Анастасия Галанина
Программа по финансово-экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по финансово-экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Группа «Маленький финансист.
Пояснительная записка.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Публикация «Программа по финансово-экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность темы «Финансовая грамотность» очевидна и для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность дошкольников младшего и среднего возраста основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления об источниках денег, профессиях родителей и других людей.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности для средних и старших дошкольников рекомендуется использовать не только традиционные игровые методы работы: сюжетно –ролевые игры-банк, магазин, парикмахерская, но и беседы, чтение, экскурсии наблюдения и др.). Но также и современные методы- ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Цель программы – помочь детям старшего возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
•понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
•уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
•осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
•рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
•применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Планируемый результат.
В результате занятий дети:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы.
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши,
краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно
Занятия включают:
1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
2. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
3. Организация настольных игр (лото «Магазин, «Кафе», «Кому, что нужно»)
4. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»)
Календарно – тематическое планирование
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Деньги России и мира.
Тема 4. Кто как зарабатывает. Профессии
Тема 5. Покупаем, продаем
Тема 6. Тратим разумно, экономим.
1 тема. Труд – основа жизни. Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.
Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.
Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности.
Работать и зарабатывать. Работать означает трудиться за вознаграждение.
Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.).
Беседа «Профессии родителей.»
Сюжетно-ролевая игра «Профессии»
фотовыставка» Профессии родителей»
Викторина «Угадай профессию»
Беседа "Все работы хороши, выбирай на вкус"
Продукты труда: товары и услуги.
Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).
Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
Как придумали деньги.
Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ
Какие бывают деньги
Виды денег (монеты, банкноты).
Деньги России и деньги мира (презентация)
Игра «Нарисуем деньги для нашей группы»
Как выглядят деньги и откуда берутся (Беседа, исследование, чтение)
Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» -лэпбук
Сказка «Трудовые деньги».
Рассказ «Отец и сын»
Тема 3. «Деньги России и мира»
Какие деньги были раньше в России
Виды денег России и других стран в древности (Деньга и копейка, грош,алтын.) Беседа, рассказ, демонстрация.
Современные деньги России и мира
Виды денег России и других стран (Банки, пластиковые карты, наличные, безналичные)
Презентация «Современные деньги России и мира»
Тема 4. "Кто как зарабатывает. Профессии".
Какие профессии бывают? Расширяем представления детей о профессиях Беседа, игра «Кому, что нужно?», набор картинок «Профессии»
Все профессии нужны, все профессии важны! Формируем правильное отношение к разным профессиям.
Дидактическая игра «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?
Кто по профессии родители (Закрепляем знания детей о том, кем работают родители и какими инструментами они пользуются в работе)
Игра «Угадай какая профессия у человека?»
Тема 5. «Покупаем, продаем»
Где покупают и продают разные товары?
Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки
Игра «Где что купить?», обсуждение.
Игра «Мы идем за покупками»
Где покупают и продают разные товары? ( Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры)
Сюжетно-ролевые игры Магазин, Кафе, Банк, Парикмахерская.
Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? (Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность)
Сюжетно ролевая игра "Рекламируем собственные поделки"
Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр»( Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама.)
Тема 6. «Тратим разумно, экономим»
Почему нужно тратить деньги бережливо (Учимся тратить деньги грамотно) Деньги зарабатываются трудом-их ограниченное количество. (Рассказ)
Игра «Деньги получили- ерунды накупили»
Решение ситуационной задачи. Стимулируем познавательный интерес детей к значению слов «копить», «сберегать», «экономить».
Сюжетно-ролевые игры "Магазин, Кафе".
Тратим разумно, экономим. (Формируем бережное отношение к вещам и жизни)
Викторина «Разумные траты сказочных героев»
Мини-спектакль «Муха-Цокотуха»
Взаимодействие с семьями
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
Кто и как зарабатывает деньги в семье.
Как формируется семейный бюджет.
Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр., как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы» :
Азбука денег тетушки Совы– Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»
Мультсериал «Навигатум» : Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»