ВАЛЕНТИНА МЕДВЕДЕВА
Программа обучения по хозяйственно-бытовому труду для учащихся с УО
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство социального развития Московской области
ГБСУ СО МО "Сергиево-Посадский детский дом-интернат
для умственно-отсталых детей "Березка""
"Согласовано" "Утверждаю"
Зам. директора по УВР Директор СП ДДИ "Березка"
___Ю. Б. Грозина ___В. В. Дудоладов
"___"___2015г. "___"___2015Г.
Программа обучения по хозяйственно-бытовому труду
Составила:
Медведева В. В.
воспитатель 14 группы
2015 год
Пояснительная записка.
Публикация «Программа обучения по хозяйственно-бытовому труду для учащихся с УО» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Данная программа предназначена для обучения труду и навыкам самообслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложными дефектами развития. В соответствии с современной концепцией развития российского образования в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Проблема обучения и воспитания детей с множественными нарушениями развития является актуальной на современном этапе в связи с увеличением численности детей данной категории. Такие дети имеют грубые нарушения познавательной деятельности, речи, моторики, по сути, они не способны к самостоятельной деятельности и требуют постоянной опеки.
Однако в тоже время в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни. Одно из важнейших мест в социально-бытовой реабилитации и адаптации детей с множественными нарушениями занимает обучение хозяйственно-бытовому труду и навыкам самообслуживания. Этим дисциплинам следует отводить должное место в образовательном процессе в связи с тем, что овладев навыками и умениями обслужить себя и организовать окружающий быт, ребенок обретает уверенность в своих силах, становится самодостаточным, имеет возможность для самореализации.
Основные цели обучения труду и навыкам самообслуживания:
• обеспечение продвижения ребенка на пути к его социализации;
• воспитание определенных форм поведения.
Задачи курса:
• формирование положительного отношения и интереса к бытовому труду;
• воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности;
• привитие навыков культуры поведения;
• воспитание уважения к труду взрослых;
• коррекция недостатков психофизического развития в процессе хозяйственно-трудовой деятельности;
• формирование потребности трудиться и развитие положительной мотивации к трудовой деятельности.
Кроме того, в ходе умелой организации занятий по бытовому труду одновременно решаются задачи развития психомоторики, формирования положительного эмоционального отношения к окружающему, становления навыков коммуникации; воспитания волевых качеств, желания трудиться, веры в свои силы и возможности. Только при таком комплексном целевом подходе можно осуществить действенную практическую подготовку детей к жизни.
Методическое обеспечение программы :
1. Маллер А. Р.
М19Социально-трудовая адаптация глубоко умственно-отсталых детей/ М-во соц. обеспечения РСФСР. – М. : Просвещение, 1990.
2. Худенко Е. Д.
Аналитический научно-методический центр
"Развитие и коррекция".
Программа для отделения социально-трудовой реабилитации. М. : 2010.
3. Худенко Е. Д.
Аналитический научно-методический центр
"Развитие и коррекция".
Требования к организации и проведению коррекционно-развивающих
уроках в классах "Особый ребенок". М. :2010.
4. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР. М. :1983.
5. Стребелева Е. А.
Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. Владос, 2004.
6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Владос, 2004.
Чтобы осуществить решение указанных задач, необходимо создать соответствующие условия, которые обеспечат эффективность трудовой подготовки :
- четкий и целенаправленный характер обучения;
- соблюдение принципа планомерности и дифференцированного подхода к каждому воспитаннику;
- организация занятий таким образом, чтобы в процессе освоения необходимых знаний и умений, ребенок получал конкретный видимый и значимый для него результат;
- процесс занятий должен способствовать достижению каждым ребенком максимально возможного для него уровня трудовой умелости;
- усвоение учебного материала должно быть максимально наглядным;
- активное включение ребенка в деятельность.
Воспитателям следует грамотно использовать различные методы и приемы обучения хозяйственно-бытовому труду :
- использовать наглядные средства обучения (натуральные предметы, орудия, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии, иллюстрации);
- систематически организовывать наблюдения и экскурсии;
- применять сочетание наглядных методов и активных действий с предметами и объектами;
- в ходе занятий использовать четкую инструкцию, пояснение и словесный комментарий;
- применять моделирование реальных ситуаций;
- использовать разнообразные виды игр (дидактические, сюжетные, имитирующие и т. д., прибегать к помощи игровых персонажей;
- создавать доступные для понимания проблемные ситуации;
- предлагать решать доступные логические задачи с использованием трудовых операций.
Выбор и сочетание методов и приемов варьируется в зависимости от особенностей детей.
Формами организации занятий процесса могут быть – индивидуальные, групповые занятия, практические работы, самостоятельные работы под контролем воспитателя, коллективный общественно-полезный труд и другие, в зависимости от психофизического состояния и индивидуальных возможностей воспитанников.
Основные разделы предмета:
• навыки, связанные с гигиеной тела;
• уход за бельем и одеждой;
• уход за обувью;
• уборка помещений;
• приготовление пищи;
• уборка территории;
• сельско-хозяйственный труд.
В каждом из них предусматривается обучение навыкам самообслуживания согласно направлению раздела.
Данная программа рассчитана на обучение из расчета 132 часа в год, исходя из количества четырех занятий в неделю. Усложнение содержания программного материала проявляется в разнообразии тематики каждого раздела.
Примерная структурная модель традиционного занятия:
Часть занятия Название Сущность содержания части занятия
1 Вводная Усилия воспитателя направлены на снятие инертности психического и физического состояния, привлечение внимания, создание интереса, настрой на работу, создание условий для продуктивного контакта с воспитателем и воспитанниками.
2 Основная Решение основных задач занятия, практические упражнения, развивающие активность усвоения материала, практическое обучение действиям.
3 Заключительная Подведение итогов занятия, закрепление чувства собственной значимости в процессе овладения навыками и умениями, получение видимого результата.
Ожидаемые результаты обучения предмету выражаются в социально-бытовой адаптации воспитанников, формировании базовых навыков по труду, возможности овладения самообслуживанием, умениями организовать окружающий быт, обретением возможной самостоятельности, обретением способности быть полезным в доме-интернате.
Тематическое содержание разделов:
1. Навыки связанные с гигиеной тела:
• части тела (голова, руки, ноги и т. д.);
• предметы санитарии и гигиены;
• действия связанные с гигиеной тела.
Совершать, под присмотром и с помощью воспитателя, утренний и вечерний туалет. Закрепить приобретенные навыки и умения.
2. Уход за бельем и одеждой:
• виды белья и одежды;
• складывание белья и одежды;
• развешивание одежды на вешалки;
• мелкий ремонт белья и одежды;
• стирка белья и одежды.
Знакомство с внешним видом, названием и назначением белья, одежды, головных уборов, мелких предметов одежды, отработка способов складывания белья и одежды, раскладывание и сортировка белья по полкам. Уметь аккуратно заправлять постель, уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, следить за чистотой своей одежды, стирать мелкие вещи, производить мелкий ремонт одежды.
3. Уход за обувью:
• виды обуви;
• внешний вид;
• название и назначение домашней, спортивной, сезонной обуви;
• название и назначение оборудования для ухода за обувью;
• подготовка сезонной обуви к хранению.
Знакомство с внешним видом, название различной обуви и средства по уходу за ней. Изучение и отработка знаний и умений о последовательности и приемах ухода за обувью. Научить шнуровке ботинок и завязыванию - развязыванию шнурка.
3. Уборка помещений:
• виды жилых помещений;
• оборудование для уборки помещений;
• средства бытовой химии для уборки помещений;
• мытье пола, вытирание пыли;
• виды мебели;
• уход за мебелью;
• гигиена жилища.
Изучение и отработка последовательности проведения ежедневной уборки. Знакомство со средствами бытовой химии для уборки помещений и правила безопасного их использования. Отработка последовательности и приемов чистки помещения пылесосом. Правила техники безопасности при пользовании пылесосом. Участие в уборке посуды в столовой, а так же дежурство в классе ежедневно. Участие в генеральной уборке помещения (класса, спальной комнаты).
4. Приготовление пищи:
• столовая посуда и приборы;
• оборудование и приспособления для приготовления пищи;
• правила гигиены при приготовлении пищи;
• приготовление пищи.
Изучение правил гигиены при приготовлении пищи. Объяснение о необходимости соблюдения правил гигиены при приготовлении пищи. Знакомство с внешним видом, названием, назначением и уходом за кухонной посудой. Изучение средств бытовой химии для ухода за кухонной посудой и правила безопасности при их использовании. Дать элементарные сведения об устройствах кухонных приборов (электрическая плита, микроволновая печь) и о правилах техники безопасности. Знакомство с общей последовательностью приготовления пищи и с последовательностью приготовления различных бутербродов.
5. Уборка территории:
• инвентарь для уборки территории;
• уборка территории от листьев;
• уборка территории от снега.
Определять необходимый инвентарь для работы, соблюдать правила техники безопасности при обращении с инструментом, ухаживать и хранить его. Подготовка инвентаря к работе. Приемы работы с различным инвентарем. Уборка снега скребком. Уборка листвы.
6. Сельскохозяйственный труд :
• садово-огородный инвентарь для работы;
• сезонные работы на участке (клумба);
• уход за комнатными растениями.
Знакомство с внешним видом, названием и назначением инструментов для обработки почвы, демонстрация инструментов (лопата, тяпка, секатор и т. д., соблюдение правил техники безопасности. Отработка последовательности и приемов осенней и весенней вскопки почвы; посев семян; выращивание и посадка рассады; уход за растениями. Знакомство с последовательностью и приемами рыхления и окучивания почвы. Изучение способов размножения разных растений, полив. Знания, умения и навыки отрабатываются в процессе работы на участке (клумбе, в классе. Приобретенные навыки используются воспитанниками во время труда при проведении соответствующих работ. Уделять внимание правилам техники безопасности при работе с инвентарем и оборудованием.
Практическая часть.
1. Навыки связанные с гигиеной тела:
Совершать под присмотром и с помощью воспитателя утренний и вечерний туалет.
2. Уход за бельем и одеждой.
Стирка белья. Замена постельного белья. Подготовка белья к бане. Сортировка и складывание белья по полкам. Развешивание брюк на вешалки.
3. Уход за обувью.
Чистка и сушка обуви, нанесение гуталина, смена обуви по сезонам.
4. Уборка помещений. Проведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса. Уход за мебелью.
5. Приготовление пищи.
Сервировка стола в столовой (накрывать обед для группы). Экскурсия в магазин. Нарезание овощей для салата. Уборка со стола после еды.
6. Уборка территории.
Уборка листьев. Уборка снега. Посыпание дорожек песком.
7. Сельскохозяйственный труд.
Приемы работы с секатором. Обрезка сухих веток. Осенняя и весенняя подкормка растений. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление). Прополка клумбы, уход за клумбой.
№ Содержание разделов Кол-во часов
1 Навыки, связанные с гигиеной тела.
ежедневно
2 Уход за бельем и одеждой:
35ч.
виды белья и одежды;
складывание белья и одежды;
развешивание белья и одежды на вешалки;
мелкий ремонт белья и одежды;
стирка белья и одежды.
Практическая работа. 2ч.
14ч.
6ч.
3ч.
4ч.
6ч.
3 Уход за обувью: 19ч.
виды обуви;
оборудование для ухода за обувью;
уход за обувью.
Практическая работа.
4ч.
4ч.
6ч.
5ч.
4 Уборка помещений:
19ч.
виды жилых помещений;
оборудование для уборки жилых помещений;
средства бытовой химии для уборки помещений;
мытье пола, вытирание пыли;
виды мебели;
уход за мебелью;
гигиена жилища.
Практическая работа. 3ч.
3ч.
2ч.
Ежедневно
1ч.
3ч.
1ч.
6ч.
5 Приготовление пищи:
20ч.
столовая посуда и приборы (внешний вид, название и назначение оборудования для мытья посуды, средства бытовой химии, правила безопасности);
оборудование и приспособления для приготовления пищи (устройство, правила и приемы безопасного пользования и ухода за кухонными приборами);
правила гигиены при приготовлении пищи;
приготовление пищи (внешний вид, название и назначение продуктов; внешний вид, название и назначение посуды и кухонных приборов для приготовления пищи; последовательность приготовления салатов, бутербродов, винегрета, супов, блинов и т. д.).
Практическая работа.
3ч.
3ч.
1ч.
7ч.
6ч.
6 Уборка территории:
20ч.
инвентарь для уборки территории;
уборка территории от листьев;
уборка территории от снега.
Практическая работа. 1ч.
1ч.
1ч.
17ч.
7 Сельскохозяйственный труд : 19ч.
садово-огородный инвентарь;
сезонные работы на участке (осенние работы на клумбе; весенние работы на клумбе, территории детского дома; уход за садовыми растениями, полив растений, подкормка, рыхление, прополка);
уход за комнатными растениями, полив растений, летний, зимний полив).
Практическая работа. 1ч.
5ч.
5ч.
8ч.
ИТОГО: 132ч.
Условия реализации программы.
Материально-техническая база, предполагающая наличие специально оборудованного помещения, приспособлений для организации занятий, рабочего материала, наглядных пособий, дидактического материала для занятия.
Примерный перечень оборудования и инвентаря для занятий по хозяйственно-бытовому труду :
Фартуки хлопчатобумажные, фартуки клеенчатые;
перчатки резиновые, перчатки тканевые;
щетки-сметки;
совки столовые, совки для мусора;
тазы, ведра, лейки, подносы;
сервировочный столик;
тряпки для пола, для пыли;
щетки для одежды, щетки-липучки, щетки для обуви;
веники, метлы, лопаты для снега, лопаты совковые;
скребки, грабли, тяпки; секаторы; тачки;
посуда и столовые приборы;
иглы, нитки, пуговицы, крючки.
Результаты усвоения программного материала могут отслеживаться в дневнике наблюдения (+,--) которые воспитатель заполняет в конце каждой четверти.
Дополнительная литература:
1. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью под редакцией Дементьевой Н. Ф., 1993.
2. Коррекционно-образовательная программа для детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, 1998.
3. Тютюнник О. Ю. Программа социально-психологической реабилитации детей с выраженной умственной отсталостью, Новгород, 1998.
4. Экспериментальные программы для специальных (коррекционных) школ для детей со сложными дефектами развития, Архангельск, 1997.
5. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
6. Психолого-педагогическая диагностика под редакцией Левченко И. Ю., Забрамной С. Д., М,2003.
7. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе, СПб, 2002.
8. Гладкая В. В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида,М, 2003.