Наталья Потапова
Программа по Lego конструированию в средней группе 4–5 лет на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел…. …1
1.1 Пояснительная записка….… 1-2 1.2. Актуальность…. 3
1.3. Новизна. ….…. 3
1.4 Цель программы…. …. 3
1.5 Задачи программы…. …. 3
1.6. Ожидаемые результаты программы. ….4
1.7. Принципы Lego конструирования….…. 4-5
1.8 Формы организации обучения дошкольников…. ….5-6
1.9 Требования к знаниям и умениям дошкольников…. ….…. 6
1.10 Планируемый результат…. …. 6
2. Организационный раздел…7
Публикация «Программа по Lego конструированию в средней группе 4–5 лет на учебный год» размещена в разделах
2.1. Содержание программы для детей средней группы (возраст 4-5 лет….…7
2.2 Учебно-тематический план программы в средней группе (возраст 4-5 лет…. …. 8-14
3. Методическое обеспечение программы.
3.1 Материально-техническое обеспечение программы…15
Список используемой литературы…16
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Опираясь на ФГОС ДО (ст. 1.4. и 7, который предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, на Стандарт начального образования, который обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития, я поставила перед собой цель:
- повысить качество образования в нашем ДОУ, посредством создания научно-образовательной программы «LEGO - конструирование».
Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самые высокие требования гигиеничности, эстетичности, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются предпочтительными наглядными и развивающими игрушками. Этот конструктор побуждает работать как голову, так и руки.
Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Игры с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором. Так моделирование из LEGO-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
1.2 Актуальность
Дети учатся через игру. Когда деятельность увлекает, она концентрирует внимание детей. Чем больше дети заинтересованы, тем больше они учатся. Зачастую простые действия имеют самые большие образовательные преимущества. Концепция LEGO проста, но она является универсальной, т. к. Блоки могут быть использованы для создания разных элементов. Конструкторы LEGO стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к самовыражению.
1.3 Новизна программы
Новизна программы выражается в реализации задач по развитию творческих и конструктивных навыков через игровые проекты, с использованием конструкторов LEGO. В процессе активной работы по конструированию открывается много интересных возможностей. Дошкольники проходят четыре этапа усвоения программы : восприятие, мышление, действие и результат. По окончанию занятия каждый ребенок видит результат своей работы.
1.4 Цель программы
Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условия детского сада.
1.5 Задачи
1. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;
3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
5. Развивать интерес к моделированию и конструированию;
6. Развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
Направление образовательной деятельности - конструирование.
Срок реализации: 1 года – с 2020 по 2021г.
Программа работы направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 4-5 лет по подгруппам (10 - 12 детей). Длительность занятий определяется возрастом детей:
- в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет)
1.6 Ожидаемые результаты программы
в старшей группе
(возраст 4-5 лет)
• Называет цвет, форму деталей;
• Называет детали;
• Скрепляет детали конструктора;
• Строит элементарные постройки по творческому замыслу;
• Строит по образцу;
• Определяет точность скрепления и скорость выполнения;
• Строит по схеме;
• Называет детали, изображенные на карточке;
• Умеет рассказать о постройке.
1.7 Принципы LEGO -конструирования
Основные принципы по LEGO -конструированию :
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
1.8 Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой:
1. Конструирование по образцу : заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели : детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям : не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу : обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности – они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме : детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
1.9 Требованиям к знаниям и умениям воспитанников
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга - 2 раза в год (октябрь-апрель). Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
1.10 Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
2. Организационный раздел
2.1. Содержание программы для детей средней группы (возраст 4-5лет)
Первое полугодие:
• Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве
• Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно
• Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
• Продолжать знакомить с новыми деталями
• Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
• Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом
Второе полугодие:
• Учить работать с мелкими деталями
• Создавать более сложные постройки
• Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
• Учить рассказывать о постройке других воспитанников
• Самостоятельно распределять обязанности
• Учить помогать товарищам в трудную минуту
• Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
• Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
• Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
• Развивать творческую активность
• Навыки межличностного общения и коллективного творчества
• Способности к анализу и планированию деятельности
• Интерес к ЛЕГО -конструктору
Занятия проводятся раз в неделю по 20 минут по подгруппам (по 10 - 12 детей).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Основные формы занятий:
• Моделирование по схеме, замыслу, образцу
2.2 Учебно-тематический план программы в средней группе
(возраст 4-5 лет)
Месяц Тема Задачи Количество часов:
практика теория
Сентябрь
Знакомство с Lego конструктором Познакомить с Lego конструктором (кирпичик, лапка, клювик). Закреплять знания цвета и формы деталей. Техника безопасности 1
Башенка, мост Упражнять в строительстве простейшие постройки. Путем присоединения простых деталей. Сборка прямой змейки. Формировать бережное отношение к конструктору. 1
Мы в лесу построим дом Мы в лесу построим дом Развивать творческое воображение. Учить строить из Lego конструктора (из кубика, кирпичика, пластины, трехгранной призмы) дом для медведя, лисы, зайца, используя стены, крышу. 1
Разные домики Закреплять умение строить разные домики для выбранных персонажей, с разным количеством этажей, разными крышами. 1
Мебель для комнаты Развивать способности выделять в предметах мебели их функциональные части. Учить анализировать образец. 1
Мебель для кухни 1 Закреплять умение строить мебель. Обратить внимание на цвет и размеры мебели. Запоминать название предметов мебели. 1
Печка Построить печку из Lego конструктора (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы). 1
Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. 1
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1
Октябрь Утята в озере Строить из конструктора утят, используя дополнительные детали, выбирая по цвету и размерам. Вычленять особенности формы утят.
1
Волшебные рыбки Учить строить рыб из конструктора. Рассказать о рыбках, строении тела. 1
Мостик через речку Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. Обыграть игрушками, соединить с готовыми домами из Lego конструктора. 1
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1
Построим загон для коров Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. 1
Грузовая машина
Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали. 1
Домик фермера
Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент». 1
Мельница Рассказать о мельнице, из чего состоит, показать картинки. Развивать воображение, фантазию. 1
Ноябрь Машина с прицепом Учить строить машину с прицепом. Рассмотреть игрушечную машину. Развивать навыки конструирования. 1
Пожарная машина Познакомить с профессией пожарного. Рассмотреть пожарную машину. Учить строить пожарную машину. Передавать особенности. Обыграть постройку. 1
Кораблик Рассказать о кораблях. Рассмотреть несколько видов кораблей. Выполнять более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. 1
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1
Детская площадка Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки. 1 Горка для ребят Продолжать знакомить с детской площадкой. Добавить конструирование горки. Развивать память и наблюдательность. Обыграть постройку. 1
Все работы хороши Познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник). Учить отличать их по внешнему виду. Передавать особенности в конструировании. Воспитывать уважение к труду взрослых. 1
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1
Декабрь
Январь Ракета Рассказать о космосе. Рассмотреть ракету. Выбрать детали. Упражнять в строительстве ракеты. 1
Луноход Рассказать о луноходе. Рассмотреть образец. Учить строить из деталей конструктора (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы). 1
Космонавты Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космонавтов из мелких деталей. 1
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину. 1
Животные в зоопарке Рассказать о зоопарке. Закрепить умение строить утку, слона и т. д., на выбор детей, используя картинки. 1
Вольер для тигров и львов Учить всем вместе строить одну поделку. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину 1
Крокодил Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила. 1
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину. 1
Башня, мост Закреплять навыки и приемы построек снизу-вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. 1
Веселые утята Разучивать стихотворение про утят. Строить из конструктора утят, используя различные детали. 1
1 Красивые рыбки Уточнять и расширять представления о рыбах. Учить строить морских обитателей. 1
Гусенок Учить строить из конструктора гусенка. Передавать размер и особенности тела. 1
Улитка Учить строить улитку, передавать особенности тела. Развивать память, мышление, внимание. 1
Большие и маленькие пирамидки Учить строить разные пирамидки, используя разные способы крепления. Учить бережно относиться к конструктору. 1
Ворота для заборчика Учить строить ворота для заборчика. Аккуратно и крепко скреплять детали конструктора.
февраль Лесной домик Учить строить дом. Распределять детали конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. 1
Воздушный транспорт История авиации. Изучение моделей самолетов, вертолетов, космической техники. 1
Конструирование современного городского многоэтажного дома. Постройка современных многоэтажных домов. Выполнение коллективной работы «Мой город». 1
Дикие животные Постройка животных пустынь, степей, лесов.
1
Мебель Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. 1
Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1
Загон для коров и лошадей Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. 1
Грузовик Учить строить различные машины, используя детали Lego конструктора. Выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части 1
Март Дом фермера Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию и творчество. Учить доводить начатое дело до конца. 1
Робот Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из Lego конструктора. 1
Городской транспорт Изучить различные виды городского транспорта, их назначение. Конструирование транспортного средства. Повторение правил дорожного движения. Постройка дорог, светофоров и дорожных знаков. 1
Цветы Подарок маме. Изготовление цветочной композиции на плоскости и объемные цветы. 1
Специальный транспорт и техника
Изучение видов техники специального назначения. Моделирование машины помощника по схеме.
1
Мой друг светофор Продолжать знакомить с работой светофора. Учить правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход. 1
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1
Водный транспорт История водного транспорта. Их виды. Постройка различных видов водного транспорта. Постройка объемных и плоскостных работ. 1
Апрель Мы едем в зоопарк Учить отличать хищников от травоядных животных. Использовать специальные элементы: рамы, оградки, двери. 1
Слон Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. 1
Ракета Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1
космонавты Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов. 1
Грузовая машина с прицепом Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета. 1
Корабли Дать обобщенное представление о кораблях. Учить способам конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. 1
Поезд Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. 1
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1
Май Разные профессии Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель). 1
Скорая помощь Рассказать о работниках скорой помощи, построить машину скорой помощи и больницу. 1
Самолет Рассказать о профессии летчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. 1
Мои любимые сказки Русские народные сказки. Сказки русских писателей. Сказки зарубежных писателей. Любимые сказочные герои.
1
Беседка для ребят
Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования. 1
Город весной
Учить строить весенний, цветущий город. 1
3. Методическое обеспечение программы.
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда :
Строительные наборы и конструкторы :
- «LEGO»
- Для обыгрывания конструкций необходимые игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Список используемой литературы:
1. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). -М. ; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010 г.
3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.
4. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ; Академия,2002г. -192с.
5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6. Фешина Е. В. ЛЕГО-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012. -114с.