Кристина Михайлова
Программа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Мы патриоты своей страны»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание патриотизма в детском саду очень важный процесс в жизни каждого ребенка. Наступит время и наши воспитанники будут ответственны за будущее нашей страны. Именно этим и актуальна данная тема. В дошкольном возрасте важно обращать огромное внимание на воспитание патриотических чувств, также воспитывать личность ребенка с правильной жизненной позицией, чтобы в будущем он смог нести ответственность за судьбу своей страны.
Публикация «Программа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию „Мы патриоты своей страны“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Патриотизм многогранный процесс, который включает в себя: любовь к своим родным и близким; любовь и гордость за свою Родину, за свой народ, за свои традиции и обычаи. Возникновение желания беречь свою страну и помогать ее расцвету.
Воспитание патриотических чувств изучались отечественными педагогами: К. Д. Ушинский, В. Ф. Сухомлинский, А. С. Макаренко, С. А. Козлова, Н. К. Крупская, И. Д. Власова и другие.
Изучая педагогическую литературу стало ясно, что во все времена уделялось огромное внимание воспитанию любви к своей стране, Родине, дому, желание беречь и защищать свою Отчизну.
Современные дети не интересуются историей своей страны, своего поселка, города и т. д. Также не возникает желание познакомиться с разными особенностями традиций своего края. Проявляют равнодушие к близким людям, а также редко сострадают чужому горю. Это и является главной проблемой воспитания патриотических чувств.
Цель: формирование у дошкольников высокой нравственности, уважения к прошлому и настоящему своей страны.
Задачи:
- пробудить в детях любовь к своей стране;
- формировать черты характера, которые поспособствуют стать в будущем достойным человеком;
- воспитывать уважение и любовь к родному дому, детскому саду;
- формировать чувства гордости за мужество воинов, за достижения своей страны.
Необходимо находить различные пути для создания условий патриотического воспитания детям дошкольного возраста. Важно учесть их возрастные и индивидуальные особенности. А также, важной и неотъемлемой частью работы в воспитании патриотических чувств у дошкольника является тесный контакт с родителями. Уже в семье с малого возраста родители должны прививать эти чувства.
Гипотеза: у воспитанников средней группы воспитание патриотических чувств будет проходить благополучно, если:
1. психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста;
2. педагогическая работа с детьми будет проводиться посредством ознакомления с родным посёлком;
В данной работе использовались следующие методы работы с детьми по прививанию патриотических чувств :
- наблюдение;
- экскурсия;
- эвристические беседы;
- изучение методической литературы по воспитанию патриотических чувств детям дошкольного возраста.
Основное содержание
Самые первые уроки патриотического воспитания дети получают в своей семье. Родители прививают своему ребенку свое восприятие жизни : любовь к природе, к людям, к животным, к семейным традициям, благодаря этому помогают воспитывать в детях чувства ответственности, формируются добрые и отзывчивые качества. В душе ребенка появляется первая искра большой любви к родной природе.
Моим важным шагом является продолжить воспитывать чувства патриотизма у моих воспитанников. В первую очередь научить ребят уметь видеть красоту своей природы. С помощью наблюдений на прогулках я учу детей видеть и замечать разные природные явления, важно сосредоточить внимание, даже на какой-то мелочи. Учу описывать словесно природу: краски и оттенки неба, форму облаков и их окрас. Показываю на картинках луну, звезды и также учу их видеть и описывать разнообразие нашей природы. Каждый день на прогулке с детьми я уделяю некоторое время для наблюдения, что способствует прививанию любви природы родного края.
Также в группе и на улице мы наблюдаем за цветами. Вместе с ними мы радуемся их красоте и учимся ухаживать за ними. На территории детского сада растут деревья, кустарники, с детьми мы замечаем какие оттенки, какой формы цветы и листья. Также наблюдаем как набухают и распускаются почки; как постепенно желтеют листья и опадают. Иногда стараюсь наблюдать с каждым ребенком индивидуально, чтобы он смог сам лично обратить внимание на то, что именно его привлекает в природе.
Наблюдаем с детьми за птицами, обращаем внимание на их поведение, учимся описывать их окрас: оперение, глаза, форма тела, лапки. Также в процессе наблюдения я рассказываю детям об их жизни, заботах и т. п. Родители моих воспитанников сделали нам кормушки. Вместе с детьми мы подкармливаем птиц, тем самым у ребенка прививается любовь и забота к живому существу.
Природа – это один из важных факторов, который влияет и воздействует на формирование эстетических чувств, она оказывает эмоциональные впечатления на ребенка, поэтому в его жизни природа должна занимать значительное место. Обязательно нужно начать воспитывать любовь к родной природе в раннем возрасте, чтобы дети могли видеть ее красоту, гармонию, целесообразность, которые царят в ней, а я в свою очередь помогаю детям это понять.
Конечно же, прививание любви к своей стране начинается совсем с малого – это любовь к своей семье, к своему дому, детскому саду, а потом уже постепенно у воспитанников расширяются чувства любви к своей родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему.
На занятиях с помощью разных методов я стараюсь донести до детей нужную и полезную информацию про наш край.
Прежде всего воспитанники постепенно начинают воспринимать себя как важной частью своей страны, осознают свое собственное «я». Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в нашем садике разбиты на следующие темы:
- «Здравствуй, это Я!»;
- «Вместе дружная семья» (семья, детский сад);
- «Моя Родина» (поселок);
- «Широка страна моя родная».
В дошкольном возрасте закладываются такие качества как представление детей об обществе, культуре, традиций и т. п. Прежде, чем прививать любовь к Отчизне, сперва нужно научить ценить и любить свою малую Родину, к тому месту, где родился человек. В каждом уголке мира обязательно найдется своя история. Также и в нашем поселке Екатериновка, конечно же, имеется своя история, о которой должны узнать дети.
За несколько лет наш поселок преобразился: стали чистыми улицы, воздвигли мемориальную стену для воинов погибших в Великую Отечественную войну, построили новые площадки для детей, также стали благоустраивать дворы, появились много цветущих клумб и зеленых насаждений. В свою очередь, я стремилась, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного края, а также чтобы их захватывал дух гордости, любви и восхищения за нашу малую Родину. И моей задачей было не навязать эти чувства, а помочь привить и пробудить чувство любви и гордости к своей стране.
Также в воспитании детей патриотических чувств, любовь к родному краю, огромное значение имеет ближайшее окружение. В процессе обучения мы с воспитанниками знакомимся с названиями улиц, с поселком, с достопримечательностями родного края, со страной, столицей нашей страны, с ее символами.
Прививать чувства патриотизма моим воспитанникам помогают, конечно же, утренники в детском саду: День Победы, День Защитника Отечества, Международный женский день. В процессе проведения и подготовки утренников, дети узнают историю возникновения этих праздников, начинают понимать кому посвящены и зачем отмечаются.
В честь Международного женского дня также был проведен утренник в детском саду. Моей задачей было привить детям ценности - образ мамы, бабушки, женщины как хранительницы семьи. Традиционно в этот день дети посвящали стихи, пели песни, дарили поделки своим мамам, бабушкам, сестрам. Также дети познакомились с этим праздником поближе, была краткая информация о возникновении этого праздника.
На День Защитника Отечества и День Победы дети читали стихи, пели военные песни. Вместе с воспитанниками средней группы ко Дню Победы мы ходили к памятнику на возложение цветов. В процессе экскурсии я рассказала историю нашего поселка, чем славен наш край, какие традиции есть к празднику Победы. Также объяснила детям в честь кого воздвигнуты памятники, чтобы ребята понимали, благодаря кому мы живем в нашей стране.
В детском саду ко Дню Победы в средней группе были оформлены уголки по патриотическому воспитанию. В честь этого праздника было посвящено занятие по художественно-эстетическому восприятию, дети учились рисовать гвоздики. В процессе занятия провелась беседа, о том что 9 Мая на День Победы принято возлагать цветы в память о погибших воинах. После проведенного занятия была выставка детских рисунков ко Дню Победы.
Благодаря, проведению праздников у детей формируется понятие, что они часть нашей страны, проявляется любовь к родному краю и, конечно же, уважение к прошлому и настоящему. А у наших мальчиков появляется чувства ответственности за свой край, происходит формирование о том, что они будущие мужчины, что они должны быть сильными и крепкими, а также являться опорой для своей семьи.
Также в течении года по воспитанию патриотизма в детском саду проводятся занятия в виде презентации по истории своей страны. Были посвящены такие темы: «Люби свою Родину», «Символы нашей страны». Конечно же, целью этого занятия было привить детям гордость к своему краю, расширить их знания, познакомить с символами нашей страны : значения цветов флага, герба. Воспитанники познакомились с гимном России. Это очень поспособствовало расширению знаний о истории своей Родины.
В течении года прослеживалось несколько задач по патриотическому воспитанию, на мой взгляд, эти задачи были выполнены. Поэтому можно сделать следующие выводы по уровню знаний детей:
1. Большая часть детей знает свою фамилию, названия поселка, улицы, по фотографиям могут узнать достопримечательности нашего поселка, знают флаг, герб, гимн нашей страны, называют народные праздники. Также проявляют заботу к окружающей среде, могут оказать помощь, проявить дружелюбие, а также считаются с мнениями своих товарищей.
2. Малый процент детей, которые затрудняются назвать свою страну, поселок, улицу, флаг, герб, гимн России, также затрудняются назвать достопримечательности своего поселка, народные праздники, только с помощью взрослого могут проанализировать свои поступки. Это связано с тем, что эти дети редко посещали детский сад, и из-за этого низкий уровень знаний по патриотическому воспитанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной задачей воспитания детей всегда является – воспитание патриотизма. Не стоит никогда забывать, что патриотические чувства никогда не возникают у человека просто так. Этот процесс очень длительный, трудоемкий и целенаправленный, и важным шагом является воздействие на человека с раннего возраста. Важным акцентом является прививать детям любовь к своей Родине, чтобы у них сложились чувства восхищения, гордости, любви за свою страну. И конечно же, воспитательная работа на эту тему может быть эффективной, если активно взаимодействуют родители и ДОУ.
Благодаря нашей совместной работе дети стали осознавать, что они частица семьи, детского сада, нашего поселка и всей нашей страны, что они тоже несут, пусть и малую в этом возрасте, ответственность за свою Родину. Но на этом не нужно останавливаться, а стоит все время пополнять знания о истории своей страны, прививать нравственные чувства, давать представления о том, что главным богатством и ценностью нашей великой страны является воспитанный, высоконравственный, творческий человек, который в ответе за настоящее и будущее своей страны.
Список использованных источников
Антонова Ю. Е., Левина Л. В., Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей. - М. : АРКТИ, 2010.
Журахова М. Н., Муляр Н. В., Хаустова В. Г. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 271-273.
Ильина Л. Н., Посохова Г. И. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). -- Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 48-50.
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2015.
Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. -М., 2009.
Ковалёва Г. А. Воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М. : АРКТИ,2011.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. –Спб. : Акцидент, 2011.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. - М., 2013.
Электронный ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/-patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html
Электронный ресурс: https://doshkolnik.ru/patriotizm/19641-konsultaciya-dlya-pedagogov-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-dou.html