ирина мамедова
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Кубань — наш общий дом» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи Программы.
3. Основные принципы построения Программы.
4. Структура Программы.
5. Методология педагогичного процесса.
6. Планируемые результаты освоения Программы.
7. Условия реализации Программы.
8. Библиографический список используемой методической литературы, пособий и образовательных сайтов сети Интернет.
9. Приложение.
1. Пояснительная записка.
Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников „Кубань — наш общий дом“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны.
Любовь к Родине начинается с любви к матери, к отчему дому, к месту, где человек родился и вырос. Наиболее яркие впечатления детства закладывают в ребенке подсознательную основу для дальнейшего его духовно – нравственного развития. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.
Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление детьми социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет необходимо и актуально.
Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок – являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны.
Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.
Дошкольники, с раннего возраста воспитывающиеся на лучших традициях своего народа, вырастут настоящими гражданами Кубани и России.
2. Цели и задачи Программы.
Цель Программы – сформировать патриотические чувства дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой Родины.
Задачи:
- дать возможность детям при помощи взрослого узнать о поселке Афипском, Краснодаре, Краснодарском крае;
- познакомить дошкольников с историческим прошлым и настоящим родного края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;
- актуализировать знания детей о достопримечательностях, традициях поселка, города, края;
- познакомить детей с трудом взрослых, кубанскими ремеслами;
- создать условия для получения детьми знаний о кубанском культурном наследии;
- продолжать воспитывать чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное;
- продолжить работу по формированию интереса и уважения к обычаям своего народа и народов, живущих рядом с нами.
3. Основные принципы построения Программы.
Программа построена на следующих принципах:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Принцип увлекательности: материал, предназначенный для детей, опирается на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.
3. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств, в том числе с использованием ИКТ, практических методов, исследовательских методов, проектной деятельности.
4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.
5. Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.
6. Деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
7. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.
8. Принцип взаимодействия с социальными институтами. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой.
9. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим направлениям.
4. Структура Программы.
Материал в данной Программе планируется по темам, на ознакомление с которым отводится одна неделя. Дети знакомятся с природой родного края в разное время года, с историей возникновения поселка Афипского, с историей родного края; с обычаями и традициями народов, населяющих Краснодарский край, с народными традициями и праздниками, с достопримечательностями поселка, города и края, с символикой и народными промыслами Кубани.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Темы, представленные в Программе :
1. Моя семья.
2. Наш детский сад.
3. Мой дом. Мой поселок.
4. Мой край.
5. Кто живет рядом с нами.
6. Наш урожай. Овощи и фрукты.
7. Осень в поле. Хлеб всему голова.
8. Осень в лесу.
9. Горы Кавказа.
10. Водоемы поселка.
11. Реки Кубани.
12. Черное и Азовское море.
13. Полезные ископаемые.
14. Кубанская зима.
15. Достопримечательности поселка.
16. Рождество.
17. Колядки.
18. Как жили раньше.
19. Достопримечательности нашего края.
20. Краснодар – главный город Кубани.
21. Новороссийск – город-герой.
22. Символика Кубани.
23. Народные промыслы Кубани.
24. На Кубань пришла весна.
25. Кубанское поле.
26. Цветы.
27. Мир насекомых.
28. Лекарственные растения.
29. Охрана природы. Красная книга Кубани.
30. Домашние животные и птицы.
31. Путешествие по родному краю.
Также включены в Программу темы, посвященные Новому году, 23 февраля, 8 марта, Дню Победы.
Работа по каждой теме включает:
- формирование РППС;
- познавательную деятельность;
- игровую деятельность;
- речевую деятельность;
- художественно – творческую деятельность;
- ознакомление с художественной литературой;
- взаимодействие с родителями.
5. Методология педагогического процесса.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народный праздник является именно такой большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Большой педагогический потенциал имеют и кубанские народные игры. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, в коллективе, усваивает трудовые навыки, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. В игре ребенок развивается физически. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью. Отличаются историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому в Программе используются следующие методы:
- практические:
1. дидактические игры;
2. подвижные игры;
3. творческие игры;
4. трудовая деятельность в природе;
5. опытническая деятельность;
6. продуктивная деятельность.
- наглядные:
1. рассматривания;
2. наблюдения;
3. прогулки;
4. экскурсии по территории детского сада;
5. просмотр видеозаписей о родном крае.
- словесные:
1. беседы;
2. рассказ воспитателя;
3. рассказ из личного опыта;
4. ознакомление с художественной литературой
В данной программе предлагается примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми 6-7 лет. Отбор и систематизация знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников : принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Поэтому в воспитательно-образовательной деятельности используются такие методические приемы, как:
- сравнение;
- вопросы,
- индивидуальные задания,
- обращение к опыту детей,
- предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю,
- рассказ из личного опыта,
- использование художественных средств в зависимости от темы,
- игровые приемы и др.
Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Дети учатся самостоятельно анализировать увиденное и услышанное, делать выводы.
Такой прием, как задавание вопросов помогает развивать детскую любознательность, интерес к предмету разговора. Важно в старшем возрасте детям предлагать найти ответы на вопросы по иллюстрациям, спросить у родителей, подумать самостоятельно, предложить самим объяснить, где можно найти нужную информацию, поразмышлять.
Использование игровых приемов позволяет повысить познавательную активность, заинтересовать детей для дальнейшего, уже самостоятельного, знакомства со своей малой Родиной. Использование художественных средств в разных сочетания в зависимости от темы – музыка, стихи, живопись - помогают поддерживать эмоциональный фон образовательной деятельности, способствуют эстетическому развитию дошкольников.
6. Планируемые результаты освоения Программы.
Так как специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов, то ориентиром для направления воспитательно-образовательной работы по Программе служат целевые ориентиры, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Некоторые целевые ориентиры Программы имеют свои отличительные особенности, которые не противоречат ФГОС ДО, а углубляют и дополняют его требования (выделены курсивом) :
- «Ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: знает название поселка, столицы Кубани, символику родного края; достопримечательности поселка, города и края; историю возникновения поселка и города; объекты живой природы лесов, степей, водоемов и гор Краснодарского края; имеет представление о Красной книге как документе, в который занесены редкие виды растительного и животного мира; знает некоторых представителей Красной книги; имеет представление о жилище и обычаях кубанском казаков в историческом прошлом; имеет представления о кубанских народных ремеслах».
- «Ребенок знаком с произведениями детской литературы: произведениями кубанских поэтов».
7. Условия реализации Программы.
Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызвано тем, что дошкольникам свойственно наглядно - образное мышление. Поэтому важно создать в группах развивающую предметно-пространственную среду по формированию у дошкольников высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе создается соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. В игровом уголке располагаются иллюстрации кубанских костюмов, утвари и т. д., что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей. В познавательный уголок внесены фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символика города Краснодара, Краснодарского края, фотография губернатора Кубани, изготовлен макет кубанского подворья. В уголок продуктивной деятельности помещены как фотографии, так и сами изделия кубанских умельцев. Все это расширяет возможности ребенка в успешном приобщении к культуре родного народа.
В Программе отведено много времени для совместной работы детей и взрослых над созданием соответствующей развивающей среды. Либо вместе, либо под чутким руководством воспитателя, либо совместно с родителями, а порой и самостоятельно дети участвуют в формировании развивающей среды согласно темам: изготавливают фотоальбомы своей семьи, детского сада, атрибуты для народных игр, собирают гербарии, коллекции ракушек, минералов, камней, собирают коллекцию открыток о Краснодаре, Новороссийске, о природе края.
Формирование патриотических чувств эффективнее, если семья выступает как равноправный партнер в формировании личности ребенка. Ведь позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, посильная любой семье. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания любая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Здесь строится…», «Здесь – музей, который рассказывает о прошлом Кубани, знаменитых людях…» и т. д. Чтоб ребенок осознал себя как равноправный член семьи, необходимо ребенка привлекать к посильному труду дома, совместно готовится к отдыху, праздникам. Постепенно ребенок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – семьи, детского сада, города, страны.
Особого внимания требует от родителей темы, посвященные природе Краснодарского края. Ведь именно взрослый близкий человек, которому ребенок доверяет, которого любит, и стремиться подражать является образцом поведения в природе, отношения к живому. Поэтому взрослый должен стать ребенку положительным примером для подражания. Родителям необходимо доверять детям работы по уходу за объектами природы, ведь природа – это источник не только нравственного воспитания, но и трудового.
8. Библиографический список используемой методической литературы, пособий и образовательных сайтов сети Интернет.
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985.
2. Владимирская Л. А. От осени до лета. Волгоград, 2011.
3. Вохринцева С. Методическое пособие «Деревья и листья». М., 2003.
4. Гринг Л. «Природа родного края». Краснодар, 1999.
5. Звонарева Н. П. я живу на Кубани. Краснодар, 2005.
6. Кубанские народные сказки и легенды. Краснодар, 2004.
7. Кенеман А. В. Детские народные подвижные игры. М., 1995.
8. Лотышев И. П. «География Краснодарского края». Краснодар, 1999.
9. Лотышев И. П. «Путешествие по родному краю». Краснодар. 2001
10. Маслов А. В. «Солнце - бери». Краснодар, 2008.
11. Маслов А. В. «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков», Краснодар, 2010.
12. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009.
13. Нагалевская В. Я. «Красная книга Краснодарского края». Краснодар, 1994.
14. «Писатели Кубани – детям». Краснодар, 2007.
15. Поселок Афипский: история и современность. Ростов-на-Дону, 2015.
16. Серия демонстрационных картин «Кем быть?». СПб., 2005.
17. Серия демонстрационных картин «Все работы хороши». СПб., 2016.
18. Терская И. А. География Краснодарского края. Краснодар, 2004.
19. Тематическая папка «Как наши предки выращивали хлеб».
20. Фесюкова Л. Б. Времена года. Харьков, 2008.
21. Хачатуров Е. А. «История Кубани в рассказах и иллюстрациях», 2006. Ст. «Вечный огонь: о братьях Игнатовых», с. 61.
22. Хлопова Т. П. Ты, Кубань, ты наша Родина»- Материалы из опыта работы районных методических служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов. Издательство Департамента образования и науки Краснодарского края. Изд. Краснодар 2004г.
23. Шорыгин Т. А. Беседы о хлебе. М., 2013.
24. Razumniki.ru
25. Planetaskazok.ru
26. Peskarlib.ru
27. Playroom.ru
28. Maam.ru
29. Detsadclub.ru
30. Lukoskko. ru
31. Stixi.solnichkomoe.ru
32. Lad-lad.ru
33. Nsportal.ru
34. Ped-kopilka.ru
35. Infourok.ru