ЮЛИЯ МАЛАШИНА
Программа на новый учебный год кружка «Эта удивительная глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю:
Заведующий БДОУ г. Омска
«Детский сад №16»
___Зенкова Т. Г.
«___» ___ 20___г
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ГЛИНА»
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатель Малашина Ю. Ю.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Наименование разделов
Стр
1. Пояснительная записка 4
Список детей 3
Актуальность 6
Цели и задачи программы 7
2. Содержательный раздел
Основные формы работы с детьми 8
Публикация «Программа на новый учебный год кружка „Эта удивительная глина“» размещена в разделах
Прогнозирование результатов 8
Средства необходимые для реализации программы 8
3. Перспективный план работы 10
4. Список литературы 1
Список детей сташей группы:
1. АЛЬБЕКОВА ДАЯНА
2. БАРАНОВА СОНЯ
3. ГАРЦАНОВА МАРИЯ
4. ДЕМЧЕНКО МАРИЯ
5. ЕЛЮБАЕВА АДЕЛИНА
6. ЖАИНГУТОВ ДИАС
7. ЖИЛЬКОВА АЛЁНА
8. ЗВЕРЕВ ИВАН
9. ЗЫКОВ НИКИТА
10. КАДЕРМАС РУСТАМ
11. КАИРБЕКОВ СУЛТАН
12. КАМИНСКАЯ АННА
13. КАРАПИНА ПОЛИНА
14. КАРПЦОВА ВАЛЕРИЯ
15. КЛИКУШИН ЕГОР
16. КОЛБУНОВА ЕЛИЗАВЕТА
17. ЛОБОВ ТИМОФЕЙ
18. ЛОГВИНЕНКО НИКИТА
19. МАКСИМОВ РОМАН
20. МЕЩЕРЯКОВА ВАЛЕРИЯ
21. МОСКВИН КИРИЛЛ
22. МИЦИХ КИРИЛЛ
23. ПАХОМОВ ГРИГОРИЙ
24. ПЕТРУХИНА КАМИЛА
25. ПОЗДНЯКОВА ВЕРА
26. ПОПОВА ВАЛЕРИЯ
27. ПРОЗОРОВ ИВАН
28. САРЫЕВ ДМИТРИЙ
29. СЕВОСТЬЯНОВА ЕВГЕНИЯ
30. СЕДЛИК ЯН
31. ТОРШИНА МАРИЯ
32. ЧЕРНЯВСКИЙ АРСЕНИЙ
33. ШАДРИН НИКИТА
34. ШАМЕЛОВ АСАН
35. ЩЕВРОВСКАЯ ТАИСИЯ
36. ЯДРОВСКИЙ НИКИТА
Пояснительная записка
«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина…» - поётся в одной детской песенке.
Но я хочу доказать, что это не совсем так. Глина очень мягкий и податливый материал. И дети в детском саду обязательно должны лепить из неё.
Глина однотонна, красива, позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками. Что невозможно сделать с изделиями из пластилина.
Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно не столько слепить, сколько сообразить, как лепить.
Глина - это тот материал, с которым ребёнок может легко справиться, потому что глина гораздо мягче пластилина.
При работе с глиной внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность.
А как дети любят раскрашивать свои поделки. Интерактивные дети в этот момент очень увлечены, что способствует их успокоению.
Из глины можно слепить игрушку, раскрасить её, и потом играть.
В начале работы мной были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о глине низкий, поверхностный, что свидетельствует о низком уровне знаний о свойстве природного материала, о том, как и что можно делать с ним.
Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины.
Я в ходе обучения и самообразования изучила эту тему, и разработала программу дополнительного образования в виде кружковой работы.
Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме лепка из глины с детьми дошкольного возраста.
Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. А на другие вы найдёте ответы в этой программе.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с глиняными игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.
Актуальность
Лепка из глины является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.
Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Богатые качества глины определяют, и различные подходы к формообразованию декоративных изделий и дети обучаются овладевать и использовать их в своих работах. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из комка глины можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Цель кружка :
Продолжать знакомить детей с глиной, её свойствами; научить самостоятельно, определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали, декоративно оформлять вылепленный предмет, творчески мыслить.
Задачи:
1) образовательные:
1. формирование представлений о народных промыслах
2. ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура
3. овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов
4. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
5. обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины.
6. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
1. развитие интереса к изучению народных промыслов
2. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
3. активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
5. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
6. развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
1. воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам
2. соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
3. активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
Для педагога: сформировать у детей технические навыки и умения при работе с глиной, создать условия для развития детского творчества, создать позитивное настроение.
Для родителей: привлечь внимание родителей к данной теме, к участию в работе кружка.
Продолжительность занятий кружка рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня:
5-6 лет – 25 минут
Форма проведения:
Проведение экспериментальной деятельности с глиной;
Продуктивная деятельность - лепка из глины;
Индивидуальная работа;
Знакомство с русским прикладным искусством;
Самостоятельная лепка детей по замыслу;
Работа с родителями.
Методические приё мы:
Наглядный, словесный, практический;
Экспериментирование;
Чтение художественной литературы;
Продуктивная деятельность;
Игра с глиной.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей
Знает свойства глины (мокрой, как их можно использовать.
Умеет аккуратно лепить, используя стеку;
Сглаживать пальцами поверхность;
Передавать образ предметов, игрушек;
Раскрашивать вылепленные изделия.
Имеют представление о декоративно прикладном творчестве.
Необходимые условия реализации
Природный материал – глина;
Оборудование для экспериментальной деятельности;
Атрибуты для работы с глиной;
Наглядный материал разного вида;
Атрибуты, необходимые для работы с детьми:
Доски ;
Тряпки и ёмкости для воды;
Стеки и зубочистки;
Гуашь 12 цветов, кисти
Перспективный план работы
Сентябрь
1-2 неделя: Тема «Мухоморы» (лепка).
Цель: Продолжать лепить базовую форму «лепешка», узнают, что грибы есть съедобные и несъедобные, научатся различать мухоморы.
3-4 неделя: Тема «Мухоморы» (роспись)
Цель: Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Октябрь
1-2 неделя: Тема: «Чашка на блюдце» (лепка)
Цель: Учить скатывать шар, сдавливать его пальцами, учить оформлять края блюдца и чашки, вылепливать ручки у приборов. Лепка блюдца и чашки, оформление края, обработка мокрой тряпкой, сглаживание поверхности. Установка для просушки.
3-4 неделя: Тема: Роспись чайной пары, нанесение декоративного рисунка.
Цель: Учить красочно, оформлять свою работу стекой и гуашью.
Чтение стихотворения «Пёстрый хоровод», нанесение рисунка стекой, роспись изделий гуашью, с использованием разных кистей.
Ноябрь
1-2 неделя: Тема : «Зайка» (лепка)
Цель: развивать у детей замысел, оживлять впечатления праздника, лепить животных по желанию. Объединять их вместе вокруг игрушечной ёлочки.
3-4 неделя:«Зайка» (роспись)
Цель: Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении частей.
Декабрь
1-2 неделя Тема: «Котик»
Цель: лепить с натуры, рассматривая игрушку со всех сторон. Лепить пластичным способом: из одного куска глины - туловище, шею, голову. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к народному декоративному творчеству.
3-4 неделя Тема: «Котик» (роспись)
Цель: Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, развивать фантазию.
Январь
1-2 неделя: «Матрёшка» (лепка)
Цель: учить приёму примазывания, сглаживания, сплющивания. Учить передавать относительную величину частей головы и туловища. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата.
3-4 неделя:«Матрёшка» (роспись)
Цель: Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Февраль
1-2 неделя Тема: «Черепаха»
Цель: Продолжать упражнять в приёмах раскатывания и сплющивания глины, оттягивания пальцами концов. Учить сглаживать поверхность пальцами, наносить стекой украшения. Развивать творчество.
3-4 неделя Тема: «Черепаха» (роспись)
Цель: : Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Март
1-2 неделя Тема: «Петушок» (по мотивам дымковской игрушки)- лепка
Цель: учить от общей формы вытягивать шею и голову петуха, а затем путём налепов изображать гребешок, крылья, хвост. Закреплять умение плотно скреплять части, устанавливать фигуру на подставку.
3-4 неделя Тема: «Петушок» (по мотивам дымковской игрушки)- роспись
Цель: Развивать желание использовать в рисовании, разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Апрель
1-2 неделя: Тема «Уточка» (лепка)
Цель : учить передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глин. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками.
3-4 неделя Тема: «Уточка» (роспись)
Цель: Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, развивать фантазию.
Май
1-2 неделя Тема: «Петушок» (по мотивам дымковской игрушки)- лепка
Цель: учить от общей формы вытягивать шею и голову петуха, а затем путём налепов изображать гребешок, крылья, хвост. Закреплять умение плотно скреплять части, устанавливать фигуру на подставку.
Материал: глина, доски, салфетки; изображение дымковского петушка.
3-4 неделя Тема: «Петушок» (по мотивам дымковской игрушки)- роспись
Цель : Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.
Материал : гуашь, кисть, салфетки
Литература, используемая педагогом для разработки программы
Величкина Г. А., Шпикалова Т. Я. «Дымковская игрушка» : М., 2004.
Гусева И. «Соленое тесто. Лепка и роспись». СПб, 2005.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М., 2013.
Лыкова И. А. "Изобразительная деятельность в детском саду" : М., 2007.
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «от рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2012.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 2001.
Гареева Н. А. Первые шаги в мире искусства. - М., 1983.
Максимов Ю. В. У истоков мастерства. - М., 1983.
Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.
Богуславская И. Я. Русское народное искусство. - Л., 1968.
Попова О. С. Русское народное творчество. - М., 1973.
Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство
Дайн Г. Игрушечных дел мастера. - М., 1994.
Дайн Г. Русская игрушка. — М., 1992.