Михаил Иванов
Программа начальной туристической подготовки учащихся школьного геологического кружка
▼ Скачать
+ Заказать документы
Профессионально-прикладная подготовка является неотъемлемой частью обучения геологов. Безусловно, юные геологи проходят ее далеко не в полном объеме, но начальные туристические навыки должны быть ими усвоены еще на первом году обучения.
Программа обучения может включать следующие разделы.
I. Техника безопасности
Опасности, травмы и заболевания, обусловленные неправильными действиями самого человека.
Публикация «Программа начальной туристической подготовки учащихся школьного геологического кружка» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Опасности, травмы и заболевания, связанные с неблагоприятными природными условиями.
Опасности, травмы и заболевания, связанные с дикими животными, насекомыми, ядовитыми растениями.
Опасности, травмы и заболевания, связанные с особыми условиями (горы, вода и т. д.).
Сигналы бедствия. Транспортировка пострадавшего.
II. Ориентирование на местности
Знакомство с туристическим и горным компасом. Их отличия.
Карты, схемы, кроки. Масштаб. Условные обозначения, чтение карты.
Ориентирование с помощью карты и компаса. Азимут.
Ориентирование по карте без компаса.
Ориентирование по компасу без карты. Движение по азимуту.
Ориентирование по солнцу и звездам.
Движение по ориентирам и туристической маркировке.
III. Сборы в поход
Необходимое походное снаряжение. Подбор одежды и обуви в соответствии с сезоном и погодой. КЛМН.
Личное и групповое снаряжение.
Отличие снаряжения туриста и геолога.
Выбор рюкзака. Рюкзак для однодневного и многодневного похода.
Правильная укладка вещей и снаряжения в рюкзак.
IV. Передвижение
Передвижение по автомобильным дорогам и шоссе. ПДД для пешеходов.
Использование трекинговых палок.
Передвижение по грунтовым и проселочным дорогам. Передвижение по лесным дорогам и тропам.
Передвижение по бездорожью. Преодоление буреломов и ветровалов. Передвижение по осыпным и травянистым склонам. Преодоление крутых склонов.
Преодоление водных преград
Переправа по навесным и пешеходным мостам.
Переправа по бревнам, организация перильной страховки.
Переправа вброд. Переправа вброд с трекинговыпи палками. Переправа вброд с взаимопомощью (пара, «круг», «шеренга»). Переправа вброд с перильной страховкой.
Переправа вплавь и на подручных средствах (может изучаться и быть рекомендована только для опытных туристов, имеющих навык длительного плавания в естественных водоемах).
V. Организация бивака
Выбор места для привалов и ночлегов.
Установка и оборудование палаток. Установка общественного тента.
Оборудование кострового места или места под газовые горелки.
Оборудование места для сбора и утилизации мусора и пищевых отходов. Оборудование походного туалета.
Разведение костров. Типы и виды костров.
Использование природных укрытий. Организация укрытий из «подручного» материала.
VI. Основы походной кулинарии
Режим питания. Состав пищевого рациона. Подготовка продуктов перед походом.
Общие кулинарные правила.
Рецепты наиболее простых и распространенных походных блюд.
Особенности приготовления пищи на костре и на походной газовой горелке.
VII. Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь должна оказываться квалифицированным специалистом, поэтому детям дается только общее представление о действиях, которые необходимо предпринимать при тех или иных травмах или заболеваниях – потертости и мозоли; мелкие резаные и колотые раны; ушибы; вывихи и переломы; отравления и желудочно-кишечные заболевания; переохлаждение; потеря сознания.
VIII. Исследовательская работа в походе
Геологические, геоморфологические, гидрогеологические, гидрологические, топографические исследования и наблюдения.
Сбор коллекций горных пород, минералов и окаменелостей.
Метеорологические наблюдения.
Наблюдения за флорой и фауной.
Сбор гербариев.
Знакомство с объектами исторического и культурного наследия.
IX. Оформление результатов похода
Оформление похода – маршрутный лист и маршрутная книжка.
Ведение дневника похода. Фотографирование и зарисовки ключевых моментов похода (основные препятствия, характер местности, интересные объекты и т. п.).
Написание отчета о походе. Защита отчета.
Зачет похода, получение значков («Юный турист», «Турист России») и разрядов.
X. Проверка полученных знаний
Полученные знания закрепляются в процессе походов выходного дня, геологических экскурсий и специальных тренировок по технике туризма в спортивном зале и на природе.
Окончательная проверка знаний, умений и навыков происходит во время многодневных походов (двух- или трехдневных, полевых геологических лагерей и экспедиций.
Завершается обучение сдачей норм на значки «Юный турист» и «Турист России».
Список литературы
1. Балабанов И. В. Однодневные походы / И. В. Балабанов. – М. : Издатель И. В. Балабанов, 2003. – 112 с.
2. Берман А. Е. Юный турист / А. Е Берман. – М. : ФиС, 1977. – 159 с.
3. Булгаков А. А. Два дня в конце недели: Туризм выходного дня / А. А. Булгаков, Г. Я. Рыжавский. - Фрунзе: Кыргызстан, 1987. - 143 с.
4. Краткий справочник туриста / Автор-сост. Ю. А. Штюрмер. – М. : Профиздат, 1985. – 272 с.
5. Кузнецов С. С. Геологические экскурсии / С. С. Кузнецов. – Л. : Недра, 1978. – 175 с.
6. Милосердова Л. В. Очерки полевой геологии: Учебное пособие / Л. В. Милосердова, К. И. Данцова. – М. : РГУНиГ, 2022. – 150 с.