Гульназ Ахметгалеева
Программа по развитию музыкально-ритмических способностей
Содержание.
Пояснительная записка….….4
Цели и задачи программы….6
Основные педагогические принципы….…. 7
Возрастные особенности музыкально - ритмических движений…. …7
Значение системы музыкально ритмических способностей….….9
Современные танцы - составная часть музыкально - ритмических движений…. 12
Календарно - тематическое планирование кружка “BabyDens”. 15
Заключение. 19
Список литературы. 21
Пояснительная записка
Публикация «Программа по развитию музыкально-ритмических способностей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»
А. И. Буренина
Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.
Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.
В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.
Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.
“Дошкольный период – это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений интенсивного музыкального восприятия”, – пишет Н. А. Ветлугина.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер.
Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.
Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его. Актуальностью программы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества являются музыкально - ритмические движения. Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Новизна программы состоит в индивидуальном и дифференцированном подходе к каждому ребёнку и личностно-ориентированном обучении. Овладевая навыками ритмического, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально - ритмической деятельности имеется в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях.
Цель программы : Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ.
Задачи программы :
1 формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;
2 развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
3 совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага;
4 выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;
5 учить прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;
6 способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка, поощрять придумывание собственного игрового образа, персонажа;
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
Основные педагогические принципы - которые предусматривают учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и выполнение им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Стремлюсь к непрерывности и регулярности в работе над движениями, опираясь на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников и родителей к процессу обучения.
Основной формой работы является групповая, занятия проводятся 1 раз в неделю с нагрузкой 1час (36 часов в год) - модификация.
Возрастные особенности музыкально ритмических движений.
Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования.
В процессе обучения используются несколько методов:
Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение. Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения. Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.
На начальных этапах младшими школьниками, идя от простого к сложному, уделяется внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста, большое внимание уделяется на умение передавать в движении разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлая-грустная, шаловливая-спокойная, радостная, торжественная, беспокойная). В начале работы детям испытывающие затруднения, даются творческие двигательные задания не только во время музыкально-ритмической деятельности, но и на третьем этапе слушания музыки : прослушав музыкальное произведение, определив его название, предлагается детям передать настроение и характер музыкального произведения в движении.
Используются разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние «весёлый или трусливый зайчик», «хитрая лиса», «бравый солдат». Плясовые движения усложняются, включая элементы народных плясок: поочерёдное выставление ног на пятку, выбрасывание ног, топающий шаг.
В старшем и подготовительном дошкольном возрасте дети достигают кульминации в развитии движений. У детей появляется лёгкость, изящество в исполнении танцевальных композиций. Большой запас танцевальных движений даёт возможность подбирать более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые танцы в современном стиле.
Предлагаются детям творческие задания: Сочинить свой вальс, свою польку, музыкальная игра «Расскажи о своем настроении в танце», изобразить под музыку слона, жирафа, обезьяну. Постепенно все увлеклись созданием композиций танца. Лучшие танцы, созданные детьми, использовались на праздниках, вечерах развлечений, на городских мероприятиях.
Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, танцы, пляски, хороводы, упражнения) в которых естественная для ребёнка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают положительные результаты в развитии ритмических способностей.
Значение системы музыкально-ритмических способностей
Эффективность музыкально-ритмических движений
Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.
Чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию музыкально-ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии других музыкальных способностей. Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему музыкально-ритмических движений и упражнений на фронтальных и подгрупповых музыкальных занятиях. Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:
• музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности : ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
• навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).
В своей работе я использую следующие программы : А. И. Бурениной «Ритмическая мозайка», игры, упражнения И. Каплуновой и И. Новоскольцевой по технологии «Ладушки», «Танцы в детском саду» З. Роот, Н. Зарецкая, «Танцы и песни для детского сада» З. Роот, «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковина, «Шома бас» З. Г. Ибрагимова которые как раз являют собой пример «Органической связи музыки и движения».
Подбирая музыку, я стремлюсь к тому, чтобы она отвечала возрастным возможностям и особенностям слухового восприятия музыкальных произведений, требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребёнка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, которая была удобной для двигательных упражнений. Подбирая музыкальные произведения, в первую очередь я обращаю внимание на то, чтобы они были достаточно разнообразными по жанру и характеру. Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, формирует художественный вкус и музыкальную память.
Особое внимание в своей работе я уделяю обучению слушанию музыки. Тем самым тренирую слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Обращаю внимание детей на характер исполнения, "вхождение в образ", на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям. Танцевальные движения дети осваивают в парных танцах, народных плясках, и в танцах, которые разучиваю с детьми индивидуально и подгруппами.
Еще одну, не «музыкальную», но очень важную задачу решаю в процессе обучения движению - это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Обычно я показываю и объясняю, как мальчик должен пригласить девочку на танец, как затем после танца мальчик отводит девочку на место, благодарит ее. Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.
В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ориентироваться в пространстве зала. На первом этапе даю детям возможность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. Помогаю словом. Это может быть прямое указание (кому, где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образное сравнение («рассыпались горошком»). Построение парами, друг за другом, по кругу это тоже очень сложная задача - я её решаю в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.
В своей работе использую различные виды танцевальных композиций: Пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска». Танцевальные композиции и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Плясовые элементы, соответствующие манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т. п., имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий. Яркие образы и сюжеты помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции. Использую вокально-двигательные разминки, упражнения развивающие координацию речи и движения.
Современные танцы - составная часть музыкально - ритмических движений
Детям необходима музыка, так как она побуждает к поиску новых средств выражения образов через танец. Целесообразно обучать их музыкально - ритмическим движениям.
В музыкально - ритмическом воспитании детей дошкольного возраста важное место занимает – танец. Известно, что дети, очень любят танцевать. В танце они раскрепощаются, удовлетворяют свою естественную потребность движения. Танец - это энергия, а энергия - это залог хорошего самочувствия. Танцы приобщают детей к миру прекрасного, прививают с ранних лет хороший эстетический вкус.
Современная музыка привлекает детей, так как ее можно услышать везде, по радио, телевидению. Видео клипы знакомят с разными современными танцевальными направлениями. Под словом «современная»- разумеется не только зарубежная, эстрадная, но и классическая, детские песни и музыка в современной обработке. Современная музыка в детском саду звучит не только на занятиях и утренней гимнастике, но и на утренниках, вечерах развлечениях, в игровой деятельности. Детям очень нравиться танцевать под современную музыку. Она поднимает эмоциональный тонус, развивает ритмичность.
Жанры, характер, стиль современной музыки, танцевальной культуры развивает интерес, креативность в самовыражении в танце у дошкольников.
В ходе кружковой работы проводятся теоретические и практические занятия.
Результативность обучения по данной программе отслеживается через участие красочных выступлений на утренниках, концертах своих воспитанников. Большим достижением считаю призовые места на городском конкурсе «Звездочка», районных конкурсах и фестивалях.
Ожидаемый результат 1-го года обучения, обучающийся должен
знать:
-основные правила этики, безопасности и гигиены;
-понятия «Классический танец», «экзерсис классического танца»;
- виды ходьбы, бега;
-технику правильного исполнения танцевальных шагов;
- позиции ног и рук;
- технику построения рисунков.
уметь:
- простукивать ритмические рисунки;
-ориентироваться в пространстве;
-выполнять требуемые позиции ног и рук;
-видоизменять движения в соответствии с музыкальным сопровождением;
-перестраиваться с одного темпа на другой; строить рисунки.
Ожидаемый результат 2-го года обучения, обучающийся должен:
знать:
-технику исполнения проученных движений;
-понятия движений «Боковой галоп», «Ёлочка», «Гармошка», «Робот», «Вертушка»;
- технику прыжков.
уметь:
-правильно выполнять движения «Боковой галоп», «Ёлочка», «Гармошка», «Робот», «Вертушка»;
- выполнять прыжки и мягко приземляться;
-выразительно исполнять движения;
-соединять движения в комбинации;
-составлять танцевальные композиции и импровизировать.
Ожидаемый результат 3- го обучения, обучающийся должен
знать:
- правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы;
-технику ранее изученных движений;
-позы современного танца;
уметь:
-выполнять движения современного танца;
-строить рисунки танца
-соединять движения в комбинации;
-составлять танцевальные композиции и импровизировать;
- соединять техническое исполнение с артистичностью.
Ожидаемый результат 4-го обучения, обучающийся должен
знать:
- правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы;
-технику ранее изученных движений;
-позы современного танца;
уметь:
-выполнять движения классического танца;
-строить рисунки танца
-соединять движения в комбинации;
-составлять танцевальные композиции и импровизировать;
- соединять техническое исполнение с артистичностью.
Календарно – тематическое планирование кружка «BabyDens»
№№
занятий
Наименование разделов и тем
Кол-во часов, Календарные сроки изучения тем
Репертуар
Раздел 1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Азбука музыкального движения. Элементы пляски.
18
Тема 1.1.
Ориентировка в пространстве.
Исходные положения. Знакомство детей с правилами техники безопасности. Построение круга и «шахмтный» порядок.
Основные движения под музыку : разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)
Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте. 3
сентябрь «Марш» Л. Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с хлопками.
Тема 1.2.
Основные движения под музыку : виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).
Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях.
2
сентябрь - октябрь «Игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен.
Тема 1.3.
Ритм, ритмический рисунок.
Проучивание шага подскока с высоко подтянутым коленом.
Проучивание 1-й и 2-й части движения шага польки.
Ритмические упражнения с музыкальным заданием : (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга, в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4. 2
октябрь Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко, Игра «Цапля и лягушата»
Тема 1.4.
Контрастные темпы.
Положение рук в русской, татарской пляске.
Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.
Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.
3
ноябрь «Вейся, вейся, капуста» р. н. п.
УМК «Эпипэ»,выставление пятки на носок.
Тема 1.5.
Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы, дробный шаг.
Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.
Движение с ускорением, замедлением темп 3
ноябрь «Карусель», «Новогодние хороводы», «Певучий хоровод» Т. Ломова, «Танцуем сидя».
Тема 1.6.
Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.
Перепляс.
Танцевальные комбинации русских, татарских танцев.
3
декабрь Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,
перепляс «Стенка на стенку», «Расческа».
Тема 1.7.
Танцевальные импровизации.
Выступление на Новогоднем утреннике. 2
декабрь Р. н. п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р. н. м., «Затейники» (пляска-импровизация).
Раздел 2.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18 Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения. 18
Тема 2.1
Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.
Полуприсядка, «ковырялочка».
Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.
3
февраль «Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р. н. п.
«Морячка» флэшмоб
Тема 2.2.
Виды хлопков.
Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно. 2
март Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Поющие руки»
Тема 2.3.
Образные движения.
Развитие «мышечного чувства» : расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. 3
март Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С. Руднева.
Тема 2.4.
Характерные движения.
Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др.
3
апрель Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдатиков»
Тема 2.5.
Парные пляски. Положения в парах.
Кадрили, польки, татарских и русских танцев.
Упражнения на равновесие. 2
апрель «Умырзая», «Смени пару», кадриль «Цветики-лютики», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг. н. п.
Тема 2.6.
Построения и перестроения группы:
«Воротца», «Звёздочки», «Карусели».
Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног.
3
май Хоровод «Змейка с воротцами» С. Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»
Тема 2.7.
Повторение и подведение итогов.
Конкурс танцоров.
Выступление на «Дне защиты детей» 2
май Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?»,
игра «Пляши, да не зевай» Е. Трестман,
Раздел 3.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Элементы классического танца. 14
Тема 3.1.
Основные позиции ног и рук в классическом танце. 4
сентябрь «Мелодия» Т. Ломова, «Прекрасный замок» обр. Ш. Видора, «Мари» обр. Ж. Векерлена.
Тема 3.2.
Музыкальный размер 3\4.
Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце.
Постановка корпуса, осанка. 4
октябрь Вальс «Раз, два, три на носочки», «Снежинки» С. Руднева, «Менуэт»
Тема 3.3.
Полонез. Шаг полонеза. Характерные перестроения.
Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов. 3
ноябрь «Полонез» Б. Андреев, «Экосез», №5 А. Жилин.
Тема 3. 4.
Перестроения в колонны по два, по четыре. 3
ноябрь «Марш» Л. Вишкарёв
Раздел 4.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Танцевальные движения и современные танцы. 22
Тема 4.1.
Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев.
Движение в парах.
Финский танец. Танго.
Выступление на Новогоднем утреннике. 4
декабрь «Каждая пара пляшет по своему» Л. Генералова,
«Финский танец». «Танго», Самбарита»
Тема 4.2.
Шаги польки.
Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу.
Поскоки на месте, кружение поскоками. 4
январь Полька «Добрый жук» Спаддавекиа, «Всадники и упряжки», «Берлинская полька», «Аннушка», «Старинный французский галоп» обр. Ш. Видора
Тема 4.3.
Лирические танцы.
Построение двух концентрических кругов. 2
февраль «Лирический танец» Карамышев,
Тема 4.4.
Музыкально – пространственные композиции.
Сужение и расширение круга. 4
март «Флик - фляк», «Буги – вуги», «Соко- соко»
Тема 4.5.
Современные танцы.
Перестроения группы: из круга врассыпную.
3
апрель Тренаж «Раз, два, три», танец «Бабочек», «Хлопайте в ладоши»
Тема 4.6.
Татарский танец.
Танцевальные комбинации и перестроения в танцах. 3
май УМК «Сигезле бию»
Тема 4.7. Повторение и подведение итогов.
Выступление на «Выпускном» утреннике. 2
май Торжественное шествие,
Полька «Добрый жук»