Карина Горецкая
Программа по развитию музыкально-художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая Программа
по развитию
музыкально-художественной деятельности
Составитель программы :
Горецкая К. Ш. –
2016/2017 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразова-тельной программы дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой; «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей де-тей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной дея-тельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укреп-ления здоровья детей.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию сле-дует считать:
-сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразитель-ности в музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импро-визации;
-проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музы-кальной деятельности.
Средняя группа
Возрастные особенности детей 4-5лет
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря ко-торому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности : слуша-ние, пение, музыкально – ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.
Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые про-являются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает.
Дети четвертого года вполне успешно могут осваивать певческую деятельность, несмотря на довольно скромные физиологические и психологические возможности.
На четвертом году в связи с дальнейшим развитием опорно-двигательного аппарата ребенка и повышением двигательной активности у него отмечаются новые положи-тельные возможности:
• движения под музыку становятся довольно координированными по сравнению с детьми третьего года.
• В танцах, играх способен проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную характеру музыки (веселый или грустный, различает контраст в музыке.
• Может менять движения в связи со сменой разнохарактерной музыки.
• Может выполнять довольно ритмично такие основные движения, как ходьба, бег, а также несложные танцевальные движения.
• С большим удовольствием в танцах, играх выполняет движения самостоятельно под пение взрослого.
• С радостью включается в свободные пляски, как правило, выполняя однотипные движения.
• Проявляет некоторые предпочтения — особенно нравятся игры и танцы с про-стым конкретным сюжетом, так как в них ребенок способен выполнять игровые роли.
Вместе е тем возможности малыша в движениях под музыку остаются небольши-ми:
• Движения выполняются тяжеловато, не может их детализировать и стремится выполнить как бы в общих чертах.
• Не следит за осанкой, за положением головы.
• Затруднена естественность, непринужденность движений.
• В свободных плясках старается держаться группы детей.
• Довольно слаба ориентировка в зале и т. п.
• Продолжительность игры танца небольшая.
Но все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Однако, несмотря на перечисленные трудности, этот вид музыкальной дея-тельности является для них одним из наиболее привлекательных.
На четвертом году ребенка все больше привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек, так как у него к этому времени довольно хорошо развит темб-ровый слух. Его привлекает звучание таких детских музыкальных инструментов, как ду-дочка, барабан, бубен, металлофон, а также различная тембровая окраска самодельных звучащих игрушек.
Ребенок довольно легко различает не только тембровую окраску звучания знако-мых инструментов, но и динамику их звучания (тихое и громкое) и особенности темпа (быстрый и медленный); он пытается воспроизводить их, лучше передает быстрый темп.
Он с интересом обследует музыкальные инструменты : изучает пластинки, кнопки и т. д., проявляя большой интерес к их устройству и внешнему виду.
Однако возможности приобщения ребенка к игре на детских музыкальных ин-струментах, безусловно, остаются по-прежнему невелики — у него небольшой слуховой опыт и недостаточная координация движений руки.
СТАРШАЯ ГРУППА
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Легко раз-личают только первичные жанры музыки, но и их виды, а также эмоционально-образное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамики развития музыкального образа. Далее развиваются такие музыкальные способности, как высотный слух, дошкольники начинают различать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.
На шестом году жизни, как правило, у ребенка сформирована потребность в пении: он способен петь гораздо более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни, владеет разнообразным по тематике репертуаром. В этом возрасте можно от-метить следующие положительные особенности пения детей:
• Голос стал более звонким.
• Более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы.
• Налаживается вокально-слуховая координация; дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться само-контролем, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат пение другого ребен-ка).
• Могут петь не только выразительно напевно, но и отрывисто, если это необходи-мо для передачи выразительности музыкальных образов и настроений, переданных в песне.
• Могут петь на одном дыхании фразы песни.
• Певческая дикция у большинства детей правильная.
• Совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.
На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а так-же музыкальное развитие ребенка. У него формируется осанка, движения становятся бо-лее свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах — более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. С окончанием движений, выполнен-ных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть.
Ребенок может и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координированности их исполнения.
На шестом году жизни движения детей становятся все более координированными, поведение — более осмысленным и управляемым самим ребенком. Все это во многом объясняет большое желание детей заниматься игрой на музыкальных инструментах, в частности на металлофоне, поскольку этот детский музыкальный инструмент наиболее часто встречается в ДОУ.
При обучении игре на металлофоне ребята легко осваивают игру только на двух пластинках, не соседствующих друг с другом. Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки.
Дети могут запоминать правильные названия пластинок металлофона, ориентируясь на низкие и высокие звуки. Это способствует довольно легкому освоению элементов нотной грамоты.
Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ве-дущем детском музыкальном инструменте — металлофоне, а также и на других музы-кальных инструментах.
Задачи развивающей работы по разделу «Музыка» для детей 5- 6 лет
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней.
Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов.
Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
Слушание.
Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш, узнавать музы-кальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.
Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).
Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инстру-ментах других детей.
Пение.
Обогащать музыкальные впечатления детей. развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «Ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, чётко произносить слова, петь песню громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкально- ритмические движения.
Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной фор-мой музыки. Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, ковы-рялочка, приставной шаг с приседанием, дробный шаг). Учить плавно поднимать руки впереди в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперёд от своего партнёра. Учить пляскам, в которых используются эти элементы.
Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Отрабатывать навыки игры в ансамбле. Совершенствовать приёмы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. Учить точно передавать мело-дию, ритмический рисунок, начинать и заканчивать игру. Совершенствовать навык само-стоятельного инструментального музицирования.
Песенное творчество.
Творческие задания на развитие песенного творчества для детей
1. ИГРА С ПТИЧКОЙ
Ребенку предлагают игрушечные птички разной величины. Взрослый просит показать, как споет каждая птичка на слог «ку-ку» (так, чтобы звучание менялось по высоте соот-ветственно величине игрушки).
2. КОЛЫБЕЛЬНАЯ КУКЛЕ
Взрослый предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочиненную ребенком интонацию.
УПРАЖНЕНИЯ
- Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д., то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).
- Петь свое имя (или другие имена) на 2-5 звуках, передавая разнообразные интонации.
- Вести певческую перекличку. Взрослый поет: «Ау, где ты?» Ребенок отвечает: «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.
- Импровизировать мотив из 2—7 звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.
- Закончи мелодию на звук «а», «у», «о» и др.
- Сочини песню. Детям предлагается текст для импровизаций. Они запоминают его наизусть. Взрослый сначала может пропеть свой вариант сочинения, но затем просит детей искать свои.
Танцы и пляски.
«Дружные пары», муз. Штрауса, «Парный танец», муз. А. Александрова. «Задорный та-нец», муз. Золотарёва, «Приглашение», р. н. м. «Круговая пляска», муз. С. Разорёнова. «Кадриль с ложками», р. н. м. Обр. Е. Туманян. «Танец бусинок», муз. Т. Ломовой, «Пляска петрушек» хор. н. м.
Хороводы.
Сентябрь. «Каравай». Русская игра с пением. «Хоровод». Хоровод (рус. нар. мел)
Октябрь. «Плетень». Русская игра с пением.
Ноябрь. «Двойные горелки». Русский хоровод.
Декабрь. «Лягушка». Русская игра с пением.
Январь. «Метелица». Русский хоровод.
Февраль. «Ходила младёшенька по борочку». Рус. нар. песня.
Март. «Мельница». Русская игра с пением.
Апрель. «А мы просо. И мы просо» Русская игра с пением. «Ай, да береза». Хоровод (р. н. м.).
Май. «Со вьюном я хожу». Хоровод (р. н. м.). «Кукушка». Рус. игра с пением.
Июнь. «Мы славные артисты». Игра с пением.
Календарно-тематический план старшая группа.
Месяц
Тема
Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений Развитие голоса и слуха.
Пение. Усвоение пе-сенных навыков. Пе-сенное творчество
Музыкально-ритмические движение. Упражнения пляски, игры, музыкально-игривое творчество.
Репертуар
Сентябрь Осень Формировать умение определять жанр и ха-рактер музыкального произведения, различать средства музыкальной выразительно-сти,передавать в пении характер песни.
Интонировать мелодию в заданном диапазоне. Вырабатывать напев-ное звучание. Учить петь песню эмоцио-нально, передавая спокой-ный, сдержанный харак-тер. Учить
исполнять песню
весело, легко, звонко, упруго, без
форсирования звука.
Остро и легко
проговаривать затакт и опираться
на 1-ю долю такта.
Учить сочинять
мелодии различного
характера.
Развивать
самостоятельность, ини-циативу у детей. Учить ритмично двигаться в
соответствии с
различным
характером музыки, динамикой (громко – умеренно – тихо, громче – тише, регистрами (высокий – средний – низкий). Отмечать в движении сильную долю такта. Улавливать осо-бенности образного характера музыки. Способствовать
формированию навыков исполнения танцевальных движе-ний.
Знакомить детей с длительностями. Осваивать навыки
игры на
металлофоне. «Марш» Д. Шостаковича;
«Листопад» Т. Попатенко; «Сшили кошке к празднику сапожки»; «Зайка» В. Карасевой; «Журавли» А. Лившиц; «Огородная-хороводная» Б. Можже-велова; «Колыбельная» р. н. п; «Бод-рый шаг и бег»Н. Надененко; «Пру-жинка» (р. н. м.) обр. Т. Ломовой; «По-спи и попляши» Ломовой; «Марш» Н. Богословсоко,
«Марш» М. Робера; «Урожайная» А. Филиппенко «Дружные пары» И. Штрауса; «Ловишка» Й. Гайдна; «Ко-тик и козлик» Тиличеевой
Ок-тябрь Родина Предложить детям узнать название пьесы и инструмент, который ее исполняет. Форми-ровать умение опреде-лять жанр и характер музыкального произве-дения, различать сред-ства музыкальной вы-разительности. Закреп-лять у детей умение точно определять и интонировать посте-пенное движение мело-дии сверху вниз и снизу вверх.
Упражнять детей в раз-личении звуков по вы-соте (в пределах квин-ты, кварты (вверх-вниз); в умении удер-живать интонацию на одном звуке. Учить петь песню эмоцио-нально, передавая спокой-ный, сдержанный харак-тер. Закреплять у детей умение
воспринимать и
передавать грустный, ли-рический характер песни. Петь её
напевно, в
умеренном темпе.
Начинать петь сразу
после вступления,
правильно брать
дыхание и
удерживать его до
конца музыкальной фразы. Развивать навык импрови-зации мелодии на
заданный текст. Отмечать в движении сильную долю такта, менять движение в соответствии с формой музыкального произведения. Учить ходить высоко поднимая ноги.
Способствовать формированию навыков исполнения танце-вальных движений (поочерёдное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с
продвижением вперед, кружение; приседание с
выставлением ноги вперёд).
Начинать движение точно
после вступления. Продолжать учить спокойному, хоровод-ному шагу и бегу. Побуждать
к инсценированию
содержания песен. Совершенствовать восприятие звуков (3,4,5, последовательно идущих вверх или вниз. Развивать
музыкальный слух детей (тембровый, мелодический, звуко-высотный, динамический, чувство ритма.
Знакомить детей
с длительностями.
Воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию звонкими и глухими хлопками «Марш» С. Прокофьева; «Зима» П. Чайковского; «Лесенка» Е. Тиличее-вой; «Эхо» Е. Тиличеевой; «Листо-пад» Т. Попатенко; «Гуси-гусенята» Александрова; «Придумай песенку» (на заданный текст);
«Марш» М. Иорданского; Канава» рус. нар. мел. ;» Парный танец» Алек-сандрова; «Не выпустим» Т. Ломовой; «Я полю-полю лук» Тиличеевой; «Смелый пилот» Тиличеевой;
Но-ябрь О чём
расска-зывает
музыка Вслушаться в необык-новенно красивую, пе-вучую мелодию и «по-ющие» подголоски. Услышать в пьесе 3-х частность. Учить опре-делять характер пьесы. Определить характер каждой части и пред-ложить детям подви-гаться под эту музыку, «нарисовать» ее. Со-вершенствовать музы-кальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступле-ние, заключение, музы-кальная фраза). Петь песню ласково, мягко, с нежностью в голосе. Вырабатывать пра-вильное дыхание, напевность.
Учить детей
воспринимать веселый, радостный
характер песни,
петь лёгким
звуком в
оживлённом темпе.
Брать дыхание перед
началом пения и
между музыкальными фра-зами. Правильно произно-сить гласные звуки в сло-вах. Учить сочинять мело-дии
различного характера: ласковую
колыбельную, задорный или
бодрый марш.
Развивать самостоятель-ность, инициативу у детей. Развивать чувства
ритма, умение передавать через
движения характер музыки.
Познакомить с русским хороводом. Передавать в
движении
содержание текста песни, особенности игрового образа.
Слышать начало и
окончание музыки, смену
музыкальных фраз. Самостоятельно отмечать в
движениях
сильную долю такта. Проявлять выдержку. Формировать умение
составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в
творчестве. Закреплять у
детей представление о характере
музыки. Прохлопать ритмический рисунок. Исполнять пьесу
ансамблем ударных инструментов
«Осенняя песнь»П. Чайковского
«Парень с гармошкой» Г. Свиридова; «У кота-воркота» р. н. м. ; «К нам гости пришли» Ан. Александрова; «Рыбка» Красева; «Колыбель-ная»р. н. п;«Марш» М. Красева; «Плавные руки» Глиера; «Росин-ки»Майкопара; «К нам гости пришли» Ан. Александрова; «Вальс кошки» В. Золоторева
«Будь ловким» Н. Ладухина; «Музы-кальные загадки»; «Дон-дон» рус. нар. песня
Де-кабрь Сказка
в
музыке Учить детей
различать яркие
интонации, средства выразительности музы-ки :
регистр, характер
звуковедения (плавный или
отрывистый, динами-ку. Уметь
рассказывать о
характере музыки. Об-ратить внимание на
очень выразительные эпизоды со
скрипкой (соло). Упражнять детей в точной передаче ритмического рисунка мелодии, отдель-ных музыкальных фраз хлопками, на металлофоне во время пения. Развивать эмоциональную отзывчи-вость на песни весёлого, шуточного, танцевального и игрового характера. Петь легким звуком, четко. Работать над артикуляци-ей и выразительностью пения.
Отчётливо произносить согласные в конце слов.
Закреплять у детей умение самостоятельно начинать пение после вступления. Правильно брать дыхание. Точно передавать мело-дию, петь без напряжения, легко, естественно. За-креплять у детей импрови-зировать мелодии к от-дельным музыкальным фразам (вопросно-ответная форма, на за-данный текст. Ритмично выполнять лёгкий бег, двигаясь врассыпную и в разных направлениях. Различать и передавать в движении ярко выраженные в музыке ритмические акценты. Услышать необычность и легкость звучания пьесы. Образно передавать содержание музыки в движении. Передавать в движении ха-рактерные особенности образа Петрушек. Передавать рит-мический рисунок хлопками и при топами. Чувствовать раз-витие музыкальной фразы. Выполнять движения в соответ-ствии с характером песен,
Работать над выразительностью исполнения
песен и движений к ним. Развивать умение придумывать дви-жения к
пляскам. Составлять композицию танца. Воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию звонкими и глухими хлопками. Самостоятельно подобрать ударные инструменты.
Январь Зима Учить различать жанры музыкальных произведений.
Самостоятельно опре-делить настроение пес-ни и обсудить историю, о которой рассказыва-ется в песне. Формиро-вать умение различать характер музыки, фор-му произведения, выде-лять выразительные средства. Совершен-ствовать умение эмо-ционально передавать характер песни, чисто интонировать мело-дию, правильно арти-кулировать, чисто про-износить слова.
Совершенствовать у детей умение чисто интонировать посту-пенное и скачкообраз-ное движение мелодии (вверх-вниз).
Февраль Песня
Танец
Марш Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку задорного характера, побуждать детей высказываться о музыке.
Закреплять у детей умение самостоятельно начинать пение после вступления.
Правильно брать дыхание. Точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко, естественно.
Петь выразительно, пере-давая праздничный, лири-ческий, шуточный и за-дорный характер песен; «Зайка, зайка, где бывал?»
М. Скребковой.
Воспроизвести равномерную ритмическую пульсацию на различных ударных
инструментах. Изменять движения в связи со строением
музыкального произведения : легко скакать с ноги на ногу, ритмично выполнять выбрасывание ног. Передавать в
движении лёгкий танцевальный характер музыки. Выполнять более
сложный ритмический рисунок. Менять движения в зависимости от
изменения характера музыки. Скакать в разных направлениях, не задевая друг
друга. Воспроизвести равномерную ритмическую пульсацию на
различных ударных инструментах.
Март Весна Слушать прекрасную музыку. Предложить детям самостоятельно сопоставить настрое-ние двух произведений. Воспитывать музы-кальный вкус посред-ством ознакомления с песенным и инструмен-тальным наследием мировой музыкальной культуры. Уметь инто-нировать мелодию в постепенном её движе-нии вверх, а так же чи-сто пропевать скачок на квинту и кварту вниз.
Петь легко,
подвижно, естественно, без
напряжения; выразитель-но, передавая характер песен в целом, а так же смену темпа в запеве и припеве. Развивать у детей творческую инициативу в
самостоятельном нахож-дении несложных песен-ных импровизаций. Формировать умение использовать накопленный опыт в со-здании собственных танцев.
выполнять пружинящий бег при построении врассыпную.
Ударами в
кубики передавать ритмический рисунок. Учить
детей передавать в движении
ритмический рисунок мелодии. Двигаться легко, выразитель-но, в соответствии
с задорным
характером народного танца. Совершенствовать умение детей двигаться
простым хороводным шагом, самостоятельно сужать и расширять круг.
Слушать прекрасную весеннюю музыку. Предложить детям рас-сказать о ней, передать в творческом движении и рисунке. Уточнять у детей умение различать высокие, средние, низкие звуки в пределах квинты.
Закреплять у детей умение точно попадать на первый звук мелодии после вступ-ления.
Продолжать учить правильно брать дыхание пе-ред началом пения и между музыкальными фразами.
Развивать ритмическую точность движений, подготавливать к исполнению плавных движений.
Упражнять в
хороводном шаге, выразительно выполнять движения с платочком. Выразительно передавать движениями характер музыки : легко и ритмично бегать, звенеть погремушкой, точно реагировать на окончание музыки.