Анна Бондаренко
Программа по ПДД (модифицированная программа)
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Пояснительная записка.
Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего поселка. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановки.
Публикация «Программа по ПДД (модифицированная программа)» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Таким образом, у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Программа «Правила дорожные знать нам всем положено!» - это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое. Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, динамично развивающийся положительный характер детско-родительских отношений в ходе реализации программы способны создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Воспитание у дошкольников культуры поведения на улице, тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице осуществляются в системе. Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются и дополняются.
Комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
1.1.1. Цели и задачи Программы
Цель программы :
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
1. Усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.
3. Закрепление знаний о работе светофора.
4. Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
Принципы обучения
• Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
• Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
• Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по поселку в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
• Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему игровых образовательных ситуаций, бесед, игр, объединенных общей целью.
• Принцип поэтапности, то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.
• Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты.
Ребенок знает правила дорожного движения:
• переходит улицу только на зеленый сигнал светофора;
• не играет на дороге или около проезжей части;
• переходит улицу только по пешеходному переходу и в сопровождении взрослого;
• при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
• знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок умеет:
• с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
• различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
• называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
• отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок имеет представление:
• о работе водителя;
• о том, как водители заботятся об автомобиле;
• об автозаправочной станции, станции техобслуживания, автостоянке.
1.3. Концепция Программы
Концепция программы – воспитание законопослушного гражданина с дошкольного возраста, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Программа направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа разработана в целях предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма и профилактики дорожно – транспортных происшествий.
Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое. Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей.
Программа «Правила дорожные знать нам всем положено!» (модифицированная (адаптированная) программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008, на основе учебно-методического пособия по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность».
Направленность программы – социально-педагогическая. Программа направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД, а также воспитание у дошкольников культуры поведения на дороге в транспорте и на улицах поселка.
Программа «Правила дорожные знать нам всем положено!» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Главная задача программы состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, срок реализации 1г., нагрузка в неделю 1 час, вг. 36 часов.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Реализация Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательной потребностей и интересов.
Программа адресована детям в возрасте от 6 до 7 лет.
Отличительной особенностью программы является то, что правила–обязанности пешеходов и пассажиров адаптированы к пониманию и усвоению их детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Дети дошкольного возраста не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и совсем не обращает внимание на ситуацию. Они не в состоянии определить расстояние до ближайшей машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути движущегося транспорта.
5 – 6 лет
ребенок все еще имеет ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
большинство не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или
спортивная машина;
они все еще не умеют правильно распределять внимание и отделять
существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять все их внимание.
6- 7 лет
дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на отклик;
они могут определить откуда доносится шум;
они учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем. Они усваивают, что автомобиль, кажется тем больше, чем ближе находится;
они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар.
2.2. Виды деятельности
Программа охватывает следующие виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; конструирование; изобразительная; музыкальная; двигательная.
2.3. Методы реализации Программы
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется как в ходе специально организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Содержание образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей строится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также авторских разработок Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л, Стеркиной Р. Б., Скоролуповой О. А. с использованием разнообразных методов и приемов. Ведущими, среди которых являются:
• Метод наблюдения и беседы – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях с последующим обсуждением интересующих вопросов. Он носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
• Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приё мами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.
• Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
• Практические упражнения – это систематическая отработка умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника или в ходе специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.
• Метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций. Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. При помощи макета улицы города и дидактических игр создаются дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.
• Интерактивный метод. С помощью этого метода можно помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
2. 4. Структура организованной образовательной деятельности
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей: специально организованные игровые образовательные ситуации, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за транспортом, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг, рисунков с изображением улиц, видов транспорта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры-соревнования, праздники, конкурсы, игры-драматизации.
Возраст воспитанников 6-7 лет.
Форма игровых образовательных ситуаций – групповая.
Срок освоения программы – 1г.
2.5. Формы подведение итогов реализации проверки и контроля деятельности.
В конце учебногог. а программой предусмотрен педагогический мониторинг уровня усвоения детьми знаний по ПДД.
Формы мониторинга: игровая образовательная ситуация «Экзамен на получение прав пешехода и будущего водителя».
Графическая запись знаний детьми правил дорожного движения в старшей группе.
Фамилия, имя ребё нка:
Дата обследования:
Вопросы, по которым проводится опрос и обследование Баллы
1 2 3
Какие виды транспорта ты знаешь?
Для чего нужен пассажирский транспорт?
Где его ожидают люди?
Где его ожидают люди?
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?
Правила поведения в общественном транспорте.
Что такое перекрёсток?
Что такое «зебра»?
Для чего нужен «Островок безопасности»?
Кто контролирует движение?
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГАИ.
На какие две части делится дорога?
Правила перехода улицы.
Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
Где разрешается ездить на велосипеде?
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!».
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход».
Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка».
Покажи дорожный знак «Велосипедное движение».
Результаты подсчета высокий средний низкий
Суммарный диапазон 38-57 29-37 19-28
Характеристика уровней при оценке знаний детьми
Низкий уровень или пограничный уровень между низким и средним (I) - «1» балл.
Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; знания по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на групповых игровых образовательных ситуациях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
Средний уровень (II) - «2» балла.
Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает участие в подгрупповых игровых образовательных ситуациях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III) - «3» балла
Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на игровых образовательных ситуациях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
2.6. Учебно-тематическое планирование
Месяц Тема месяца Название ИОС
Сентябрь Пешеход Посвящение в пешеходы!
«Школа пешеходных наук»
«Наша улица»
«Вечер загадок»
Октябрь Транспорт «Какой бывает транспорт?»
«Специальный транспорт»
«Сельскохозяйственная техника»
«Железнодорожный транспорт»
Ноябрь Пассажиры «В городском транспорте»
Сюжетно – ролевая игра
«Мы - пассажиры»
«Знакомство с автобусной остановкой»
«Правила и обязанности пассажиров при поездке в автомобиле и на мотоцикле»
Декабрь Светофоры «Школа светофорных наук»
«Путешествие Колобка по улице»
Сюжетно-ролевая игра «Светофор»
«Веселая эстафета от Грамотного Светофора»
Январь Дорожные знаки «Дорожные знаки»
«Приключения дорожных знаков»
Рисование
«Дорожные знаки»
«В гости к бабушке Загадушке»
Февраль Перекрёсток Экскурсия «Перекрёсток»
«Знакомство с регулировщиком»
«Виды перекрестков»
«Профессия – инспектор дорожного движения»
Март Я и велосипед «История велосипеда»
«Правила для велосипедиста»
«Дорожные знаки для велосипедиста»
«Эстафета на средствах детского передвижения: ролики, самокаты, велосипеды»
Апрель Правила движения достойны уважения! «Знакомство с фликерами»
«Какие опасности ждут нас на улице?»
«Про трех друзей и их приключения на дороге»
«Компьюшкин кроссворд по ПДД»
Май
Итожим то, что знаем! Сюжетно-ролевая игра «Водители. Гараж. Дорожная полиция»
Сюжетно-ролевая игра
«Служба спасения»
«Экзамен на получение прав пешехода и будущего водителя»
Праздник «Мы - пешеходы»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Характеристика педагогического состава, реализуемых Программу
План работы с социальными партнерами
Дата Содержание деятельности
Работа с воспитанниками Работа с родителями
2 квартал Организация встреч детей с инспектором ГИБДД.
Акция «Осторожно – дети!»
2 квартал Организация совместных мероприятий с инспекцией ГИБДД. Акция «Водитель, ты тоже родитель!»
3 квартал
Организация встреч детей с инспектором ГИБДД.
Проведение родительского собрания в МБДОУ с приглашением инспектора ГИБДД «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье»
4 квартал
Проведение детского праздника «Посвящение в пешеходы» Листовка-обращение о выполнении ПДД летом «Автомобильные кресла»
3.3. Взаимодействие с семьей
Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается. Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным. Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц, дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены правила взаимодействия участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах дети могут приобрести опыт передвижения с разной скоростью, почувствовать, что значит, столкнуться с препятствием на большой скорости. Все это должны знать и родители.
В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых игровых образовательных ситуаций, развлечений и досугов) рассказывает об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. В группе оформлены папки- передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме. Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Примерный план работы с родителями
Месяц Содержание деятельности
сентябрь
Анкетирование родителей «Азбука пешехода»;
Составление маршрута «Дорога в детский сад»;
Праздник «Посвящение в пешеходы».
октябрь
Семинар-практикум «Занимательные игры по правилам дорожного движения»;
Помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды «Уголок ПДД»;
Акция «Острожно-дети!»;
Устный журнал «Нужно правила дорожные выполнять без возражений».
ноябрь
Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле»;
Игра-тренинг «Привитие навыков безопасного поведения на улице;
Консультация «Безопасность детей – забота взрослых».
декабрь
Целевые прогулки «Такие разные машины».
«Водитель, ты тоже родитель!»
Конкурс фотогазет «Улицы нашего поселка и города»
январь
Дискуссия с участием инспектора ГИБДД «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет»
Конкурс рисунков и плакатов «Добрая дорога»
Педагогический проект «Добрая дорога»
февраль
КВН (совместно с родителями и детьми) «Правила дорожные – правила надежные)
Памятка для родителей «Поведение детей в общественном транспорте»
День открытых дверей (просмотр игровых образовательных ситуаций по ознакомлению детей с ПДД)
март
Консультация: «Как научить ребенка не попадать в дорожные «ловушки». О дорожных «ловушках».
Практическая игровая образовательная ситуация в рамках родительской гостиной «Игры с детьми по ПДД»
апрель
Выпуск газеты «Добрая дорога детства»
Конкурс творческих рассказов «Дорожные истории»
май
Участие в подготовке и проведении праздника «Мы - пешеходы» Листовка «Безопасное лето»
Творческий проект «История светофора»
3.4. Материально-техническое обеспечение программы :
Оборудование и материалы:
-демонстрационные картинки;
-плакаты;
-раздаточный дидактический материал.
Дидактическое обеспечение:
-автомобиль;
-наглядное пособие «Правила дорожного движения»;
-дидактическое пособие: «Транспорт»;
-дорожные знаки;
-жезл регулировщика;
-конструктор «Транспорт»;
-костюм «Светофорик»;
-наглядное дидактическое пособие «Дорожные знаки»;
-наглядное дидактическое пособие «Безопасность на дороге»;
-наглядное дидактическое пособие «Умные Ширмочки» : «Безопасность дорожного движения».
3.5. Список используемой литературы:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно- методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002г.
2. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд. М. : Просвещение 2000
3. Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008г.
4. А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006г.
5. Т. И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009г. С- Пб.
6. Р. Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М. : Издательство Оникс 2012г.
7. Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу»
8. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007г.
9. В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005г.
10. В. Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»
11. К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003г.
12. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей- издательско- торговый дом Волгоград