МААМ-картинки

Программа по духовно-нравственному воспитанию «Ростки доброты и веры» для детей 6–7 лет

Светлана Серебренникова
Программа по духовно-нравственному воспитанию «Ростки доброты и веры» для детей 6–7 лет

«Нет никакого высшего искусства,

как искусство воспитания.

Мудрый воспитатель создает живой образ,

смотря на который радуются Бог и люди».

святитель Иоанн Златоуст

Пояснительная записка

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью.

Публикация «Программа по духовно-нравственному воспитанию „Ростки доброты и веры“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.

У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.

.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени, на которую мы должны обратить внимание, работая с детьми. Дошкольное детство – период наибольшей открытости, восприимчивости к усвоению нравственных норм и требований. Духовно – нравственное воспитание дошкольников это процесс усвоения детьми установленных в обществе образцов поведения. Именно эти образцы поведения, со временем, становятся для ребёнка движущей силой. Ребёнок начинает «поступать хорошо» не потому, что получит одобрение взрослых, и даже не по тому, что им будут гордиться или восхищаться, а по тому, что по - другому просто не умеет, не может. Для ребёнка, на первый план, выходит необходимость соблюдения самой нормы поведения, правил взаимоотношения между людьми, установленных обществом. В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, заложить ростки веры в душе ребенка, растущего в современном агрессивном мире. Времена меняются, у людей меняются взгляды на материальные ценности, но моральные нормы остаются неизменными. Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. Материальные ценности в настоящее время доминируют над духовными, поэтому иногда у детей искажаются представления о справедливости, милосердии, доброте, великодушии, гражданственности и патриотизме. На это сказано: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облёкшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 14-17). Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании». Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души. Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

1. формирование потребности в здоровом образе жизни;

2. формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

3. эстетическое развитие детей;

4. сотрудничество семьи и ДОУ

5. обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе МАДОУ детский сад №8 «Аюна» г. Кяхта». Программа по духовно-нравственному воспитанию разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ведущими целями программы «От рождения до школы» являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

- Постановление Правительства РФ от 5.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

Цели и задачи реализации программы.

Программа обеспечивает развитие личности детей 6 – 7 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по социально-коммуникативному развитию. Объем программы в части формируемой участниками образовательных отношений составляет не более 40% от общего объема образовательной программы ДОУ.

Цель программы :

- Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, готовности следовать им.

Задачи:

- расширять и углублять знания детей о православных праздниках, их значении и традициях празднования;

- способствовать приобщению воспитанников, их родителей (законных представителей и сотрудников детского сада к традициям отечественной культуры);

- развивать познавательную активность и творческие способности воспитанников;

- воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Принципы и подходы к формированию программы.

Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим, личностным, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Научные принципы построения программы :

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• принцип научной обоснованности и практической применимости;

• принцип полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»;

• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

• принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованная образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

• принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры;

принцип приоритета общечеловеческих ценностей: этническая и конфессиональная толерантность, равноправие этнических и религиозных групп;

принцип доступности:формы и методы работы с детьми, объем историко-этнографического материала соответствует возрастным и психологическим особенностям восприятия детей дошкольного возраста;

принцип наглядности:в обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении материала, при организации самостоятельной деятельности детей; используются подлинные изделия национального творчества (музеи, выставки) и модели оригиналов и репродукции (фото, видеоматериалы, иллюстрации и др.);

• принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

• принцип, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

• принцип индивидуального подхода (трепетное и ответственное отношение к учету в воспитании индивидуальных особенностей и создание каждому ребенку своеобразных условий свободы выбора для проявления самостоятельности и творчества в деятельности).

• принцип свободы и независимости личности;

• принцип культуросообразности и регионализма, полагающая понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и закладывающих их будущее; максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культур; обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании;

• принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, предусматривающий воспитание средствами культуры народов региона,

При реализации программы предлагается осуществлять:

• средовой подход, предусматривающий создание развивающей среды, направленной на формирование положительного отношения к национальной культуре своего народа и других национальностей (краеведческого мини-уголка). Этот подход предполагает также использование возможностей внешней (библиотеки, музеи, театры и т. д.) среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

• личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию воспитательно-образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.

• деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса;

• аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, этических, нравственных ценностей, предусматривающих реализацию диалога культур, этических отношений и т. д.);

• диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;

• культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.

• компетентностный подход, заключающийся в овладении детьми дошкольного возраста практического опыта использования приобретенных знаний во всех формах, специфических для детей данной возрастной группы;

• реализация требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;

• преемственность в содержании и уровне образованности дошкольного и начального общего образования.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми :

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

- тематические выставки детского творчества;

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы;

- экскурсии в церковь Успения Пресвятой Богородицы, Воскресенский Собор (п. Слобода) с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним убранством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- организация благотворительных акций в поддержку социально-незащищенных семей, поддержка детей с ОВЗ.

Направления работы по программе :

1. Духовно-образовательное (НОД (ситуации развития, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (праздники, досуговая деятельность, культурные практики, встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Тип программы : образовательная.

Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

Планируемые результаты

Воспитанники имеют представления :

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

духовных и нравственных ценностях;

-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, уметь радоваться успеху других людей.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Родителей важно вовлекать в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: участие в создании центров краеведения, тематических фотоальбомов, сопровождение вместе с воспитателями детей на экскурсиях по ознакомлению с достопримечательностями города, пошив костюмов для своих детей для участия в национальных праздниках, они могут организовать совместный труд с детьми в домашних условиях и т. д. Важно также поддерживать образовательные инициативы родителей в плане социально-коммуникативного развития детей.

При реализации программы педагогический коллектив должен реализовать задачи психолого-педагогической поддержки семей на основе доверия, диалога, миролюбивого партнерства, уважения систем ценностей и взглядов родителей. С целью созидания партнерских отношений и укрепления доверия с семьями воспитанников педагоги могут использовать язык открытой коммуникации (активное слушание, безоценочные высказывания, уместный комплимент, улыбка и т. п.).

Педагоги должны предоставлять родителям возможность быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в детском саду, успешности его развития: делиться с членами семьи своими наблюдениями за ребенком и наиболее яркими впечатлениями дня, обращать внимание родителей прежде всего на успехи ребенка, проявление его индивидуальности, инициативы.

Педагоги могут использовать различные формы и методы сотрудничества с семьями, в том числе, интерактивные. Например, можно вовлечь родителей в детскую деятельность, просмотры и обсуждение видеофрагментов (фотопрезентаций) о жизни детей в детском саду и семье, игровое взаимодействие с детьми, проектную деятельность.

Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет по духовно-нравственному воспитанию «Лучик добра» Цель: Продолжать формировать у детей представления о нравственных качествах: доброте, отзывчивости. Задачи: - Обобщить представления детей.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Дерево доброты и благочестия»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Дерево доброты и благочестия» униципальное бюджетное детское образовательное учреждение "Детский сад обще развивающего вида №56" с. Васильевское Сергиево-Посадского района.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Моя бабушка» Цель: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Семья» Задачи: 1. Формировать у детей отношение к семье, как к одной из.

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями» Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями» Начиная консультацию, хочется привести.

Методическая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию детей 6 лет «Рождество Христово» Программное содержание Обучающая: познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его.

НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» 1).Цель – познакомить детей с современной технологией выращивания хлеба, с народными произведениями, связанными с хлебом. 2).Задачи: - формировать.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» 1. Название проекта. Проект по духовно-нравственному воспитанию. 2. Творческое название проекта: «Уроки доброты» 3. Актуальность: Дошкольное.

Программа программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Откроем в сердце двери» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «Откроем.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Воспитание культурой» Образовательная программ клубной работы с детьми 3-4 лет Пояснительная записка «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Воспитание культурой» Образовательная программа клубной работы с детьми 5-7 лет Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом национального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по духовно-нравственному воспитанию «Ростки доброты и веры» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 05:26
+100Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД