Нина Голтаева
Цикл занятий по хозяйственно-бытовому труду
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Мытье игрушек
Разновидность деятельности: хозяйственно-бытовой труд.
Программное содержание: формировать у детей навыки хозяйственно-бытового труда во время мытья игрушек, обучать выполнять действия четко по указанию воспитателя, помогать товарищам, закрепить знания о свойствах воды, мыла, соды; воспитывать опрятность, старательность, желание трудиться вместе.
Оборудование: теплая вода, два тазика, мыло, сода, салфетки из ткани, письмо от Мойдодыра, фартуки для детей.
Публикация «Цикл занятий по хозяйственно-бытовому труду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Предшествующая работа: прочитать детям стихотворение «Мойдодыр», рассказать о свойствах соды, закрепить полезные свойства хозяйственного мыла.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу заходит почтальон и сообщает, что на этот адрес пришло письмо от грозного начальника умывальников и командира мочалок.
– Дети, так кто же нам прислал письмо? (Мойдодыр).
Сейчас мы узнаем, что же он хочет нам сообщить.
Чтение письма.
До меня, Повелителя чистоты, дошли слухи, что в вашей группе не все в порядке с игрушками. За целый день на игрушки садится пыль, а пыль – это вредные микробы, и когда малыш берет такую игрушку, микробы попадают к нему. И чтобы не случилось беды – игрушки срочно нужно помыть. Я надеюсь, что вы выполните мое указание.
– Дети, мы сделаем так, как нам велел Мойдодыр?
– А что нам для этого нужно? Я загадаю вам загадки, а вы мне подскажете.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг,
Смоет грязь с лица и с рук? (Вода).
Гладко, душисто, моет чисто. (Мыло).
Дети отгадывают эти загадки.
– А чем полезны эти вещи? (Они нам помогают избавиться от грязи).
– А сейчас мы будем мыть игрушки. В миску, в которую налита теплая вода, добавляем мыло и соду, а в другой миске где чистая вода, игрушки будем споласкивать. Но детей много, и чтобы все выполняли работу, мы распределим обязанности:
1. Я буду мыть игрушки в мыльно-содовом растворе.
2. Первая группа детей будет споласкивать игрушки в чистой воде.
3. Вторая группа будет вытирать игрушки салфетками.
4. Третья группа расставит игрушки на места.
Дети, которые споласкивают игрушки, берут фартуки.
Работа детей и воспитателя.
Когда игрушки расставлены по местам, необходимо обратить внимание детей на то, какими чистыми стали игрушки.
Итог
Воспитатель: Дети, а вы не знаете, почему мы так быстро управились? (Потому что работали вместе).
– И напоследок мы выучим поговорку: «Дружно трудились – совсем не утомились».
– Дети, я надеюсь, что игрушки в нашей группе всегда будут чистыми.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Маленькие хозяева
Разновидность деятельности: хозяйственно-бытовой труд.
Программное содержание: продолжать обучать детей самостоятельно застилать и расстилать постель; формировать представление о хозяйственно-бытовом труде, развивать умение дежурить по столовой, в уголке природы; закреплять умение замечать беспорядок в группе, самостоятельно прибирать в группе; воспитывать любовь к труду, желание трудиться и помогать взрослым.
Оборудование: котенок (игрушка); сюжетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в группу.
Воспитатель. Дети, вы чем-то удивлены? Чем?
Беседа об увиденном.
– Да, действительно, в группе беспорядок. Еще и следы чьи-то? Это вы напроказничали? Нет?
– Как вы думаете, кто мог наследить и это все раскидать?
– Нравится ли вам такая группа?
– Почему нет?
– А что же делать?
– А почему вы должны убирать, не вы же разбросали?
– Когда вы играете в группе, на улице, часто можно услышать: «Я здесь не играл, я убирать не буду!» Как выйти из такой ситуации? Кому еще нужно помогать?
Дидактическая игра «Кому нужна помощь?»
Дети по сюжетным картинкам определяют, кому нужна помощь.
Воспитатель. Как нужно убрать в группе? Сколько у нас игровых зон? Сколько нужно подгрупп? Почему? Как разделиться на подгруппы?
Дети делятся на 6 подгрупп.
Дети. Раз, два, три – трудиться любим мы!
Дети прибирают в игровых зонах.
Беседа об увиденном.
– Как изменилась группа? Почему на аккуратную, прибранную группу приятнее смотреть?
– А кто поддерживает чистоту во всей группе? – Как вы помогаете Валентине Анатольевне? Как вы помогаете мне?
Повторение обязанностей дежурных.
Дидактическая игра «Да или нет».
Физкультминутка.
В группе кто-то походил –
Очень сильно наследил.
Все искать его мы станем,
Под столы, под шкаф заглянем.
Раз – присели, поискали,
Два – устали, снова встали.
Мы увидели следы –
В спальню нас они вели.
Дети заходят в спальню.
Беседа об увиденном.
– А что случилось с нашими кроватками? Прямо как в сказке, на них кто-то лежал. Вы ничего не слышите? Так это же маленький котенок (можно взять настоящую домашнюю кошку или игрушку).
– Он просит прощения, котенок поиграл, а игрушки на место не положил, захотел спать. На всех кроватках полежал, а заправить их не смог.
– Дети, что делать с котенком? Дать ему имя? Какое? Оставить в группе? Зачем? Чему вы можете его научить?
– Прежде всего застилать кровать.
– Какое белье есть на ваших кроватях? Чтобы расстелить кровать, что вы сначала делаете? Куда вы вешаете накидку с подушки? Куда кладете подушку? Почему нельзя ее класть на чужую кровать или на пол? Как расстелить покрывало? А может, его снять и на полу свернуть, так удобнее будет? Почему нельзя? Куда положим покрывало? В какой последовательности застилаем кровать? Как правильно постелить покрывало? Как поставим подушку?
– Приберите, пожалуйста, свои кроватки.
Дети застилают свои кровати.
Итог
Воспитатель: Молодцы, дети, кажется, котик уже умеет прибирать кроватку. А теперь можно и поиграть. Какие игры вы предложите котику? Не забывайте показывать котику только хороший пример.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Помоем игрушки
Разновидность деятельности: хозяйственно-бытовой труд.
Программное содержание: усовершенствовать умение детей мыть игрушки; учить взаимодействовать вчетвером при организации труда по типу обще-последовательного (двое моют игрушки, третий споласкивает, четвертый вытирает насухо); тренировать в выполнении обязанностей бригадира; воспитывать склонность к сотрудничеству и взаимопомощи.
Оборудование: 2-3 стола, ведерки, ванночки для мытья и споласкивания игрушек, подносы, мыльницы с мылом, мочалки, чистые сухие тряпки, фартуки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу забегает мальчик Грязнуля, бегает по комнате, трогает игрушки руками, смеется и убегает.
Воспитатель: Кто это? Что же он наделал? Придется мыть игрушки? А зачем это надо делать? А как вы дома помогаете взрослым? (Рассказы детей).
Я думаю, что каждый из вас похож вот на такую маленькую хозяюшку, про которую рассказывается в стишке.
МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЙКА
Чисто на кухне, порядок повсюду,
умница Саша помыла посуду,
вытерла чашки, стаканы и ложки,
брючки почистила, шапку, сапожки.
Майки сложила, носки и чулочки,
мокрые все просушила платочки,
в зал усадила с любовью игрушки
и села звонить своей лучшей подружке.
(Галина Лифанова)
Воспитатель. А сейчас, для того, чтобы хорошо поработать и чисто вымыть все игрушки, мы разделимся на команды. А в этом нам поможет игра «Собери листики».
По числу детей приготовлены листики разных цветов. Каждый ребенок берет один листик, а потом объединяются в команды по цвету листиков.
Вот и готовы команды.
Воспитатель дает детям возможность самостоятельно или с помощью считалки выбрать бригадира команды.
Воспитатель. Вы уже знаете, что именно надо взять для мытья игрушек.
Воспитатель показывает стол, за которым дети будут мыть игрушки. Ставит их в условия самостоятельного распределения частей трудового поручения, подготовки места выполнения работы. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает полезные требования и предложения членов бригад, поощряет инициативу детей в оказании помощи другим участникам работы.
Стук в двери. В группу заходит кукла Мальчик Помогай. Здоровается с детьми.
Воспитатель. Дети, кто это к нам пришел?
Читает стихотворение «Мальчик Помогай».
По земле из края в край
Ходит мальчик Помогай.
Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.
Зачерпнул ведро воды,
Взял и полил две гряды.
Землекопы роют пруд —
Он и с ними делит труд.
Возит вырытый песок —
Ах, кряхтит его возок.
Всем и каждому помог
Помогай чем только мог.
Столяру и кузнецу,
Брату, матери, отцу.
Что за славный этот край,
Где растет наш Помогай.
(П. Воронько)
Давайте покажем Помогаю, как мы все вместе мыли игрушки.
Игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем».
Итог
Воспитатель. Молодцы, дети, хорошо потрудились. Время и отдохнуть.
Подвижная игра «Мы веселые ребята».
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Уборка в игровых зонах
Разновидность деятельности: хозяйственно-бытовой труд.
Программное содержание: продолжать формировать умение детей протирать влажной и сухой тряпочкой игрушки, подлежащие влажной обработке – деревянные, металлические, пластмассовые, строительный материал, кукольную мебель и др. ; продолжать формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи; ознакомить с обязанностями бригадира; воспитывать умение работать подгруппами, выполнять указания.
Оборудование: ведерки, ванночки, чистые сухие тряпки, фартуки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в группу: на коврике разбросаны игрушки из разных игровых зон.
Воспитатель. Что это, дети? Что случилось? Кто же это натворил, раскидал да еще и испачкал все наши игрушки? Теперь они все перепутались. Как же нам их собрать? А давайте мы разделимся на команды, и каждая команда соберет игрушки из игровой зоны, которую для себя выберет. (Дети делятся на команды по желанию).
А сейчас мы выберем бригадира каждой команды. Кто больше вспомнит пословиц о труде, тот и будет бригадиром.
«Лень хуже болезни».
«Мала пчелка, да и та работает».
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
«Хочешь есть калачи — не сиди на печи».
«Труд человека красит».
«Хочешь быть счастливым, расти трудолюбивым».
Воспитатель. Ну что ж, а теперь будем собирать игрушки. А чтобы нам было веселее работать, поиграем в игру.
Игра «Чья команда быстрее соберет игрушки».
Под музыку каждая команда собирает игрушки в выбранной игровой зоне.
Воспитатель. Дети, вы уже раньше убирали в игровых уголках – вытирали и раскладывали игрушки. Давайте посмотрим, что сейчас здесь надо сделать. (Вытереть кукольную мебель, строительный материал, прибрать в гаражах для машин).
Воспитатель. Подготовьтесь к работе. (Дети засучивают рукава, надевают фартуки).
Бригадир назначает, кому принести ванночки, кто нальет воду в ванночки, кто возьмет тряпки. Потом назначает, кто какие игрушки будет вытирать.
Во время выполнения дошкольниками задания воспитатель берет на себя ту часть работы, которую не может поручить детям: вытирает верхние полки в шкафах, стеллажи. Контролирует поведение детей. Обращает внимание не только на старание детей, а и на характер взаимодействия: как они обращаются друг к другу, помогают ли товарищам. По необходимости поддерживает справедливые требования бригадира.
Итог
Воспитатель. Вот и закончили мы работу, а теперь каждый оценит свой труд.
Дидактическая игра «Составь рассказ».