Светлана Габышева
Программа. Пескотерапия «Сила творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-интернат №23»
«Сила творчества»
Программа песочной терапии
Составила:
воспитатель
Габышева С. А.
Полысаево 2018
Содержание
1. Аннотация…. 3
2. Пояснительная записка …. … 4
3. Цели и задачи…. 6
4. Основные направления работы…. 8
5. Структура и формат занятий…. 9
6. Приемы рисования песком… 10
7. Ожидаемые результаты…. 11
Темочки:
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
8. Оборудование для песочной терапии…. 14
Приложение № 1. Перспективный план детей младшего школьного возраста….
15
Приложение №2. Техника – Описание… 16
Приложение №3Рисуем дерево…. ….…. 18
1. Аннотация
Вработе рассматривается методика использования песочной анимации (искусство рисования песком) (метод Sand-art) в школе с детьми младшего школьного возраста. Автором раскрывается программа песочной анимации искусство рисования песком (метод Sand-art, актуальность данной методики: приводится системаупражнений с песком для детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: песок, игра с песком, песочные занятия, песочная терапия, пескотерапия.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именнопоэтому она должна найти применение в развивающей и обучающей работе педагогов начальной школы в условиях реализации требований ФГОС.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка формадеятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, частословами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опытсимволического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящейсказке все заканчивается хорошо!
2. Пояснительная записка
Наверное, каждый из взрослых когда-то в детстве игрался в песочнице – проводя время за строительством замков из песка, и совершенно не задумывался о том, что таким образом выражает свои чувства, настроение и отношение к окружающему миру. Песочная терапия для детей дошкольного возраста разработанная психологами – направление арт терапии, которая очень хорошо решает множество проблем в развитии детишек.
Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение, обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью. Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.
Не стоит думать, что занятия с песком могут нести в себе только лишь психологическую помощь ребенку, который имеет эмоциональную или психологическую травму.
Возможностей у песочной терапии куда больше:
во время занятий можно соотносить игру и реальную жизнь; формировать чувство комфорта;
снимать мышечное напряжение; улучшить зрение;
расширять словарный запас;
учить буквы;
овладевать навыками письма и чтения; развивать слух.
Если же говорить о психологической направленности песочной терапии, можно отметить следующее:
взгляд на себя со стороны – по положению рук в песочнице психолог-педагог может многое рассказать оучащемся;
моделирование ситуаций; осязание, что есть другие пути выхода из проблемных ситуаций, кроме критических.
В принципе песочная терапия полезна всем, но более актуальна она для детей, у которых имеются следующие проблемы:
неврозы;
повышенная тревожность;
недуги психосоматического характера;
чрезмерная агрессивность;
стрессы, которые спровоцированы социальными или семейными конфликтами;
логопедические нарушения, развивающиеся на фоне нервного напряжения.
Большую пользу песочная терапия принесет детям, которые не проявляют своих чувств, не могут объяснить свои мысли и эмоции. Также терапия песком окажется благотворное влияние на детей, перенесших психологическую травму,вследствие чего замыкаются или им сложно найти правильное решение.
2. Цели и задачи
Цель программы :
Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.
Задачами программы являются :
1) Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
2) Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
3) Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
4) Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
3. Основные направления работы
Методы организации процесса обучения:
Дискуссии;
Беседы;
Познавательные игры
Рисование песком;
Элементы сказкотерапии
Музыкальное сопровождение
Психологические условия реализации программы :
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственныхвозможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальнымособенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждогоребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видахдеятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно вобразовательную деятельность.
4. Структура и формат занятий
Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут. Одно занятие в неделю направлено на развитиепознавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционального интеллекта. Группой до 6 человек. Подбор детей осуществляется по результатамдиагностики изобразительной деятельности и по рекомендации педагога–психолога. Предпочтение отдаётся детям, нуждающимся в коррекции идетям с повышенным уровнем изобразительной деятельности.
Структура занятия:
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием взависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная.
Цель – настрой детей на совместную работу, установление эмоциональногоконтакта между детьми.
Основные процедуры: ритуал приветствия.
Часть 2. Основная.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неевходят - упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально -личностной ипознавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, игры и упражнения наразвитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения,рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая.
Основные цели: подведение итогов занятия, создание у каждого участникачувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работына занятии, беседа о том, что было на занятии.
5. Приемы рисования песком
Рисование на стекле включает в себя определенные приемы, с помощью которыхвыполняется рисунок:
Щепотку песка зажимают между пальцами и насыпают на стекло движением, которым мы обычно солим еду; часто так и говорят – «посолить» песком. Песок также можно набрать в ладонь, держа еелодочкой, и легонько стряхивать его на поверхность.
Рисование песком возможно с помощью песочной струи, когда горсть песка зажимается в кулаке, а затем тоненькой струей высыпается из слегка разжатого кулака. Высыпать песок можно в виде прямых линий и кривых,зигзагами, кругами, спиралями.
Рисуют по песку с помощью пальцев, раздвигая его ими по поверхности. Можно рисовать одним пальцем или сразу несколькими – таким способом изображают волосы, волны, траву и т. д.
При рисовании песком иногда используют тыльную сторону ладони; это может быть одна рука, а могут быть и две руки одновременно. Так можнонарисовать птичьи крылья или крылья бабочек.
Рисование толстых линий, например, стволов деревьев, вместо пальцев предполагает использование ребра ладони.
Некоторые крупные объекты рисуют и с помощью кулаков, к примеру, камни. При рисовании объектов помельче (звезд, дождевых капель)пользуются точечными движениями подушечек пальцев.
Особенности техники изображения:
Кулаком.
Ладонью.
Ребром большого пальца.
Щепотью.
Мизинцами.
Одновременное использование нескольких пальцев.
Симметрично двумя руками.
Отсечение лишнего.
Насыпание из кулачка.
6. Ожидаемые результаты
Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей. Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивныхэмоций у детей в играх на песке. Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Улучшение в развитиитактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Увеличение речевой активности детей. Получение ребенкомпервого опыта рефлексии (самоанализа, умение понимать себя и других. Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивнойкоммуникации.
Также песочная анимация (искусство рисования песком) (метод Sand-art) даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
Преимущества песочной анимации (искусство рисования песком) (метод Sand-art) перед другими формами арт-терапии:
Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.
Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь — всё время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.
При работе с песком на плоскости движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т. к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.
7. Оборудование для песочной терапии
Для применения данного метода необходимо немного инструментов:
чистый песок, можно цветной;
световой стол;
можно использовать компьютер + проектор + видео камеру + музыкальныйцентр.
Естественно, что одни и те же инструменты используются в работемногократно. При рисовании песком не возникают барьеры как при обычномрисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можнолегко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку,а световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяетзадействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстропогружая человека в творческий процесс.
Приложение 1
Перспективный план детей младшего школьного возраста
Месяц 1
сентябрь 1 блок
(2недели) Знакомство Упражнение «Здравствуй, песок!» (цель — знакомство детей со свойствами песка : что можно делать с песком).
Упражнение «Назови и запомни» (проговариваниеправил во время пользования песком)
2 блок
(2недели) «Мое настроение» Упражнение «Песочный дождик» ( цели: знакомство со способами рассыпания песка; снятиепсихофизического напряжения).
Упражнение «Назови и запомни» (проговариваниеправил во время пользования песком).
Упражнение «Нарисуй улыбку»
Октябрь 3 блок (1 неделя) «Про Трусишку» Упражнение «Необыкновенные следы» (обучениедетей оставлять на песке отпечатки кулачка,тыльной стороны кулачка)
4 блок (1 неделя) Как помочь Трусишке?» Упражнение «Солнечные лучики» (рисованиепрямых линий на песке).
Упражнение «Песочные прятки» (дорисовываниеотпечатков до какого-либо образа)
5 блок (1 неделя) «По тропинке» Упражнения «Тропинки на песке» (рисованиепрямых, волнистых линий на песке одним и двумя пальцами).
Упражнение «Добрый песок» (собираем песок вкучку — используем ладошку, лопатку и т.)
Октябрь 6 блок (4 недели( «Сказочный лес» Упражнение «Дерево желаний» (рисование паль- рисование пальчиками тонких, толстых линий ребром большогопальца, тонких линий — мизинцем)
Ноябрь 4недели «Мой любимый сказочный герой» Создание рисунка с использованием разных технологий работы с песком. Рисуем на тему «Мой любимый сказочный герой»
Приложение 2
Техника – Описание
Техника засыпания. Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.
Техника насыпания. Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.
Техника закидывания. Используется для создания темного фона на большейчасти рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль краястекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движениябудет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. Призакидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью даннойтехники удобно изображать небо, землю, море.
Техника вытирания. Данный вид техники применяется для создания светлыхучастков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэтиз оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая нанее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольшихсветлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
Техника процарапывания. Итог процарапывания – создание светлого контура,схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используемподушечку пальца или ноготь.
Техника отпечатка. Помогает добиваться имитации различных фигур иматериалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можноиспользовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можноиспользовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.
Приложение 3
Рисуем дерево
Попробуем научиться рисовать простую песочную анимацию – дерево — такой рисунок как раз подойдет для начинающих.
Прежде чем начать рисование, подготовьте фон: наберите в ладонь песок и «посолите» стекло, равномерно рассеивая его над поверхностью.
Вспоминаем, как выглядит дерево – оно начинается с широкого ствола. Его нужно рисовать с помощью большого пальца руки, используя целиком всю подушечку.
Дальше ствол дерева становится более тонким, поэтому рисовать нужно уже не всей подушечкой большого пальца, а примерно ее половиной.
Верхнюю часть дерева рисуют уже практически ногтем.
Дорисуйте остальные ветви дерева: и крупные, и мелкие. Тонкие ветки рисуем ногтем. Не забывайте, что все ветки не могут быть прямыми, добавляйте им некую кривизну.
У нас получилось голое зимнее дерево.
Теперь нужно наградить дерево листвой и нарисовать ему крону. Для этого возьмите горсть песка в кулак и, осторожно его разжимая, круговыми движениями высыпайте песок на рисунок, следуя форме кроны.
Досыпьте немного песка и внизу, у ствола дерева, в виде травы. Так у нас получится сочное майское деревце.
Теперь нужно превратить дерево в по-настоящему летнее. Нарисуйте ему плоды разного размера с помощью отпечатков, используя сразу все пальцы
Чтобы сделать дерево осенним, добавьте теми же движениями еще больше «упавших» плодов на землю под деревом.
После этого обозначьте крону дерева еще больше - начинайте обводить ее большим пальцем руки, добавляя линиям изогнутости.
Далее уберите все лишнее с помощью нескольких пальцев или ладони, придавая дереву настоящую форму.
Вот таким получилось наше плодовое осеннее дерево.