Марина Титкова
Вальдорфская педагогика. Программа по ДОД по физическому развитию детей средствами художественного движения «Солнцеворот»
Пояснительная записка.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не
может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум.»
Геродот
Сейчас, когда в сфере образования в программах всё больше внимания уделяется гуманизации учебного процесса, гармонизации личности ребёнка и развитию его двигательной сферы, требуется понимание того, что для воспитания всесторонне развитой творческой личности необходимо, чтобы его физическая активность была эмоционально и высокохудожественно окрашена. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни.
Публикация «Вальдорфская педагогика, Программа по ДОД по физическому развитию детей средствами художественного движения „Солнцеворот“» размещена в разделах
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Солнце, солнышко
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
В Концепции дошкольного воспитания ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества является укрепление и охрана здоровья детей, на основе целостного подхода к человеку, что предполагает взаимосвязь многих процессов: биологических, психических, социальных. Особое значение приобретают междисциплинарные категории, интегрирующие отдельные знания о человеке. Одной из таких категорий является культура здоровья, как интегральная характеристика жизнедеятельности человека.
Программа дополнительного образования дошкольников по физическому развитию детей средствами художественного движения «Солнцеворот» создана для детей 3-7 лет, посещающих разновозрастные группы вальдорфского детского сада.
Для детей старшего дошкольного возраста выделена особая часть, чтобы помочь растущему ребенку в достижении школьной зрелости. Позитивный фактор взаимодействия детей разного возраста в процессе занятий художественным движением связан с взаимообучением, что в последствии проявляется не только во время игр, но и в жизнедеятельности детей в целом.
Название «Солнцеворот» родилось с учётом двух важных аспектов природы детства. С одной стороны, растущий ребёнок глубоко воспринимает окружение, и поэтому для маленьких детей необычайно важно проживание сезонных изменений природы, ритмичное наступление которых установлено взаимодействием Земли и Солнца. С другой стороны, детство характеризуется состоянием внутреннего покоя и безграничного доверия, сравнимым с переживанием человека в солнечный день.
Человек рождается с потребностью придать своему телу музыкальный ритм, привести его в музыкальное созвучие с окружающим миром.
Тело становится как бы звучащим инструментом: оно поёт или говорит, пытаясь передать все художественные и смысловые оттенки речи или музыки. Можно видеть, как исполняемые внешним образом жесты в движении оздоравливающе влияют на заболевшие органы, если они точно подобраны друг к другу. Поскольку способ воздействия на человека посредством движения обращён и на тело, и на душу, и на дух, то он влияет на внутреннее существо человека интенсивнее, чем все другие виды двигательной терапии. Если члены тела движутся беспорядочно, то душа ворчит; мурлычет, когда они движутся согласованно; и начинает петь, когда они производят гармоничные космические движения. Происходит определённое оздоровление душевного существа.
Для реализации программы разработаны методические материалы с учётом кругооборота года, сезонных изменений природы и традиционных праздников.
Цель программы : Формирование культуры здоровья дошкольников средствами художественного движения.
Задачи:
-Формирование культуры здоровья детей путём приобщения к народным, культурным традициям средствами художественного движения.
-Приобщение детей к искусству посредством художественного движения
-Формирование школьной зрелости детей 6-7 лет средствами художественного движения.
- Развитие у детей способностей к двигательной импровизации, включая воображение и фантазию.
- Способствовать улучшению самочувствия, работоспособности, двигательной активности, эмоциональной отзывчивости.
- Совершенствовать вербальные и невербальные средства общения.
Ожидаемые результаты:
- соматическое состояние детей (двигательная активность, ритмичность важных жизненных процессов, выполнение правил гигиены)
- эмоциональное состояние ребёнка (позитивный эмоциональный настрой, восприимчивость и открытость, эмоциональность и отзывчивость)
- активные когнитивно-образные проявления (творческое мышление, фантазия, образная речь)
- социальное развитие дошкольника (взаимодействие с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми)
- зрелость личностных черт (самодисциплина, воспитание воли и характера, умение добиваться цели)
- сформированность духовно-нравственной сферы (сочувствие, толерантность, сопереживание)
Повышение реального здоровья и сформированность основ культуры здоровья дошкольников, настрой детей на сотрудничество и создание художественных образов посредством движения в процессе игрового взаимодействия.
Занятия художественным движением повышают уровень реального здоровья детей, положительно воздействуя на их эмоциональное состояние, создавая позитивный настрой на взаимодействие, творчество и экспериментирование в мире движения.
В атмосфере свободы и приятия создаются неповторимые образы, связанные с природой и праздниками года, имитируется деятельность людей в связи с сезонными изменениями природы, и дети используют эти элементы в свободной игровой деятельности.
Совместное движение, атмосфера свободы и творчества дают ребёнку возможность раскрыть себя, приобрести уверенность, происходит первичное осознание собственной неповторимости, удовлетворенности от взаимодействия с другими людьми.
Основу годичного ритма вальдорфского детского сада составляют основные природные процессы, виды деятельности, являющиеся специфичными для определенного времени года, главные христианские праздники и праздники, которые культурно-исторически сложились на данной территории. В течение года один период, длительностью три-четыре недели, который в вальдорфской педагогике принято называть эпохой, сменяет другой аналогично тому, как природа меняет свой облик. Отталкиваясь от эпохи, подбираются игры в группе, сказки, занятия, рукоделие. Элементы традиционной народной культуры также органично вплетаются в образ конкретной эпохи.
1. ЭПОХА УРОЖАЯ / Первые две-три недели сентября
2. ЭПОХА МИХАИЛА / Конец сентября – начало октября
3. ЭПОХА ФОНАРИКОВ / Ноябрь
4. ЭПОХА ОЖИДАНИЯ РОЖДЕСТВА / Декабрь
5. ЭПОХА ТРЕХ ЦАРЕЙ / Середина января
6. ЭПОХА БАТЮШКА МОРОЗ / Конец января начало февраля
7. ЭПОХА «ПРОВОДЫ ЗИМЫ» / С середины марта до масленицы
8. ЭПОХА ПАСХИ / После Масленицы до Пасхи
9. ЭПОХА МАЯ / Май
10. ЭПОХА ИЮНЯ / Июнь