Марина Титкова
Вальдорфская педагогика. Программа по ДОД по физическому развитию детей средствами художественного движения «Солнцеворот»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не
может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум.»
Геродот
Сейчас, когда в сфере образования в программах всё больше внимания уделяется гуманизации учебного процесса, гармонизации личности ребёнка и развитию его двигательной сферы, требуется понимание того, что для воспитания всесторонне развитой творческой личности необходимо, чтобы его физическая активность была эмоционально и высокохудожественно окрашена. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни.
Публикация «Вальдорфская педагогика, Программа по ДОД по физическому развитию детей средствами художественного движения „Солнцеворот“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Солнце, солнышко
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
В Концепции дошкольного воспитания ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества является укрепление и охрана здоровья детей, на основе целостного подхода к человеку, что предполагает взаимосвязь многих процессов: биологических, психических, социальных. Особое значение приобретают междисциплинарные категории, интегрирующие отдельные знания о человеке. Одной из таких категорий является культура здоровья, как интегральная характеристика жизнедеятельности человека.
Программа дополнительного образования дошкольников по физическому развитию детей средствами художественного движения «Солнцеворот» создана для детей 3-7 лет, посещающих разновозрастные группы вальдорфского детского сада.
Для детей старшего дошкольного возраста выделена особая часть, чтобы помочь растущему ребенку в достижении школьной зрелости. Позитивный фактор взаимодействия детей разного возраста в процессе занятий художественным движением связан с взаимообучением, что в последствии проявляется не только во время игр, но и в жизнедеятельности детей в целом.
Название «Солнцеворот» родилось с учётом двух важных аспектов природы детства. С одной стороны, растущий ребёнок глубоко воспринимает окружение, и поэтому для маленьких детей необычайно важно проживание сезонных изменений природы, ритмичное наступление которых установлено взаимодействием Земли и Солнца. С другой стороны, детство характеризуется состоянием внутреннего покоя и безграничного доверия, сравнимым с переживанием человека в солнечный день.
Человек рождается с потребностью придать своему телу музыкальный ритм, привести его в музыкальное созвучие с окружающим миром.
Тело становится как бы звучащим инструментом: оно поёт или говорит, пытаясь передать все художественные и смысловые оттенки речи или музыки. Можно видеть, как исполняемые внешним образом жесты в движении оздоравливающе влияют на заболевшие органы, если они точно подобраны друг к другу. Поскольку способ воздействия на человека посредством движения обращён и на тело, и на душу, и на дух, то он влияет на внутреннее существо человека интенсивнее, чем все другие виды двигательной терапии. Если члены тела движутся беспорядочно, то душа ворчит; мурлычет, когда они движутся согласованно; и начинает петь, когда они производят гармоничные космические движения. Происходит определённое оздоровление душевного существа.
Для реализации программы разработаны методические материалы с учётом кругооборота года, сезонных изменений природы и традиционных праздников.
Цель программы : Формирование культуры здоровья дошкольников средствами художественного движения.
Задачи:
-Формирование культуры здоровья детей путём приобщения к народным, культурным традициям средствами художественного движения.
-Приобщение детей к искусству посредством художественного движения
-Формирование школьной зрелости детей 6-7 лет средствами художественного движения.
- Развитие у детей способностей к двигательной импровизации, включая воображение и фантазию.
- Способствовать улучшению самочувствия, работоспособности, двигательной активности, эмоциональной отзывчивости.
- Совершенствовать вербальные и невербальные средства общения.
Ожидаемые результаты:
- соматическое состояние детей (двигательная активность, ритмичность важных жизненных процессов, выполнение правил гигиены)
- эмоциональное состояние ребёнка (позитивный эмоциональный настрой, восприимчивость и открытость, эмоциональность и отзывчивость)
- активные когнитивно-образные проявления (творческое мышление, фантазия, образная речь)
- социальное развитие дошкольника (взаимодействие с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми)
- зрелость личностных черт (самодисциплина, воспитание воли и характера, умение добиваться цели)
- сформированность духовно-нравственной сферы (сочувствие, толерантность, сопереживание)
Повышение реального здоровья и сформированность основ культуры здоровья дошкольников, настрой детей на сотрудничество и создание художественных образов посредством движения в процессе игрового взаимодействия.
Занятия художественным движением повышают уровень реального здоровья детей, положительно воздействуя на их эмоциональное состояние, создавая позитивный настрой на взаимодействие, творчество и экспериментирование в мире движения.
В атмосфере свободы и приятия создаются неповторимые образы, связанные с природой и праздниками года, имитируется деятельность людей в связи с сезонными изменениями природы, и дети используют эти элементы в свободной игровой деятельности.
Совместное движение, атмосфера свободы и творчества дают ребёнку возможность раскрыть себя, приобрести уверенность, происходит первичное осознание собственной неповторимости, удовлетворенности от взаимодействия с другими людьми.
Основу годичного ритма вальдорфского детского сада составляют основные природные процессы, виды деятельности, являющиеся специфичными для определенного времени года, главные христианские праздники и праздники, которые культурно-исторически сложились на данной территории. В течение года один период, длительностью три-четыре недели, который в вальдорфской педагогике принято называть эпохой, сменяет другой аналогично тому, как природа меняет свой облик. Отталкиваясь от эпохи, подбираются игры в группе, сказки, занятия, рукоделие. Элементы традиционной народной культуры также органично вплетаются в образ конкретной эпохи.
1. ЭПОХА УРОЖАЯ / Первые две-три недели сентября
2. ЭПОХА МИХАИЛА / Конец сентября – начало октября
3. ЭПОХА ФОНАРИКОВ / Ноябрь
4. ЭПОХА ОЖИДАНИЯ РОЖДЕСТВА / Декабрь
5. ЭПОХА ТРЕХ ЦАРЕЙ / Середина января
6. ЭПОХА БАТЮШКА МОРОЗ / Конец января начало февраля
7. ЭПОХА «ПРОВОДЫ ЗИМЫ» / С середины марта до масленицы
8. ЭПОХА ПАСХИ / После Масленицы до Пасхи
9. ЭПОХА МАЯ / Май
10. ЭПОХА ИЮНЯ / Июнь