментальную музыку, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа.
Несюжетные игры - это разновидность подвижных игр, правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения. Эти игры включают в себя хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д.
Музыкально – дидактическая игра – это важное средство развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Мои наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста показали, что в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально – дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры, проявлять способность к импровизации.
Большую выдумку и фантазию дети проявляют в речевых играх, играх с именами.
Речевые игры - наиболее доступное и первейшее средство предпосылок к умению импровизировать. Очень увлекательное занятие для детей – «танцевать» стихи. Одни дети импровизированно танцуют, другие сопровождают их танец импровизацией на музыкальных инструментах. Эти игры основаны на взаимосвязи речи и движения, и в этом их особая польза для развития ребенка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии – движения.
Игры с именами дают возможность ребёнку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребё нку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется всеми. Дети любят играть в такие игры, часто придумывают их сами.
Игровые занятия помогают исследовать благодаря игровой ситуации, что заставляет раскрепостить ребёнка; проверить прочность приобретённых знаний;
судить о детской самостоятельности; выявлять их творческие возможности.
Индивидуальные и подгрупповые формы работы – ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей помогают осуществить музыкально-творческое развитие.
3. Реализация программы
Реализация программы по развитию музыкально-игрового и танцевального творчества старших дошкольников состоит из четырех этапов:
1. Диагностический.
2. Организационный.
3. Основной.
4. Заключительный.
1. Диагностический этап включает 2 направления:
- диагностика музыкальных способностей детей;
- выявление музыкально-одарённых детей.
В процессе диагностики по методике К. В. Тарасовой принимают участие все дети, что позволяет более объективно определить уровень развития каждой музыкальной способности, входящей в систему музыкальности.
Возрастные возможности старших дошкольников
Характеристика музыкально-игровых возможностей.
Игра оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В процессе творческой игры дети берут на себя роли взрослых, сказочных героев, животных и имитируют их поведение, передавая образы, стиль персонажей. Дети могут самостоятельно играть в музыкально-дидактические игры, придумывать их, формулировать их правила, проявлять способность к импровизации.
Характеристика танцевальных возможностей
Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могут передать в движениях не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок, форму. Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных произведениях, становятся более сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения. Дети уже владеют главными видами основных движений — шага, бега, прыжков — и могут выполнить их достаточно координированно, ритмично и выразительно. Однако, им недостает легкости, пружинности, ловкости; не отработана техника некоторых основных (поскоки) и танцевальных движений.
На шестом-седьмом годах жизни детям доступны более сложные танцы, различные музыкально-игровые импровизации и достаточно развернутые творческие композиции.
Главный критерий в оценке результатов детей – это не только правильность выполненных заданий, а заинтересованность детей, стремление к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда в работе – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.