Матвеева Екатерина
Программа по дополнительному образованию для детей раннего возраста «Озорная логика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы интеллектуального развития воспитанников дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования разработана в соответствии с:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. n 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Публикация «Программа по дополнительному образованию для детей раннего возраста „Озорная логика“» размещена в разделах
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с учетом Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Программа дополнительного образования «Озорная логика» разработана на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования и на основе учебно-методического пособия «Игралочка» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста Петерсон Л. Г., Кочемасовой Е. Е.
Новизна программы :
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Педагогическая целесообразность
Интеллектуальное развитие и обучение является неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках основной образовательной программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, а работа программы строится на единых принципах с основной образовательной программой, обеспечивает целостность педагогического процесса и направлена на расширения спектра образовательных услуг, развития интеллектуальных способностей детей, всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников.
Цели и задачи программы, принципы и формы.
Цель программы
Создание условий для формирования у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.
Задачи программы :
Создать условия для формирования умений рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
Создать условия для формирования зрительного восприятия: обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления
Задачи обучения
Создать условия для развития зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
Создать условия для развития тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
Создать условия для закрепления у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Дать представления о чередовании предметов по форме.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих :
В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает
личностно-ориентированный подход к воспитанникам через интеграцию разных видов деятельности, в основе которых заложены следующие основные принципы:
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Продолжительность реализации программы :
Численность детей в кружке – 10 человек делятся. Возраст детей 2-3 года.
Данный курс состоит из 32 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 7 месяцев для первого года обучения.
Домашние задания воспитанникам не задаются.
Летний период с 01 июня по 31 августа 2016 г., в данное время организуются летние каникулы. В дни летних каникул дети посещают дошкольное учреждение, но дополнительная образовательная программа не реализуется.
Формы и приемы работы:
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физминуток.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
-индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
1.4 Ожидаемые результаты в ходе реализации программы
Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Формы подведения итогов:
Игровое путешествие;
участие в конкурсах разного уровня;
выступление на родительских собраниях.
Методика для диагностики результативности реализации программы
Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева.