Мария Грошева
Программа наставничества «Мы — профессионалы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Обоснование актуальности организации практики наставничества в ДОУ
На современном рынке труда на Дальнем Востоке и в городе Южно-Сахалинск, в частности, отмечается дефицит педагогических кадров и рост дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, где профессии воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога – одни из самых востребованных. Поэтому подготовка педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений стало одним из приоритетных направлений системы образования Сахалинской области.
Темочки:
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа наставника, тьютера. Наставничество
- Темочки
Современному дошкольному образовательному учреждению нужен такой педагог, который умеет найти подход к каждому ребёнку, проявить любовь и терпение, заботу о состоянии здоровья детей. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогу по работе с детьми дошкольного возраста уже недостаточно в совершенстве знать основы дошкольной педагогики и детской психологии. Он должен еще интересно и доступно для каждого ребёнка показать и объяснить учебный материал, мотивировать их на совместный поиск «открытий». Кроме того, педагогу важно уметь использовать инновационные образовательные технологии в развития задатков и способностей детей с учётом особенности их возраста и индивидуального развития.
Заведующие ДОУ, как потенциальные работодатели, заинтересованы в трудоустройстве молодых квалифицированных специалистов, имеющих свежий и креативный взгляд на свою педагогическую работу, желание работать с детьми и совершенствоваться в выбранной профессии.
Однако, многие студенты не заканчивают выбранное ими учебное учреждение, вынужденно уходя из педагогической профессии ещё во время обучения либо разочаровавшись в своих способностях и личностных качествах или из-за проблем, мешающих их профессиональному становлению. В связи с этим, для руководителей дошкольных учреждений области стал особо актуальным сотрудничество с учебными заведениями нашего города ещё на этапе формирования из студента, профессионально-адаптированного и компетентного молодого специалиста во время их педагогической практики.
Практика, как вид учебных занятий, является формой профессионального становления будущих педагогов и позволяет синтезировать полученные ими теоретические знания и практический опыт, формирует профессиональную направленность и устойчивый интерес к выбранной профессии. Она длится не менее 4 часов в день и происходит непосредственно на их будущем рабочем месте – в дошкольной группе детского сада, что затрагивает реально возникающие педагогические ситуации, обеспечивая практическую подготовку студентов к разным аспектам и направлениям их будущей деятельности, закреплению профессионально важных качеств личности, а также знаний, умений и навыков. В связи с чем, мотивация будущих педагогов к профессиональному росту и удовлетворённость их выбранной профессией во многом будет зависеть как от первого опыта общения с детьми и их родителями, так и методической помощи наставника, и поддержки заведующего дошкольным образовательным учреждением в период прохождения ими педагогической практики.
Заведующий, как будущий работодатель, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, в практике студентов принимают непосредственное участие: они знакомят с системой работы и организационно- управленческой структурой дошкольного учреждения, с его традициями и достижениями педагогического коллектива. Взаимодействие с «молодыми кадрами» позволяет представителям администрации оценить их педагогические способности и создать пары с таким педагогом-наставником, который бы смог мотивировать их на профессиональное самосовершенствование в выбранной профессии.
Наставник, в свою очередь, помогает студентам / молодым специалистам, молодым педагогическим работникам, не имеющих трудовой стаж педагогической деятельности в ДОУ или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет, быстрее адаптироваться в педагогическом коллективе, выявляет возможные психологические проблемы и трудности, мешающие самореализации в работе с детьми. В ходе работы оказывается методическая помощь:
• показывая, каким должен быть современный педагог и осознать, в каком направлении им нужно совершенствоваться в дальнейшем, чтобы соответствовать данному имиджу, какие необходимо развить личностные качества и коммуникативные умения;
• помогая овладеть организацией различных видов деятельности дошкольников, получить профессиональный опыт реализации игровых и инновационных технологий в образовательном процессе;
• давая возможность будущим педагогам (специалистам: учителям-логопедам, педагогам-психологам, учителям-дефектологам) попробовать себя в общении с детьми, в установлении взаимопонимания с родителями (законными представителями) воспитанников.
Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и вузы, получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:
• слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
• неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;
• недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОО не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
МБДОУ №28 полностью отвечает современным требованиям ФГОС дошкольного образования, оснащён дидактическими и техническими средствами обучения, укомплектован квалифицированными педагогическими кадрами, способными в качестве наставников сопровождать реализацию будущего педагога в профессии, что полностью соответствует условиям, предъявляемым к ДОУ для организации базовых площадок практики студентов.
Социальным партнёром выступает Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сахалинский государственный университет» (в дальнейшем – ФГБОУ ВО «СахГУ») обучающий студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование», профили «Педагогика и психология дошкольного образования», «Психология образования», «Олигофренопедагогика», «Логопедия». С МБДОУ №28 и ФГБОУ ВО «СахГУ» заключен договор о сотрудничестве, определяющий права и обязанности сторон, содержание и планируемые результаты практики студентов.
• наставники – старший воспитатель, воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи дошкольного учреждения, непосредственно работающие в группах со студентами в период педагогической практики, а также оказывающие помощь коллегам, не имеющим достаточного педагогического опыта;
• молодые специалисты – педагогические работники, не имеющие трудовой стаж педагогической деятельности в ДОУ или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет
• студенты ФГБОУ ВО «СахГУ», проходящие на группах дошкольного возраста педагогическую практику.
Внедрение в дошкольном учреждении практики наставничества «работодатель – студент» позволит студентам совершенствовать своё педагогическое мастерство под руководством опытного педагога-наставника и обеспечивает работодателю решение кадровой проблемы закрепления молодых специалистов на свободных вакансиях в ДОУ.
Новизна практики заключается в реализации практико-ориентированной модели наставничества «работодатель – студент» в дошкольном образовательном учреждении, которая сопровождает весь процесс подготовки студентов, начиная с ознакомительной практики и заканчивая их преддипломной работой на выпуске из педагогического учебного заведения, способствуя росту потребности в саморазвитии, удовлетворённости выбранной специальностью и дальнейшему трудоустройству в детский сад. Педагогам не имеющих достаточного опыта опытными коллегами оказывается помощь в познание себя и ориентация на ценности саморазвития, в качественном изменение отношений в коллективе, в стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь, в росте профессиональной и методической компетенции молодых специалистов, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что обучение под руководством опытного наставника содержит минимум теории и делается акцент на практической стороне труда воспитателя, учителя- логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога помогает им углубить теоретические знания и совершенствовать профессиональное мастерство, формировать позитивный опыт решения профессиональных задач.
Нормативно-правовой базой для разработки данного проекта наставничества выступили следующие документы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• ФГОС дошкольного образования
• Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
• Письмо Министерства просвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»);
• Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (2021 г.).
Цель программы наставничества: показать возможность подготовки в условиях дошкольного образовательного учреждения педагогически компетентного будущего педагога детского сада, способного к саморазвитию в профессии под руководством работодателя и опытного педагога-наставника.
Объект – практика наставничества «работодатель – студент» / «педагог-педагог».
Предмет – методическое сопровождение становления будущего педагога / молодого педагога через интеграцию работы работодателя и наставнических групп в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели для всех участников программы наставничества были поставлены следующие задачи:
Для работодателя:
• Разработать нормативные акты реализации практики наставничества в дошкольном образовательном учреждении.
• Апробировать дорожную карту реализации целевой модели наставничества.
• Закрепить для методического сопровождения практики группы студентов с опытными педагогами, способными оценить риск возникновения у студентов разных проблем психологического либо методического плана, предупредить или разрешить их в педагогическом процессе;
• Привлечь к работе со студентами для повышения их психологической самооценки и методической грамотности педагога-психолога, и воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
• Оценить эффективность методического сопровождения наставником педагогической практики студентов.
Для наставника:
• Разработать на основе содержания практики студентов программу методического сопровождения становления в профессии и апробировать её в условиях детского сада.
• Стимулировать устойчивый интерес студентов к педагогической профессии рост их компетентности через совместный анализ специфики труда, профессиональных обязанностей и качеств личности педагога, его отчётной документации и возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.
• Способствовать адаптации студентов к условиям и режиму работы детского сада, повышению их психологической самооценки, уверенности в себе и стрессоустойчивости в нестандартных педагогических ситуациях с детьми дошкольного возраста и их родителями за счёт интеграции усилий педагогов-наставников.
• Оказать помощь при возникновении у студентов проблемных ситуаций психологического или методического плана, мотивировать их к саморазвитию в будущей профессии за счёт осознания её социальной значимости.
• Побудить студентов к овладению навыками планирования разных видов деятельности детей дошкольного возраста, форм и методов организации образовательного процесса, самооценки своей деятельности, умению работать в паре с наставником и в команде с коллегами для повышения методической грамотности.
Для студентов / молодых педагогов:
• Познакомиться с условиями работы в детском саду, с педагогическим коллективом, его достижениями и сложившимися традициями, с нормативно- правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения и обязанности воспитателя, учителя-логопеда, учителя- дефектолога, педагога-психолога.
• Расширить представление об основах методической работы с детьми дошкольного возраста, о содержании примерных и вариативных программ дошкольного образования, рабочей программы педагога.
• Узнать основы планирования педагогического процесса и овладеть методикой организации разных форм работы с дошкольниками, научиться правильно вести документацию, необходимую в работе педагога.
• Приобрести в процессе совместной работе с наставником и педагогом- психологом сада практические умения организации игровой деятельности, разрешения конфликтов в общении с дошкольниками и их родителями (законными представителями).
• Выявить важные качества личности и умения, необходимые для дальнейшего самосовершенствования в выбранной профессии.
Реализуемая система методического сопровождения студентов и молодых педагогов в наставнических группах основывается на следующих принципах:
• открытости и готовности к сотрудничеству, согласованности действий и оценок деятельности – предполагающее совместное обсуждение конкретных педагогических задач и способов их решения;
• диалога во взаимодействии, т. е. полноценного межличностного общения студента с узкими специалистами и другими педагогами детского сада при решении образовательной проблемы;
• профессиональной целесообразности – подбор наставником форм и методов работы, направленных на профессиональное совершенствование студента, формирование у него важных качеств личности, знаний и умений;
• самоопределения и саморазвития – т. е. создание условий для осознания студентом ценности и значимости выбранной деятельности, своих возможностей в педагогических ситуациях;
• психологической помощи и поддержки – т. е. создание условий для осознания личностных качеств и способностей, направлений личностного роста для достижения успеха в профессии.
Необходимые условия реализации программы
Кадровые:
Создание условий для подготовки педагогов с высокой квалификацией и стажем работы к наставнической деятельности со студентами;
Подготовка педагогов к наставнической деятельности посредством проведения для них консультации о социальной значимости наставничества в педагогической деятельности и цикла семинаров по организации разных форм работы с наставляемыми.
Материально-технические:
Обогащение в ДОУ развивающей предметно-пространственной и методической среды, стимулирующей творческую активность педагогов.
Оснащение кабинетов техническими средствами, подборкой видеозаписей и методической литературы по организации наставничества в ДОУ.
Учебно-методические:
Подготовка следующих нормативных документов:
• Положения о наставничестве, приказов о внедрении модели наставничества «работодатель-студент», о назначении наставниками студентов квалифицированных педагогов с большим педагогическим стажем работы;
• организация для педагогов семинаров и практикума по подготовке программы наставничества и обобщению опыта наставничества со студентами;
• комплектование банка методических материалов и разработок педагогов по реализации опыта наставничества;
• организация мониторинговых исследований, определение эффективности и дальнейших перспектив развития программы.
Организационные:
• организация наставнических групп, где каждый участник – и наставник, и студент – имеет активную позицию и заинтересованность в повышении профессионального мастерства;
• посещение разных мероприятий, организуемых в рамках методической работы ДОУ, проведение совместного с наставником анализа содержания примерных и вариативных программ дошкольного образования, методикой планирования педагогического процесса с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.
Возможные риски при реализации программы наставничества и меры, предпринимаемые для их минимизации
Риски Меры для их минимизации
Работодатель Недостаточный уровень подготовки педагогов ДОУ к осуществлению наставничества Проведение в ДОУ разных форм методической работы, в том числе семинаров, практикумов и мастер-классов, направленных на стимулирование участия педагогов в наставнической деятельности со студентами.
Дополнительная нагрузка и как следствие отказ педагогов от участия в программе Представление программы на педагогическом совете и собрании трудового коллектива, организация методической помощи педагогам в качестве педагога-наставника, привлечение материального стимулирования при оплате труда педагогов.
Педагоги-наставники Отсутствие опыта наставничества Дифференцированный подход в выборе наставников, организация разных форм работы по обучению педагогов наставничеству, увлечение их возможностью транслировать свой опыт молодым.
Отсутствие заинтересованности в работе в качестве наставника Объяснение роли и значимости наставника в формировании у студентов профессионального мастерства, материальное стимулирование и повышение социального статуса педагога в ДОУ.
Студенты / молодые педагоги Отсутствие заинтересованности в работе в качестве педагога (специалиста) Проведение наставником со студентом индивидуальных форм работы (беседы, тренинга и пр.) о социальной значимости профессии педагога, наличии в ней возможностей для творческого роста и развития.
Отсутствие в паре с наставником отношений сотрудничества Проведение представителями администрации ДОУ (заместителем заведующего по ВМР, старшим воспитателем и др.) с педагогом индивидуальных форм работы (беседы, консультации, тренинга, способствующих развитию коммуникации и установлению отношений сотрудничества.
Заключение
От реализации программы наставничества ожидаем следующие результаты:
Заведующий ДОУ, как работодатель:
• разработает нормативно-правовую документацию реализации в ДОУ модели наставничества «работодатель-студент» / «педагог-педагог», а именно:
• положение о наставничестве в ДОУ;
• приказы о внедрении в ДОУ целевой модели наставничества «работодатель-студент» / «педагог-педагог», об утверждении наставников и наставнических групп со студентами и молодыми педагогами;
• сформирует группу педагогов-наставников для работы со студентами;
• апробирует дорожную карту реализации целевой модели наставничества;
• внесёт в отчёт о результатах самообследования деятельности ДОУ результаты апробации модели наставничества «работодатель-студент» / «педагог-педагог»;
• разрешит кадровую проблему за счёт закрепления молодых специалистов на свободных вакансиях в ДОУ;
• повысит рейтинг образовательного учреждения за счёт распространения результатов сотрудничества с ФГБОУ ВО «СахГУ».
Педагоги-наставники:
• разработают программу методического сопровождения практики студентов и апробируют её в условиях дошкольных групп сада;
• проанализируют совместно с работодателем выявленные у студентов в процессе практики важные для работы психологические качества и умения, а также затруднения психологического и методического плана;
• оценят свой профессиональный рост и необходимость повышения квалификации для работы в качестве наставника;
• подготовят практические рекомендации по планированию и организации разных видов деятельности с детьми дошкольного возраста.
Студенты:
• адаптируются к педагогическому коллективу, узнают особенности работы с детьми с дошкольного возраста;
• познакомятся с режимом работы детского сада, с должностными обязанностями воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога- психолога, с нормативными документами, регламентирующими его деятельность;
• овладеют содержанием примерных и вариативных программ дошкольного образования, методикой организации разных форм и методов работы, приобретут навыки планирования педагогической работы с детьми дошкольного возраста;
• выявят в совместной работе с наставником и педагогом-психологом детского сада свои профессионально важные качества личности и умения;
• определятся с правильностью выбора профессии и наметят направления личностного роста для дальнейшего самосовершенствования.
Молодые педагоги:
• повысят уровень профессиональной подготовки и квалификации;
• получат положительный настрой в профессиональной деятельности;
• быстрее достигнут рабочих показателей, необходимых ДОУ;
• будут использовать накопленный наставниками опыт;
• отрегулируется текучесть кадров;
• увеличится доля молодых педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
Средствами контроля и обеспечения достоверности результатов деятельности, которые позволят нам на заключительном этапе работы оценить достижение критериев оценки результатов, выступят мониторинг документации студентов о прохождении практики, анализ данных анкетирования студентов об удовлетворённости практикой работы с наставником в условиях ДОУ и овладения ими навыками работы с дошкольниками, рост мотивации студентов к дальнейшему совершенствованию в выбранной профессии, оценка закрепления молодых в профессии и трудоустройство в сад.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей ООД с детьми.
Молодые педагоги создают портфолио достижений на персональном сайте, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия, мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности.
Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, этому методу отдается значительное предпочтение. Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги проходят аттестацию на первую квалификационную категорию по должности «воспитатель», участвуют в профессиональных конкурсах, на заседаниях городских педагогических сообществах.
В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.