Татьяна Зайцева
Роль музыки и творчества и профилактике девиантного поведения.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки и творчества и профилактике девиантного поведения
В Государственном учреждении Тульской области «Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних №1» существует отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В нём дети пребывают заездами на 21 день. В основном это дети с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) и УО (умственная отсталость).
Возраст детей от 4 до 18 лет, 20-25 человек, группа смешанная
Публикация «Роль музыки и творчества и профилактике девиантного поведения,» размещена в разделах
(девочки и мальчики). Очень часто к нам приезжают дети из многодетных приёмных семей, из семей с низким культурным уровнем окружающих людей, дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Они имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития, интеллектуальную недостаточность, являющиеся причиной формирования у детей с ОВЗ внутренней тревожности, агрессивности, конфликтности, ощущения неполноценности, искажения в личностном развитии.
Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка условия (социальные и микросоциальные).
Творчество очень важно для любого человека. Для детей в особенности. Это не только способ самовыражения, но и средство реабилитации.
Академик Владимир Бехтерев сказал: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка-целитель здоровья».
Как и другое искусство, музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Имея музыкальное образование, я разработала программу дополнительного образования «ВЕСЁЛАЯ ГАРМОНИЯ».
Терапевтический подход данной программы подразумевает использование силы музыки и творчества для поднятия настроения, стимуляции мыслительной и двигательной активности, выхода эмоций.
ЦЕЛЬ: Развитие творческого потенциала и активности детей в различных видах деятельности.
ЗАДАЧИ: Прививать любовь к пению
Приобщать детей к русской народно-традиционной музыкальной культуре.
Развивать чувственно-эмоциональную сферу ребёнка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной.
Реабилитация через прекрасное, формирование позитивного отношения к людям и самому себе.
Реализуя программу, я руководствуюсь принципами:
Принцип принятия - принимаем ребёнка таким, каков он есть
Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми
Принцип учёта возрастных особенностей ребёнка и тяжести дефекта
Принцип сотрудничества
Принцип одновременного включения всех анализаторов (зрительного, слухового, осязательного, двигательного)
Принцип результативности (развивающего эффекта)
Осуществляя все эти задачи, которые должны решаться естественно и непринуждённо, ведётся работа по трё м направлениям:
Пение и слушание музыки
Фольклорный ансамбль ложкарей
Музыкально – игровые праздники
Музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Доказательством тому служит тот факт, что музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у слушателя, например, притоптывание ногой в такт, напевание привязавшегося мотива, чувство радости и печали.
Вот почему музыкальная терапия может быть эффективным способом помощи детям с серьёзными нарушениями поведения или детям с множественными проблемами.
Пение и слушание музыки развивают способность различать звуки на слух, что необходимо для всех детей и особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях активно используются дидактические игры.
Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Дети не осознают то, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Заучивание куплетов из песен в большой степени облегчает ребёнку задачу составления фраз и предложений, помогает быстрее овладеть навыком чтения. В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
Здоровьесберегающий аспект. При пении мы используем «певческое» дыхание, т. е быстрый вдох и «экономный» выдох, чтобы хватило на всю музыкальную фразу. Правильное дыхание развивает лёгкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, даёт оздоровительный эффект.
При помощи пения можно успешно лечить заикание. Говоря нараспев, можно избавиться от этого недуга. Подбор репертуара происходит в зависимости от желания детей, соответственно времени года и календарным праздникам.
Пение в группах развивает способность работы в команде, заставляет их слушать друг друга, учиться друг у друга и уважать мнение других.
Ансамбль ложкарей- это деятельность, в основе которой заключается знакомство и приобщение детей к традициям русского народного фольклора. Весь репертуар основан на русских народных мелодиях и песнях.
В музыкальной деятельности существует два этапа:
Первый- воспринимающая деятельность, когда ребёнку поют, играют на инструменте, а он слушает.
Второй – строится на методе «освобождение творческих сил», благодаря которому ребёнок творит в музыке (поёт, играет на шумовых инструментах), участвует в концертах, играх и конкурсах. А результатом является эмоциональная отзывчивость, прекрасное настроение детей.
Праздник – это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки и поэзии, ярких образов, увлекательных игр и затей. Работая с детьми, важно видеть каждого из них. Сделать так, чтобы они проявили все те таланты, которые спрятаны в них глубоко и чтобы в жизни они были раскованными, уверенными в себе.
Событийный принцип в подготовке и проведении мероприятия играет ведущую роль. Его особенность заключается в сопричастности – событийности, ответственности за своё участие в празднике, его подготовке и проведении. Нужно ориентировать ребёнка на то, что именно от него зависит успех мероприятия.
Событие для личности – это момент её наибольшей востребованности и, соответственно, самореализации.
Носителем события может стать совместная творческая деятельность детей и взрослых, превратившаяся в СО – БЫТИЕ, т. е. в совместное проживание действительности. Мы вместе изготавливаем декорации и реквизит к играм, распределяем участие в творческих номерах.
Данные ситуации- события, в которых дети обретают опыт музыкально-творческой и игровой деятельности, проектируются с целью поддержки самостоятельности в создании эмоционального образа, проявления усилия над собой в выполнении творческой работы, ответственности за свою работу, а также осознанное стремление к выражению в продуктах своей творческой деятельности, отношения к миру, людям, природе.
В своей работе с детьми воспитатели используют, как правило, разные формы и методы работы. Я нашла уникальное средство воздействия на профилактику девиантного поведения и на ребёнка в целом. Музыкальные занятия и праздники помогают детям забыть о своих проблемах и трудностях, снизить эмоциональное напряжение, справиться с агрессией, создать положительное настроение, воспитать уверенность в себе и научить детей сотрудничать и помогать друг другу. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание детей самих себя, своих способностей и возможностей. У них формируются навыки невербального, чувственно контакта с окружающим миром, нахождение в процессе творчества своего неповторимого Я.