Папки-передвижки

Программа наставничества «Мы — профессионалы»

Мария Грошева
Программа наставничества «Мы — профессионалы»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Обоснование актуальности организации практики наставничества в ДОУ

На современном рынке труда на Дальнем Востоке и в городе Южно-Сахалинск, в частности, отмечается дефицит педагогических кадров и рост дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, где профессии воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога – одни из самых востребованных. Поэтому подготовка педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений стало одним из приоритетных направлений системы образования Сахалинской области.

Темочки:

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен такой педагог, который умеет найти подход к каждому ребёнку, проявить любовь и терпение, заботу о состоянии здоровья детей. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогу по работе с детьми дошкольного возраста уже недостаточно в совершенстве знать основы дошкольной педагогики и детской психологии. Он должен еще интересно и доступно для каждого ребёнка показать и объяснить учебный материал, мотивировать их на совместный поиск «открытий». Кроме того, педагогу важно уметь использовать инновационные образовательные технологии в развития задатков и способностей детей с учётом особенности их возраста и индивидуального развития.

Заведующие ДОУ, как потенциальные работодатели, заинтересованы в трудоустройстве молодых квалифицированных специалистов, имеющих свежий и креативный взгляд на свою педагогическую работу, желание работать с детьми и совершенствоваться в выбранной профессии.

Однако, многие студенты не заканчивают выбранное ими учебное учреждение, вынужденно уходя из педагогической профессии ещё во время обучения либо разочаровавшись в своих способностях и личностных качествах или из-за проблем, мешающих их профессиональному становлению. В связи с этим, для руководителей дошкольных учреждений области стал особо актуальным сотрудничество с учебными заведениями нашего города ещё на этапе формирования из студента, профессионально-адаптированного и компетентного молодого специалиста во время их педагогической практики.

Практика, как вид учебных занятий, является формой профессионального становления будущих педагогов и позволяет синтезировать полученные ими теоретические знания и практический опыт, формирует профессиональную направленность и устойчивый интерес к выбранной профессии. Она длится не менее 4 часов в день и происходит непосредственно на их будущем рабочем месте – в дошкольной группе детского сада, что затрагивает реально возникающие педагогические ситуации, обеспечивая практическую подготовку студентов к разным аспектам и направлениям их будущей деятельности, закреплению профессионально важных качеств личности, а также знаний, умений и навыков. В связи с чем, мотивация будущих педагогов к профессиональному росту и удовлетворённость их выбранной профессией во многом будет зависеть как от первого опыта общения с детьми и их родителями, так и методической помощи наставника, и поддержки заведующего дошкольным образовательным учреждением в период прохождения ими педагогической практики.

Заведующий, как будущий работодатель, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, в практике студентов принимают непосредственное участие: они знакомят с системой работы и организационно- управленческой структурой дошкольного учреждения, с его традициями и достижениями педагогического коллектива. Взаимодействие с «молодыми кадрами» позволяет представителям администрации оценить их педагогические способности и создать пары с таким педагогом-наставником, который бы смог мотивировать их на профессиональное самосовершенствование в выбранной профессии.

Наставник, в свою очередь, помогает студентам / молодым специалистам, молодым педагогическим работникам, не имеющих трудовой стаж педагогической деятельности в ДОУ или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет, быстрее адаптироваться в педагогическом коллективе, выявляет возможные психологические проблемы и трудности, мешающие самореализации в работе с детьми. В ходе работы оказывается методическая помощь:

• показывая, каким должен быть современный педагог и осознать, в каком направлении им нужно совершенствоваться в дальнейшем, чтобы соответствовать данному имиджу, какие необходимо развить личностные качества и коммуникативные умения;

• помогая овладеть организацией различных видов деятельности дошкольников, получить профессиональный опыт реализации игровых и инновационных технологий в образовательном процессе;

• давая возможность будущим педагогам (специалистам: учителям-логопедам, педагогам-психологам, учителям-дефектологам) попробовать себя в общении с детьми, в установлении взаимопонимания с родителями (законными представителями) воспитанников.

Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и вузы, получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:

• слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;

• неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;

• недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.

В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОО не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.

МБДОУ №28 полностью отвечает современным требованиям ФГОС дошкольного образования, оснащён дидактическими и техническими средствами обучения, укомплектован квалифицированными педагогическими кадрами, способными в качестве наставников сопровождать реализацию будущего педагога в профессии, что полностью соответствует условиям, предъявляемым к ДОУ для организации базовых площадок практики студентов.

Социальным партнёром выступает Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сахалинский государственный университет» (в дальнейшем – ФГБОУ ВО «СахГУ») обучающий студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование», профили «Педагогика и психология дошкольного образования», «Психология образования», «Олигофренопедагогика», «Логопедия». С МБДОУ №28 и ФГБОУ ВО «СахГУ» заключен договор о сотрудничестве, определяющий права и обязанности сторон, содержание и планируемые результаты практики студентов.

• наставники – старший воспитатель, воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи дошкольного учреждения, непосредственно работающие в группах со студентами в период педагогической практики, а также оказывающие помощь коллегам, не имеющим достаточного педагогического опыта;

• молодые специалисты – педагогические работники, не имеющие трудовой стаж педагогической деятельности в ДОУ или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет

• студенты ФГБОУ ВО «СахГУ», проходящие на группах дошкольного возраста педагогическую практику.

Внедрение в дошкольном учреждении практики наставничества «работодатель – студент» позволит студентам совершенствовать своё педагогическое мастерство под руководством опытного педагога-наставника и обеспечивает работодателю решение кадровой проблемы закрепления молодых специалистов на свободных вакансиях в ДОУ.

Новизна практики заключается в реализации практико-ориентированной модели наставничества «работодатель – студент» в дошкольном образовательном учреждении, которая сопровождает весь процесс подготовки студентов, начиная с ознакомительной практики и заканчивая их преддипломной работой на выпуске из педагогического учебного заведения, способствуя росту потребности в саморазвитии, удовлетворённости выбранной специальностью и дальнейшему трудоустройству в детский сад. Педагогам не имеющих достаточного опыта опытными коллегами оказывается помощь в познание себя и ориентация на ценности саморазвития, в качественном изменение отношений в коллективе, в стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь, в росте профессиональной и методической компетенции молодых специалистов, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что обучение под руководством опытного наставника содержит минимум теории и делается акцент на практической стороне труда воспитателя, учителя- логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога помогает им углубить теоретические знания и совершенствовать профессиональное мастерство, формировать позитивный опыт решения профессиональных задач.

Нормативно-правовой базой для разработки данного проекта наставничества выступили следующие документы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

• ФГОС дошкольного образования

• Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

• Письмо Министерства просвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»);

• Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (2021 г.).

Цель программы наставничества: показать возможность подготовки в условиях дошкольного образовательного учреждения педагогически компетентного будущего педагога детского сада, способного к саморазвитию в профессии под руководством работодателя и опытного педагога-наставника.

Объект – практика наставничества «работодатель – студент» / «педагог-педагог».

Предмет – методическое сопровождение становления будущего педагога / молодого педагога через интеграцию работы работодателя и наставнических групп в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели для всех участников программы наставничества были поставлены следующие задачи:

Для работодателя:

• Разработать нормативные акты реализации практики наставничества в дошкольном образовательном учреждении.

• Апробировать дорожную карту реализации целевой модели наставничества.

• Закрепить для методического сопровождения практики группы студентов с опытными педагогами, способными оценить риск возникновения у студентов разных проблем психологического либо методического плана, предупредить или разрешить их в педагогическом процессе;

• Привлечь к работе со студентами для повышения их психологической самооценки и методической грамотности педагога-психолога, и воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

• Оценить эффективность методического сопровождения наставником педагогической практики студентов.

Для наставника:

• Разработать на основе содержания практики студентов программу методического сопровождения становления в профессии и апробировать её в условиях детского сада.

• Стимулировать устойчивый интерес студентов к педагогической профессии рост их компетентности через совместный анализ специфики труда, профессиональных обязанностей и качеств личности педагога, его отчётной документации и возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

• Способствовать адаптации студентов к условиям и режиму работы детского сада, повышению их психологической самооценки, уверенности в себе и стрессоустойчивости в нестандартных педагогических ситуациях с детьми дошкольного возраста и их родителями за счёт интеграции усилий педагогов-наставников.

• Оказать помощь при возникновении у студентов проблемных ситуаций психологического или методического плана, мотивировать их к саморазвитию в будущей профессии за счёт осознания её социальной значимости.

• Побудить студентов к овладению навыками планирования разных видов деятельности детей дошкольного возраста, форм и методов организации образовательного процесса, самооценки своей деятельности, умению работать в паре с наставником и в команде с коллегами для повышения методической грамотности.

Для студентов / молодых педагогов:

• Познакомиться с условиями работы в детском саду, с педагогическим коллективом, его достижениями и сложившимися традициями, с нормативно- правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения и обязанности воспитателя, учителя-логопеда, учителя- дефектолога, педагога-психолога.

• Расширить представление об основах методической работы с детьми дошкольного возраста, о содержании примерных и вариативных программ дошкольного образования, рабочей программы педагога.

• Узнать основы планирования педагогического процесса и овладеть методикой организации разных форм работы с дошкольниками, научиться правильно вести документацию, необходимую в работе педагога.

• Приобрести в процессе совместной работе с наставником и педагогом- психологом сада практические умения организации игровой деятельности, разрешения конфликтов в общении с дошкольниками и их родителями (законными представителями).

• Выявить важные качества личности и умения, необходимые для дальнейшего самосовершенствования в выбранной профессии.

Реализуемая система методического сопровождения студентов и молодых педагогов в наставнических группах основывается на следующих принципах:

• открытости и готовности к сотрудничеству, согласованности действий и оценок деятельности – предполагающее совместное обсуждение конкретных педагогических задач и способов их решения;

• диалога во взаимодействии, т. е. полноценного межличностного общения студента с узкими специалистами и другими педагогами детского сада при решении образовательной проблемы;

• профессиональной целесообразности – подбор наставником форм и методов работы, направленных на профессиональное совершенствование студента, формирование у него важных качеств личности, знаний и умений;

• самоопределения и саморазвития – т. е. создание условий для осознания студентом ценности и значимости выбранной деятельности, своих возможностей в педагогических ситуациях;

• психологической помощи и поддержки – т. е. создание условий для осознания личностных качеств и способностей, направлений личностного роста для достижения успеха в профессии.

Необходимые условия реализации программы

Кадровые:

Создание условий для подготовки педагогов с высокой квалификацией и стажем работы к наставнической деятельности со студентами;

Подготовка педагогов к наставнической деятельности посредством проведения для них консультации о социальной значимости наставничества в педагогической деятельности и цикла семинаров по организации разных форм работы с наставляемыми.

Материально-технические:

Обогащение в ДОУ развивающей предметно-пространственной и методической среды, стимулирующей творческую активность педагогов.

Оснащение кабинетов техническими средствами, подборкой видеозаписей и методической литературы по организации наставничества в ДОУ.

Учебно-методические:

Подготовка следующих нормативных документов:

• Положения о наставничестве, приказов о внедрении модели наставничества «работодатель-студент», о назначении наставниками студентов квалифицированных педагогов с большим педагогическим стажем работы;

• организация для педагогов семинаров и практикума по подготовке программы наставничества и обобщению опыта наставничества со студентами;

• комплектование банка методических материалов и разработок педагогов по реализации опыта наставничества;

• организация мониторинговых исследований, определение эффективности и дальнейших перспектив развития программы.

Организационные:

• организация наставнических групп, где каждый участник – и наставник, и студент – имеет активную позицию и заинтересованность в повышении профессионального мастерства;

• посещение разных мероприятий, организуемых в рамках методической работы ДОУ, проведение совместного с наставником анализа содержания примерных и вариативных программ дошкольного образования, методикой планирования педагогического процесса с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

Возможные риски при реализации программы наставничества и меры, предпринимаемые для их минимизации

Риски Меры для их минимизации

Работодатель Недостаточный уровень подготовки педагогов ДОУ к осуществлению наставничества Проведение в ДОУ разных форм методической работы, в том числе семинаров, практикумов и мастер-классов, направленных на стимулирование участия педагогов в наставнической деятельности со студентами.

Дополнительная нагрузка и как следствие отказ педагогов от участия в программе Представление программы на педагогическом совете и собрании трудового коллектива, организация методической помощи педагогам в качестве педагога-наставника, привлечение материального стимулирования при оплате труда педагогов.

Педагоги-наставники Отсутствие опыта наставничества Дифференцированный подход в выборе наставников, организация разных форм работы по обучению педагогов наставничеству, увлечение их возможностью транслировать свой опыт молодым.

Отсутствие заинтересованности в работе в качестве наставника Объяснение роли и значимости наставника в формировании у студентов профессионального мастерства, материальное стимулирование и повышение социального статуса педагога в ДОУ.

Студенты / молодые педагоги Отсутствие заинтересованности в работе в качестве педагога (специалиста) Проведение наставником со студентом индивидуальных форм работы (беседы, тренинга и пр.) о социальной значимости профессии педагога, наличии в ней возможностей для творческого роста и развития.

Отсутствие в паре с наставником отношений сотрудничества Проведение представителями администрации ДОУ (заместителем заведующего по ВМР, старшим воспитателем и др.) с педагогом индивидуальных форм работы (беседы, консультации, тренинга, способствующих развитию коммуникации и установлению отношений сотрудничества.

Заключение

От реализации программы наставничества ожидаем следующие результаты:

Заведующий ДОУ, как работодатель:

• разработает нормативно-правовую документацию реализации в ДОУ модели наставничества «работодатель-студент» / «педагог-педагог», а именно:

• положение о наставничестве в ДОУ;

• приказы о внедрении в ДОУ целевой модели наставничества «работодатель-студент» / «педагог-педагог», об утверждении наставников и наставнических групп со студентами и молодыми педагогами;

• сформирует группу педагогов-наставников для работы со студентами;

• апробирует дорожную карту реализации целевой модели наставничества;

• внесёт в отчёт о результатах самообследования деятельности ДОУ результаты апробации модели наставничества «работодатель-студент» / «педагог-педагог»;

• разрешит кадровую проблему за счёт закрепления молодых специалистов на свободных вакансиях в ДОУ;

• повысит рейтинг образовательного учреждения за счёт распространения результатов сотрудничества с ФГБОУ ВО «СахГУ».

Педагоги-наставники:

• разработают программу методического сопровождения практики студентов и апробируют её в условиях дошкольных групп сада;

• проанализируют совместно с работодателем выявленные у студентов в процессе практики важные для работы психологические качества и умения, а также затруднения психологического и методического плана;

• оценят свой профессиональный рост и необходимость повышения квалификации для работы в качестве наставника;

• подготовят практические рекомендации по планированию и организации разных видов деятельности с детьми дошкольного возраста.

Студенты:

• адаптируются к педагогическому коллективу, узнают особенности работы с детьми с дошкольного возраста;

• познакомятся с режимом работы детского сада, с должностными обязанностями воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога- психолога, с нормативными документами, регламентирующими его деятельность;

• овладеют содержанием примерных и вариативных программ дошкольного образования, методикой организации разных форм и методов работы, приобретут навыки планирования педагогической работы с детьми дошкольного возраста;

• выявят в совместной работе с наставником и педагогом-психологом детского сада свои профессионально важные качества личности и умения;

• определятся с правильностью выбора профессии и наметят направления личностного роста для дальнейшего самосовершенствования.

Молодые педагоги:

• повысят уровень профессиональной подготовки и квалификации;

• получат положительный настрой в профессиональной деятельности;

• быстрее достигнут рабочих показателей, необходимых ДОУ;

• будут использовать накопленный наставниками опыт;

• отрегулируется текучесть кадров;

• увеличится доля молодых педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.

Средствами контроля и обеспечения достоверности результатов деятельности, которые позволят нам на заключительном этапе работы оценить достижение критериев оценки результатов, выступят мониторинг документации студентов о прохождении практики, анализ данных анкетирования студентов об удовлетворённости практикой работы с наставником в условиях ДОУ и овладения ими навыками работы с дошкольниками, рост мотивации студентов к дальнейшему совершенствованию в выбранной профессии, оценка закрепления молодых в профессии и трудоустройство в сад.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей ООД с детьми.

Молодые педагоги создают портфолио достижений на персональном сайте, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия, мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности.

Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, этому методу отдается значительное предпочтение. Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги проходят аттестацию на первую квалификационную категорию по должности «воспитатель», участвуют в профессиональных конкурсах, на заседаниях городских педагогических сообществах.

В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

Публикации по теме:

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Конкурсная программа  «Мисс малышка» Зал празднично украшен. Гости сидят в зале. Под музыку входят дети. Ход конкурсной программы: I. Открытие конкурса. (Звучит музыка, входит.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.

Программа по кружку «Пыхтелки»Программа по кружку «Пыхтелки» взяла кружок по дыхательной гимнастики. Цель :Укрепление здоровья детей,улучшить вентиляцию лёгких, снизить нагрузку на сердце. Развивать.

Программа по ритмике «Маленькие звездочки» 1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Ритмика это интересное и увлекательное занятия. С прежних времен в педагогике знакомо, что большой потенциал.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Программа «Разноцветный мир» Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних Содержание ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная.

Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ»Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ» Добрый вечер, коллеги! Хочется думать, что этот зимний вечер для каждого из нас станет, действительно хорошим и теплым. Сейчас на портале.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа наставничества «Мы — профессионалы»
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 02:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа наставничества «Мы — профессионалы»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Грошева (УИ 149970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД