Ольга Незусова
Коррекционно-развивающая программа «Волшебная сила музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа
«ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МУЗЫКИ»
Выполнила: Незусова Ольга Николаевна,
музыкальный руководитель I кв. категории КГБУ СО
«Центр семьи «Курагинский».
Пояснительная записка
В последнее время всё чаще встаёт вопрос о, так называемых, «трудных» детях и детях, попавших в трудную жизненную ситуацию. Число их резко увеличилось. Причину этого видят, прежде всего, во внешних факторах: проблемы в семье, школе, между сверстниками и др.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Волшебная сила музыки“» размещена в разделах
Ни для кого не секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развиты и мало что умеют делать самостоятельно. Они могут часами неподвижно сидеть (например, перед компьютером, мобильным телефоном) и не могут несколько минут, с интересом, организовать себя.
Предлагается коррекционная развивающая программа музыкальной реабилитации «Волшебная сила музыки».
Несовершеннолетние Центра в подавляющем большинстве педагогически запущены, эмоционально зажаты, имеют социальные проблемы, зачастую серьёзно отстают в психическом и физическом развитии. Очень часто наблюдается недоразвитие речи, малый словарный запас. Отмечается низкая самооценка и неумение выражать свои чувства, эмоции и переживания.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень их музыкальной подготовленности.
Музыкальное искусство считается одним из важных средств воздействия на человека, на его эмоциональное состояние. Музыка всегда вызывает положительные эмоции: помогает ярче, богаче испытать чувства радости, счастья, а также переживать печальные, горькие и даже трагические минуты в своей жизни. Она как бы управляет нашими чувствами, нашим настроением.
Музыкальная терапия пробуждает у детей интерес к музыке, появляется стремление к сопереживанию к тому или иному музыкальному образу. Дети учатся определять характер услышанных музыкальных произведений, небольших пьес, тем самым, обогащая свой словарный запас, эмоционально выражая своё отношение к услышанной музыке.
Программа музыкальной терапии состоит из трё х основных видов деятельности:
1. Занятие.
2. Праздники и развлечения.
3. Индивидуальная работа.
На занятии, в разделе «Слушание», происходит знакомство с музыкой разных жанров, где дети, прослушав, определяют её характер, узнают имена композиторов, чьи музыкальные фрагменты звучат в исполнении музыкального руководителя, либо при помощи технических средств (музыкальный центр, где можно в записи услышать звучание оркестра или отдельных музыкальных инструментов.
Если ребёнок очень зажат и закрепощён, на слушании музыки целесообразно использовать элементы арт-терапии: такие дети могут изобразить услышанную музыку в виде рисунка, тем самым, показывая своё отношение к музыкальному фрагменту и отображая его характер. Далее, в процессе реабилитации, видя, как общаются остальные дети, эти ребята адаптируются на занятиях и, не испытывая неловкости, могут продвигаться в музыкальном развитии.
В разделе «Пение» ребёнок учится при помощи голоса выражать характер разучиваемых песен. Если это песня о маме, то исполняется она нежно, ласково, с любовью. А если песня о дружбе, то и характер её, соответственно, весёлый, задорный, энергичный. При разучивании песен у детей развивается память, дикция, музыкальный слух, интонация.
В разделе «Ритмика» предусмотрены игры, упражнения и свободные танцы по показу взрослого, что помогает детям снять эмоциональное напряжение и создать хорошее настроение, получить заряд бодрости.
Важным элементом в музыкальной терапии являются праздники, развлечения, концерты для родителей. Они объединяют различные виды искусства. Торжественная обстановка, праздничное оформление зала способствуют эмоциональному восприятию исполняемых песен, стихотворений, танцев, игр, элементов театрализации. Дети чувствуют себя участниками общего торжественного события, и это доставляет им огромное удовольствие, так как каждый может проявить себя творчески. Особо хочется отметить, что ребята могут проявлять самостоятельность в выборе того или иного вида деятельности. Подготовки к праздникам и концертам воспитывают коллективизм, взаимовыручку, чувство необходимости и ответственности совместных усилий.
Индивидуальная деятельность в музыкальной терапии включает в себя работу с более способными и продвинутыми в музыкальном плане детьми, либо с замкнутыми и закрепощёнными, которые на групповых занятиях стесняются себя проявить эмоционально. Постепенно, работая индивидуально, ребёнок вовлекается в общие мероприятия, учится работать вместе со сверстниками.
Цели:
1. Успешная реабилитация детей Центра всеми доступными детям видами музыкальной деятельности.
2. Оказывать воздействие на коррекцию личности ребёнка через музыкальное творчество.
3. Развитие музыкальных способностей.
Задачи:
1. Приобщать детей к различным видам музыкальной терапии : слушание, пение, танцевальные движения, развлечения, праздники.
2. Побуждать активный интерес и любовь к музыке, корректировать правильное её восприятие. Воспитывать музыкальный вкус.
3. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя с разнообразными произведениями в различных жанрах.
4. Стимулировать самостоятельные творческие проявления детей в музыкальной деятельности.
Срок реализации программы соответствует продолжительности реабилитации ребенка с учетом возрастных особенностей.
Тематическое планирование групповых занятий в младшей группе можно варьировать, учитывая подготовленность детей. Поэтому я не стала "навязывать" свое планирование.
Репертуар для пения, слушания, музыкальных игр и танцевальных заданий так же может меняться в зависимости от возраста целевой группы.
В конце каждого реабилитационного периода проводятся развлечения для ребят, либо концерты для родителей с участием детей.
Тематическое планирование групповых занятий в старшей группе
1 блок. Классическая музыка.
«Зарубежные композиторы».
1 неделя: Краткие биографические данные и творчество И. С. Баха и В. А. Моцарта.
2 неделя: Краткие биографические данные и творчество Л. В. Бетховена, Ф. Шопена, Э. Грига.
«Русские композиторы».
3 неделя: Краткие биографические данные и творчество П. Чайковского.
4 неделя: Краткие биографические данные и творчество Н. Римского-Корсакова.
2 блок. Русское народное творчество.
«Народные песни и хороводы».
5 – 7 недели: Слушание и разбор русской народной музыки.
А. Александров «Гимн России», разучивание слов и мелодии.
3 блок. Современная музыка.
«ВИА 70-х»
8 – 10 недели: Знакомство с творчеством ВИА «Самоцветы», «Пламя», «Весёлые ребята».
«ВИА 80-х»
11 – 13 недели: Знакомство с творчеством групп «Ласковый май», «Modern Talking», «Сплин», «Кино», «Агата Кристи».
«Голос дети»
14 – 18 недели: Знакомство с творчеством юных исполнителей.
Методическое обеспечение
В основе реабилитации лежат два главных вида деятельности: самостоятельное проявления детей и групповое вовлечение в творчество на занятиях и тренингах по музыкальной терапии. Комплексный подход, объединяющий эти виды деятельности, становится основным методом реабилитации.
Ценность музыкальной терапии определяется, её системностью. Я называю это принципом «трех П» : постоянно, постепенно, последовательно. Все элементы коррекции можно подразделить на несколько разделов: комплексные (групповые) занятия, индивидуальное творчество, работа с родителями, которые с удовольствием посещают приготовленные для них концерты и праздники и активно в них участвуют. Такая схема служит, как бы моделью музыкальной терапии, поэтому, вполне закономерным будет взять её как основу в системе музыкальных реабилитационных мероприятий.
Тем не менее, работа с детьми не должна носить характер навязанных взрослыми каких-либо видов деятельности. Желания детей остаются в приоритете, но, в то же время, музыкальный руководитель ненавязчиво и грамотно направляет их, вовлекая в мир музыки.
Знакомство с новым материалом осуществляется постепенно, не загружая детей новым материалом во всех видах деятельности сразу и сейчас. Поэтому, столкнувшись с небольшой трудностью, ребёнок сможет сам сформулировать и оценить тот или иной музыкальный образ. Для поддержания интереса ребёнка взрослый помогает, а иногда и сам направляет его на определение характера услышанного музыкального материала.
Для того чтобы подвести детей к понятию музыкальной терминологии предлагается метод применения модельного образа: например, подсказка в виде картинки с рисунком. Затем, сопоставляя изображение и прослушанный музыкальный материал, ребёнок сможет дать более точное определение музыке. Такой приём позволит восстановить оптимальный баланс между образным и понятийным мышлением.
Главным методическим принципом организации творческой реабилитации детей является её системность, чтобы ребята входили в музыкальную терапию постепенно, последовательно, а главное успешно. Суть его сводится к вовлечению детей в творчество путём показа им определённых сторон творческого процесса реабилитации с комментариями и пояснениями. Среди методов, направленных на стимулирование детей музыкальной терапией, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также воздействующие на неё извне, путём создания среди детей микроклимата, располагающего к творчеству, к раскрытию положительных качеств и эмоций у детей, к желанию исправиться: быть лучше, добрее.
К первым таким методам можно отнести подбор увлекательных (интересных) и посильных детям музыкальных заданий. Музыкальные фрагменты должны отличаться яркостью и контрастностью материала, особой художественной и эстетической направленностью, отвечать возрасту детей, быть доступными для понимания, заучивания, особенно на начальном этапе реабилитации.
Ко вторым методам относятся разнообразие форм реабилитации, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательного и бережного отношения к личности ребёнка, индивидуальный подход.
Важной задачей музыкального руководителя является реабилитация детей, оказание им содействия в привитии хорошего вкуса, достойных манер, а также в посещении концертов и спектаклей, художественных выставок и экскурсий, способствующих расширению кругозора, формированию эстетически-развитой личности, социально адаптируя их в обществе.
Репертуар для слушания
(младшая группа)
1. Р. н. п. : «Дождик»
2. М. Раухвертер: «Лошадка»
3. М. Красева: «Колыбельная»
4. Д. Кабалевский: «Клоуны»
5. Р. н. п. : «Петушок»
6. П. Чайковский: «Танец маленьких лебедей»
7. П. Чайковский: «Баба Яга»
8. П. Чайковский: «Марш деревянных солдатиков»
9. Н. Римский-Корсаков: «Полёт шмеля»
10. В. Любарский: «Дедушкин рассказ»
11. П. Чайковский: «Марш»
12. П. Чайковский: «Вальс»
13. И. С. Бах: «Шутка»
14. П. Чайковский: «Полька»
15. Л. Дакен: «Кукушка»
16. М. Теодоракис: «Сиртаки»
17. Д. Шостакович: «Марш»
18. Н. Римский-Корсаков: «Колыбельная»
19. В. Моцарт: «Турецкий марш»
20. П. Чайковский: «Песня жаворонка»
21. М. Глинка: «Марш Черномора»
22. П. Чайковский: «Болезнь куклы»
23. П. Чайковский: «Похороны куклы»
24. П. Чайковский: «Новая кукла»
25. П. Чайковский: «Камаринская»
Репертуар для слушания
(старшая группа)
1. И. С. Бах: «Токката и фуга» Ре минор
2. В. А. Моцарт: «Симфония № 40 (фрагменты)
3. В. А. Моцарт: «Турецкий марш»
4. В. А. Моцарт: «Маленькая ночная серенада»
5. Л. В. Бетховен: «Лунная соната»
6. Л. В. Бетховен: «Симфония № 5»
7. Л. В. Бетховен: «Апоссионата»
8. Э. Григ: «В пещере Горного Короля», «Танец Анитры»
9. Ф. Шопен: «Вальсы»
10. П. Чайковский: «Вальс цветов», «Па де-де» из балета «Щелкунчик», фрагменты из музыкального альбома «Времена года»
11. Н. Римский-Корсаков: Фрагменты из оперы «Снегурочка»
12. А. Александров: «Гимн России»
Подбор музыкального материала из творчества ансамблей «Самоцветы», «Пламя», «Весёлые ребята», «Ласковый май», «Modern Talking», а также других исполнителей по желанию подростков.
Подбор музыкального и песенного репертуара из народного фольклора.
Репертуар для пения
(младшая группа)
1. Р. н. п. : «Дождик»
2. М. Красева: «Падают листья»
3. З. Роот: «Ах, какая осень»
4. З. Роот: «Мамочка любимая»
5. М. Дё мина: «Бабушка»
6. Р. н. п. : «По малину в сад пойдём»
7. М. Красева: «Санки»
8. А. Филиппенко: «Урожай собирай»
9. Л. Олиферова: «Русская зима»
10. Ю. Комалькова: «У всех Новый год»
11. В. Герчик: «К нам приходит Новый Год»
12. О. Филякина: «Добрый Дедушка Мороз»
13. В. Кондратенко: «Снежинки-пушинки»
14. М. Красева: «Зима»
15. Р. н. п. : «Во поле берёза стояла»
16. Р. н. п. : «Веснянка»
17. Р. н. п. : «Коляда»
18. А. Филиппенко: «Вечный огонь»
19. В. Витлин: «Песня о маме»
20. С. Богуславский: «Песня о пограничнике»
21. Ю. Чичков: «Будем в Армии служить»
22. Л. Лядова: «Все мы моряки»
23. И. Листовцева: «Песня для бабушки»
24. Р. Паулс: «Золотая свадьба»
25. А. Базя: «Мои друзья»
26. А. Филиппенко: «Песня о Родине»
Музыкальная литература
1. Подписной журнал: «Музыкальная палитра»
2. Подписной журнал: «Весёлая нотка»
3. Подписной журнал: «Музыкальный руководитель»
4. «Музыка для детей». Выпуски 2-5
5. Сборник песен для детей
6. Л. Бирков: «Песни для детей»
7. Сборник песен: «Будем в Армии служить»
8. Е. Теличеева: «Мы Родине песню поём»
9. «Песенник для малышей»
10. В Журбинская: «Песни для детей»
11. «Книжки, нотки» №№ 1, 3 2003
12. Л. Абелян: «Песни»
13. С. Белкина: «Весёлые путешественники»
14. «Праздничные утренники»
15. Подписной журнал: «Современная эстрада»
16. Подписной журнал: «Всё о музыке и музыкантах»
Методическая литература
1. Альсира Легаспи де Арисменди. Перевод с испанского Ю. Ванникова: «Музыкальное воспитание»
2. Н. А. Метлов: «Музыка – детям»
3. М. А. Михайлова: «Развитие музыкальных способностей у детей»
4. Н. А. Ветлугина: «Музыкальное воспитание»
5. А. Р. Чуйко: «Музыкальное воспитание детей коррекционно-развивающего направления»
6. Н. С. Степанщенко: «Уроки искусства»
Техническое обеспечение
1. Музыкальный центр, музыкальный инструмент.
2. Диски с записями классической музыки.
3. Диски с записями детских песен.
4. Диски с фонограммами детских песен.
Оценка эффективности программы
За период реабилитации в 2016 году было охвачено 65 детей и несовершеннолетних, из них по категориям:
несовершеннолетние с ограниченными возможностями (дети-инвалиды);
многодетные;
опекаемые;
семья по потере кормильца;
одинокая мать;
другие категории.
65 детей не имели представления о классической музыке,
не знали названия инструментов симфонического оркестра;
62 ребёнка были эмоционально зажаты;
у 56 подростков имелся малый словарный запас, которого не хватало для выражения своих мыслей и ответов на поставленные вопросы, они не могли охарактеризовать услышанный музыкальный фрагмент;
у 52 несовершеннолетних слабо развита не только вокальная, но и разговорная дикция;
12 подростков пожелали заниматься вокалом индивидуально.
65 (100 %) детей успешно прошли музыкальную реабилитацию, приобщились к различным видам деятельности: слушание, пение, танец, развлечения и праздники. С интересом слушают классическую оркестровую музыку в записи, знают название произведения и имя композитора, умеют определять характер услышанного фрагмента;
60 (91,8 %) несовершеннолетних научились самостоятельно проявлять себя в творчестве, предлагая взрослым свои идеи по выполнению того или иного задания, сценарного хода, оформления аудитории к праздникам, вечерам;
56 (100 %) ребят пополнили свой словарный запас, научились свободно высказываться не только на занятиях, но и в социуме;
45 (86,5 %) детей улучшили дикцию при помощи вокальных упражнений, попевок и скороговорок. Это помогло не только чётко произносить слова при пении, но и без смущения общаться в коллективе;
11 (91,6 %) подростков, занимающихся индивидуально, стали лауреатами, дипломантами краевых, районных и поселковых вокальных конкурсов, постоянными участниками концертов, как в Центре, так и в учреждениях района. Из ребят-вокалистов была организована команда КВН, которая успешно выступала на зональных играх среди воспитанников краевых учреждений на протяжении четырёх лет.