Наталья Козырева
Занятие «Земля — наш общий дом» (подготовительная группа)
Земля — наш общий дом
Цель: формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать у детей представление о взаимосвязи всего живого на планете Земля.
- развивать познавательный опыт детей с помощью наглядных средств (ИКТ, моделей, условных заместителей).
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, навыки экологически грамотного поведения.
Ход занятий
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие по экологии и мы будем говорить о том, что нас окружает каждый день.
Публикация «Занятие „Земля — наш общий дом“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Слайд 1 ( изображение природы: деревья, цветы, бабочки)
Что вы видите на картинке? (Деревья, животных, цветы, бабочек)
Как это можно назвать одним словом? (Природа)
Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Правильно, мы будем говорить о природе!
В природе нет ничего лишнего. Вы согласны со мной?
Давайте докажем это.
У нас есть почва. (Выставляется схематическое изображение почвы.)
Кому нужна почва? (Она нужна растениям, цветам. (Выставляется схематическое изображение растений.)
А растения нужны почве? (И растения нужны почве)
Значит они, (необходимы друг другу).
А кому нужны растения? (Растения нужны насекомым (Выставляется схематическое изображение насекомых.)
А насекомые нужны растениям (Да, насекомые нужны растениям. А значит они необходимы друг другу).
А докажите это. (Насекомые питаются нектаром, значит растения нужны насекомым, и насекомые опыляют растения, значит насекомые нужны растениям)
Кому на ваш взгляд нужны насекомые? (Насекомые нужны птицам. (Выставляется схематическое изображение птицы.)
Что вы можете сказать о взаимосвязи насекомых и птиц? (Птицы и насекомые нужны друг другу.)
Значит все в природе взаимосвязано.
А что произойдет, если прервать эту цепочку? Например, заболеет почва. (Тогда погибнут цветы, исчезнут насекомые, умрут птицы.) (Схемы переворачивают другой стороной, появляется черная цепочка)
Раздается плач Земли!
Слайд 2. (Планета Земля в черных пятнах)
Ребята, земля прислала нам сигнал бедствия, SOS!
Слайд 3. (Жалобная книга природы.)
Земля наша погибает, что же с ней произошло. Давайте посмотрим. (Показ слайдов об экологической катастрофе).
А почему же все так произошло?
Мы с вами сейчас выясним.
Дидактическая игра.
Разделитесь на три команды.
Я предлагаю вам побыть в роли исследователей: перед вами схемы. Необходимо выбрать из них те, на которых, по вашему мнению, изображены те объекты, которые наносят вред живой природе и даже приводят к ее исчезновению.
Итак, ребята, сейчас мы всем расскажем и покажем причины вымирания животных и растений. (Дети выставляют выбранные ими схемы и обосновывают свой выбор.)
Да, ребята, к сожалению, главная причина исчезновения всего живого на Земле — это неправильное отношение людей к природе.
Физминутка
А сейчас вспомним и другие причины гибели всего живого.
Если я называю явление или объект, которые представляют опасность живой природе, вы не ловите мяч, а если это не опасно для природы, то ловите мяч.
- дымящие заводы
- посадка деревьев
- сброс отходов в реки
- очистка рек и озер от мусора
- браконьерство
- рыбалка
- сбор лекарственных трав
- вырубка лесов
- поджог травы…
Вот сколько примеров плохого поведения людей мы назвали. После всего этого природе можно нанести такой вред, что ее уже невозможно будет восстановить.
А как этого избежать, что надо делать, чтобы спасти нашу Землю?
(Человек должен с малых лет соблюдать правила поведения в природе.)
А вы знаете правила поведения в природе?
Давайте проверим,
Игра «Собери картинку»
Мы снова разделимся на три команды. Перед вами фланелеграф, разрезные картинки с правилами поведения в природе и сигналы красный, зеленый и желтый. Если на картинке изображена опасность природе, прикрепляем красный кружок, если нет, то зеленый, а если частично, то желтый.
(Дети собирают картинки и рассказывают, почему они выбрали именно этот знак).
Ой, ребята, посмотрите, оживает наша почва, появляются цветы, зажужжали пчелы и шмели, вернулись птицы, значит мы с вами все правильно сделали.
(Карточки-схемы поворачивают обратно изображением вверх)
Слайд 4. (Появляется планета Земля без пятен).
Посмотрите, какая красивая цветущая наша голубая планета!
Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.