Светлана Рощина
Перспективный учебный план кружка «Умелые ручки» в младшей группе на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе программы «Цветные ладошки» Лыковой И. А. В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего и четвертого года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
Публикация «Перспективный учебный план кружка „Умелые ручки“ в младшей группе на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные техники.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: создают выразительные образы, приклеивают вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая, при этом композиции. Составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Поэтому я решила организовать кружок «Волшебные ладошки» с детьми 3-4 лет.
Цель:
Развитие творческих способностей, воображения, фантазии в процессе работы с бумагой (аппликация).
Основные задачи:
- знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, рвётся, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей:
- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы;
- раскладывать и приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;
- знакомить с ножницами как художественным инструментом;
- вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю в форме совместной деятельности во второй половине дня.
Продолжительность занятия в младшей группе:10 минут-15 минут.
Всего 18 занятий.
Срок программы один учебный год.
Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цветовосприятия, образного мышления. Освоению навыков наклеивание готовых форм: работа с клеем (приклеивание детали, ориентирование на
плоскости листа, составление сюжетных композиций из готовых форм и геометрических фигур. И самое главное, у детей развивается умелость рук, мелкаю моторика, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Ребята станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.
Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду.
Учебно-тематическое планирование.
Дата Тема занятия Задачи занятия Материалы
Сентябрь
1. Рыбки в море
Учить раскладывать готовые формы (силуэты рыбок) разного цвета и размера на голубом фоне и приклеивать.
Лист бумаги голубого цвета большого формата; готовые формы – рыбки разного цвета и размера, клей, салфетки, клеёнки.
2. «Шарики
воздушные,
ветерку
послушные»
Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма.
У каждого ребёнка: 5-7 готовых форм - бумажных кругов или овалов, одинаковых по размеру, но разных по цвету, клей, клеевые кисточки, салфетки, листы бумаги голубого цвета для фона.
Октябрь
1. Яблоко с листочком
Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов (яблоко и 1-2 листочка). Составление композиции из готовых разнородных элементов на фоне и поочерёдное наклеивание деталей. Силуэты яблок разного цвета и листочки - готовые формы, для фона листы бумаги, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
2. Листопад
Составление аппликации из осенних листьев. Рассматривание и сравнение листочков. Освоение техники наклеивания. Развитие зрительного восприятия.
Кусок обоев, красивые осенние листочки, клей, кисти, салфетки, клеёнки.
Ноябрь
1. Грибная полянка
Учить изображать грибы в технике аппликации. Развивать чувство формы, величины и композиции. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Зелёный фон, готовые вырезанные формы – части гриба, клей, салфетки, клеёнки.
2. Выросла репка большая-пребольшая!(коллективная композиция)
Учить детей создавать образ репки в технике обрывной аппликации. Развивать чувство формы, мелкую моторику.
Силуэт репки светло-жёлтого цвета (диаметром не менее 50 см) или контурный рисунок репки (на усмотрение педагога); бумага ярко-жёлтого, оранжевого и зелёного цвета для обрывной аппликации; клейстер, клеевые кисточки, розетки для клея; клеёнки, салфетки матерчатые или бумажные. Книж-ка с красивыми иллюстрациями к русской народной сказке «Репка».
Декабрь
1. Мышка и репка
Учить создавать несложную композицию по сюжету знакомой сказки: полоски бумаги зелёного цвета надрывать бахромой и наклеивать на фон, чтобы получилась травка; рисовать красками большую репку и маленькую мышку; дорисовывать цветным карандашом или фломастером мышиный хвостик. Развивать чувство формы и композиции.
Листы бумаги разного цвета (голубого, белого, светло-зелёного, светло- коричневого) - на выбор детям, полоски бумаги тёмно-зелёного цвета, краски гуашевые, кисти, стаканчики (баночки) с водой, фломастеры или цветные карандаши, клеящие карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки. Персонаж кукольного театра - Дедушка.
2. Праздничная ёлочка
Учить детей составлять аппликативное изображение ёлочки из готовых форм (треугольники) с частичным наложением элементов друг на друга. Показать приёмы украшения ёлочки цветными «игрушками». Развивать чувство формы и цвета. Бумажные треугольники зелёного цвета, разноцветные салфетки или гофрированная бумага, цветная бумага, клей, кисточки.
Январь
1. Укрась шарфик узором
Воспитывать интерес к аппликации, закреплять знание цветов; развивать чувство ритма, глазомер. Наклеивать готовые формы, продолжать воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помогать игровым персонажам.
Полоски бумаги с надрезанными с двух сторон краями, бумажные кружки разных цветов, кисти, клей, салфетки.
2. Волшебные снежинки
Учить детей наклеивать полоски бумаги в форме снежинки на основе готового круга или шестигранника. Побуждать к дополнению аппликативного образа декоративными элементами (штрихами, пятнышками, мазками, нарисованными красками или фломастером (по выбору). Развивать наглядно- образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к природе и отображению своих впечатлений в изодеятельности. Бумажные формы (круги и шестигранники) одного размера, но разного цвета - тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, тёмно-зелёного, чёрного; полоски бумаги белого цвета для составления снежинок; клей, клеевые кисточки; фломастеры, краска (гуашь) белого цвета; стаканчики с водой, тонкие кисти, матерчатые и бумажные салфетки.
Февраль
1. Котёнок
Создание на бумаге образа котёнка; наклеивание шариков из салфеток на бумагу в пределах контура рисунка.
Салфетки, лист бумаги для фона, котёнок.
2. Поможем вылечить медвежат
Развивать у детей интерес к аппликации, учить прикладывать на бумаге приготовленные воспитателем фигуры и наклеивать их, формировать умение узнавать и называть цвет, продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту, вызывать сочувствие.
Лист бумаги с изображением корзинки; заготовки фруктов.
Март
1. Букет цветов для мамочки
Создание красивых композиций: выбор и наклеивание цветов, вырезанных воспитателем и из комочков мятой бумаги.
Силуэт букета и вазы, цветов, клей, кисточки, салфетки.
2. Ручеёк и кораблик
Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм. Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать.
Листы бумаги голубого цвета для фона, бумажные формы – трапеции, треугольники; клей, кисти, клеёнки.
Апрель
1. Бабочки из конфетти
Наклеивать разноцветные конфетти на изображённый на бумаге контур бабочки. Лист бумаги с изображённой на ней бабочкой, конфетти, клей, салфетки.
2. Дождь, дождь!
Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.
Листы бумаги голубого цвета для фона; силуэты туч, вырезанные воспитателем из цветной и фактурной бумаги; полоски бумаги синего, голубого и белого цвета; клей и клеевые кисточки; цветные карандаши; салфетки бумажные и матерчатые.
Май
1. Первые листочки
Наклеивать на изображённые веточки зелёные листочки, подражая рассмотренному образцу – веточке с распустившимися листочками.
Листы бумаги с изображёнными на них веточками, зелёные листики, вырезанные из зелёной бумаги, клей, салфетки.
2. Цыплята и одуванчики.
Учить создавать композиции на цветном фоне: цыплята и одуванчики из шариков салфеток; закрепить умение наклеивать шарики на готовый силуэт.
Зелёный фон, жёлтые салфетки или гофрированная бумага, клей.
Диагностика
Вопросы:
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла
Список используемой литературы:
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. «Программа воспитания и обучения в детском саду».- Москва: Мозаика-синтез. – 2006.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144с.