Людмила Притчина
Программа по формированию эколого-экономической грамотности «Маленький хозяин»
▼ Скачать + Заказать документы
СодержаниеВведение 3
1. Паспорт программы «Маленький хозяин 3
2. Сроки реализации программы. 4
3. Пояснительная записка. 4
3.1 Название Программы, ее актуальность
3.2 Ведущие содержательные идеи Программы
3.3 Принципы построения Программы
3.4 Цель, задачи, Блоки Программы
3.5 Общая характеристика работы по Программе 8
4. Содержание и реализация практической части программы
4.1 Педагогическая технология 9
4.2 Краткая характеристика структуры занятий 15
4.3 Условия реализации работы с детьми 15
4.4 Основные формы работы с детьми 15
Публикация «Программа по формированию эколого-экономической грамотности „Маленький хозяин“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
4.5 Структура занятий 16
4.6 Критерии эффективности Программы 16
5. План действий по реализации программы 17
6. Список использованной литературы 19
7. Приложения:
7.1 Мониторинг сформированности эколого-экономической грамотности по Программе «Маленький хозяин»
3. Пояснительная записка. Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших. В Конституции Российской Федерации, в статье 18 Основного закона записано: «В интересах настоящего и будущих поколений принимаются необходимые меры для охраны и научно-обоснованного, рационального использования Земли и ее недр, для охранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».
Охрана природы становится одной из важнейших сторон государственной политики, неотъемлемой частью философии и уклада жизни многих народов, одной из лидирующих научных проблем современного общества. Человек, наконец, осознал могущество своей власти над природой, которое приводит к угрожающему по масштабам истощению, загрязнению и разрушению природной среды. Осознал и острую необходимость охраны природы, рационального ее использования, преобразования и обогащения. Проблема взаимоотношений человека и природы очень сложна – это одна из наиболее сложных проблем экологического образования. Около 3-х млн. лет человек оказывает воздействие на природу, ни на мгновение не прекращая ее использование и преобразования. В результате длительного стихийного освоения и преобразования природы Земля претерпела колоссальные изменения. Стихийно используя и преобразуя природу, человек пренебрегал её объективными законами, а чаще просто не задумывался о возможных последствиях своей жизни и деятельности.
В настоящее время резко проявляются последствия антропогенного воздействия на природу и самого человека, среди которых истощение природных ресурсов, ухудшение здоровья населения, сокращение продолжительности жизни человека. Потребность выхода из кризисного состояния обращает внимание на систему экологических взаимоотношений, на проблему их гармонизации. При этом такие виды образования как экологическое и экономическое становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, одним из средств преодоления экологического кризиса, и являются основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонизацией отношений человека с окружающей природной средой.
Данная концепция обусловила название программы - «Формирование эколого-экономической грамотности старших дошкольников».
Цель программы «Маленький хозяин»:
Формирование эколого-экономической грамотности старших дошкольников.
Задачи программы «Маленький хозяин»:
1. Формировать эколого-экономические знания об объектах и явлениях предметно-природного мира как жизнеобеспечивающих ценностях (на примере воды, энергии, бросового материала);
2. Развивать представления детей о разносторонних взаимосвязях человека с природой;
3. Формировать эмоционально-чувственное и бережно-экономное отношение к предметно-природному миру;
4. Сформировать навыки бережного и экономного использования ресурсов и материалов в повседневной практической деятельности;
5. Приобщить детей к доступным экологически ориентированным видам деятельности;
Основные цели и задачи Программы отражают образовательные, методические особенности образовательного процесса МДОУ, а также социальный заказ МДОУ.
Нормативно-правовые документы
Программа по формированию эколого-экономической грамотности «Маленький хозяин» разработана в соответствии нормативно-правовыми документами:
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Национальной доктриной образования в Российской Федерации;
• Проектом Концепции содержания непрерывного образования (дошкольного и начального звена);
• Концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года;
• Концепцией непрерывного экологического образования;
• Концепцией экономического образования дошкольников;
• Проект «Национальная стратегия экологического образования в РФ» и др.
Принципы построения Программы:
Эколого-экономическое образование подчиняется принципам образования в целом. При выделении принципов эколого-экономического образования старших дошкольников, мы опирались на принципы экологического, экономического и эколого-экономического образования, предложенные рядом авторов, а так же учитывали специфику (интегративность) эколого-экономического образования и психологические возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, Программа «Маленький хозяин», базируется на специфических принципах эколого-экономического образования старших дошкольников интегративности, региональности и преемственности.
Содержание Программы:
Ведущими содержательными идеями программы, обеспечивающими формирование эколого-экономической грамотности, определены:
1) идея формирования нового видения предметов и явлений природного мира, как жизнеобеспечивающих ценностей;
2) идея бережно-экономного использования природных богатств;
Литература:
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998, №7, с. 36.
2. Е. В. Гончарова. Экология для малышей. Региональная программа экологического образования дошкольников. Учеб. Пособие. Под общ. Ред. Г. Н. Гребенюк. Тюмень, 2000.
3. Занченко Р. Планирование экономического образования // Дошкольное воспитание, 1995, №9, с. 44.
4. Кларина Л. М. Уроки гнома Эконома и Феи Экологии: - М. : Вита-Пресс, 1995. - с. 48.
5. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика», для детей младшего и среднего возраста. М., Фирма Нивекс, изд-во «Триада», 1992.
6. Липсиц И. В. Экономика без тайн (конспект учебника) // Российский экономический журнал, 1993, №1-7.
7. Лоб Р. Образовательная программа «Просвещение в области рекуперации отходов». з-л. опыт работы // экологическое образование в России и Германии / Под ред. В. И. Данилова – Данильяна М. : Горизонт, 1997.
8. Никитин Д. П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек. - М. : 1986.
9. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание, 2002, №7 – с. 52.
10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. Юный эколог. - М., 1999.
11. Шатова А. Д. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений // Сборник «Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников». Изд-во ПО «Исеть», г. Шадринск, 1994.
12. Шатова А. Д. Дошкольник и экономика. Программа Моск. ПКРО. М., 1996.
13. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание, 1989, №1; 1994, №8.
14. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Послесловие Г. М. Ляминой // Дошкольное воспитание, 1989, №1. Отклики – Дошкольное воспитание, 1989, №4, 12; 1990, №2.
15. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е. А. Курака. - М. : ТЦ Сфера, 2002.-80 с.