Ольга Едрышова
Программа дополнительной образовательной деятельности «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Оригами – это сказка. Оригами – это веселый труд.
Оригами – это волшебный мир. Оригами – это фокус.
Оригами – это физкультминутка.
Оригами - это мир превращений и квадрат.
Оригами – это то, что я могу сделать.
Оригами – это праздник.
Темочки:
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Оригами. Конспекты
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Программа включает в себя :
1. Вводное занятие, на котором дети знакомятся с искусством оригами;
2. На втором занятии «Превращения квадратика» дети учатся складывать базовые формы на основе квадрата;
3. Основная часть (32 часа) посвящена практической работе – изготовлению поделок;
4. Итоговое занятие посвящено созданию совместной выставки-картины с лучшими работами.
Занятия проводятся один раз в неделю по средам с сентября по май, в первой (1 подгруппа) и во второй половине дня (2 подгруппа). Длительность занятий 25 минут (1 год обучения) и 30 минут (2 год обучения).
Направление: художественно-эстетическое.
Новизна: состоит в разработке рабочей программы, направленной на развитие речи детей 5 – 7 лет через развитие мелкой моторики пальцев рук, посредством занятий оригами. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Актуальность: Занятия оригами сегодня активно внедряются в педагогическую практику, через привлекательную для детей деятельность, которая способствует гармоничному развитию их личности. Благодаря тренировке мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь. В процесс создания фигурки оригами вовлекаются самые разнообразные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере, мышление и фантазия, стимул быстрого результата. Оригами не только развивает ребенка, эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что способствует формированию правильной и красивой речи. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои
познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т. п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека, или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.
Педагогическая целесообразность : систематические занятия оригами с детьми, способствуют развитию мелкой моторики кисти рук, помогут развить познавательные процессы, в том числе мышление и речь, выработать волевые качества, что является гарантией всестороннего развития личности ребенка и успешной подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы :
· Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
· Воспитывать интерес к искусству оригами.
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
· Формировать умение следовать устным инструкциям.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Закреплять знания детей по основным геометрическими понятиям: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. - Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Прогнозируемый результат к концу обучения.
Дети могут:
· самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
· по образцу изготавливать несложные поделки.
· знать и называть геометрические фигуры;
· ориентироваться на листе бумаги;
· уметь намечать линии;
· тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
· уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);
· добиваться конечного результата;
· самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
Организационно-методическое обеспечение программы
(Возраст детей, сроки реализации, режим занятий, Наполняемость групп)
«Волшебный мир оригами» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст, с 5 до 7 лет). Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май, продолжительностью 25 и 30 минут соответственно каждому году обучения.
Методы, используемые на занятиях:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность
Ожидаемые результаты:
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
– улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.
– овладевает различными приемами работы с бумагой;
– знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;
- формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;
- владеет навыками культуры труда.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
· Проведение выставок детских работ (тематические, авторские).
· Инсценировка детских художественных произведений.
· Диагностика умений, навыков работы с бумагой.
Учебно-тематический план кружка на 2020-2021 учебный год
1. Вводное занятие. Знакомство с искусством оригами.
2. «Превращения Квадратика». Складывание базовых форм-заготовок.
4. Изготовление поделок.
5. Итоговое занятие.