Екатерина Соловьева
Проект «Удивительная глина» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.
Интерес к познанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному поиску нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
Публикация «Проект „Удивительная глина“ в старшей группе» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Глина. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных учреждениях. Поэтому данный вопрос и его решение - это важная часть воспитания детей в дошкольном возрасте.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло - в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Удивительная глина».
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
3.1. Анализ внешней среды
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в методических пособиях советских педагогов: М. В. Лучич, М. М. Марковской, З. Д. Сизенко С. А. Веретенниковой, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, А. Ф. Мазурина.
Начало экологического подхода в ознакомлении детей с природой, систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности, живой и неживой природы положили И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, И. С. Фрейдкин.
В программе «Юный эколог» (см. кн. : Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду,— М. : Мозаика-Синтез, 1999) первый раздел так и называется «Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека». Он включает следующие подразделы: «Мироздание (Вселенная)», «Вода», «Воздух», «Почва и камни», «Сезоны». В каждом из них представлены две задачи: познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками (первая задача); показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека (вторая – экологическая - задача). Решение первой задачи в большинстве случаев является традиционным (так, детей всегда знакомили со свойствами снега, воды и пр., а взаимосвязанное решение двух задач - это новый, сугубо экологический подход.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т. д. ;
Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
—использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
- интеллектуальные - логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, доказательства;
- эмоциональные - переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
- регулятивные - волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
- творческие - воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
- развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
- укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.
3.2. Анализ внутренней среды
База реализации педагогического проекта - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 49" города Новочебоксарск Чувашской Республики.
Дошкольное образовательное учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В программе определены развитие познавательно-исследовательской деятельности:
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория". Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, формирования первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
В детской научной лаборатории я выделила:
1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов;
4) место для проведения опытов;
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
Для ознакомления детей с неживой природой широко используют прогулки. В ходе, которых знакомим ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Проводим разнообразные игры с природным материалом - песком, водой, льдом, листьями и т. п. ; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.
Повседневные наблюдения за явлениями неживой природы заранее продумываются, используются разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями. Наблюдения проводятся и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.
Для отражения полученных представлений о наблюдаемых объектах используются схемы, данные заносятся в календарь погоды и дневники наблюдений.
В ходе организованной продуктивной деятельности по теме «Дымковская игрушка» детям стало интересно, откуда берется глина? Что еще можно делать из глины.
Для выявления первоначальных представлений детей о глине была проведена беседа по следующим вопросам:
1. Какие полезные ископаемые вы знаете?
2. Что такое глина, какая она бывает?
3. А как человек использует глину?
4. Какими свойствами обладает глина?
5. Как вы думаете, дружит ли глина с водой?
6. Можно ли из глины лепить посуду?
7. Кто такой гончар?
8. Из чего делают дымковские игрушки?
Результаты беседы с детьми показал, что 50 % детей имеют представление, что такое глина, а остальные говорили, что это бетон. 60% детей не знают какие бывают полезные ископаемые. На вопрос как человек использует глину 35% дети ответили, что из глины делают свистульку. лишь 40% детей ответили правильно на вопрос можно ли лепить из глины. 70% детей не знают кто такой гончар. 10% детей правильно ответили что из глины делают дымковские игрушки.
Было проведено анкетирование родителей старшей группы. В нем приняло участие 30 родителей. Результаты анкетирования показали, что на вопрос «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?». Качественный анализ полученных ответов показал, что у всех детей проявляется исследовательская активность все 100 %.
Любит ли ваш ребенок экспериментировать с глиной? Если нет то, с каким материалом?" - 35% родителей ответили, что детям нравиться экспериментировать с глиной, а 65% предпочитают с песком, и 5% с солью.
На вопрос: Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? Только в трех семьях проводят опыты дома, а остальные думают, что хватит и того что экспериментируют в саду.
Вы поддерживаете, интерес ребенка к экспериментированию 50% родителей ответили, что сотрудничают с ребенком, т. е участвуют в экспериментировании, и 50% родитель ответил, что никак не помогают что это деятельность бесполезная.
Деятельность по познавательному развитию включает просмотр познавательных передач и рассматривание, а также чтение энциклопедий, а опыты проводятся только в 3 семьях. Можно констатировать, что элементарная познавательно-исследовательская деятельность в семьях воспитанников не проводится.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : Развивать познавательный интерес к объекту неживой природе - глине.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с видами и свойствами глины.
2. Развивать у детей умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы в ходе опытно-экспериментальной деятельности с глиной.
3. Познакомить детей с применением глины человеком.
4. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой и способами лепки из глины.
5. Приобщать родителей к реализации проекта, повышать их педагогическую компетентность по развитию познавательного интереса у детей.
5. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 2 – Участники и их роль в реализации проекта
Участники Функции
Воспитатель Разрабатывают, и реализую проект. Проводит с детьми НОД, беседы, читает энциклопедии, показывает презентации, проводит с детьми экспериментальную деятельность. Готовит информационный материал для родителей, проводит родительское собрание, консультации, круглые столы.
Дети старшей группы Активно участвуют в проекте : проводят опыты с глиной под руководством взрослых (педагогов и родителей, получают с помощью взрослых информацию из разных источников (чтение книг, просмотр презентаций, просмотр видеоматериалов).
.Родители воспитанников Получают информацию, взаимодействуют с воспитателями по вопросу развития познавательного интереса. Участвуют вместе с детьми в совместных мероприятиях. Продолжают работу, начатую в детском саду в семье. Оказывают помощь воспитателям в реализации проекта.
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно – правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Программно – методическое обеспечение:
Программа:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Наглядно – иллюстративный материал
Картины:
• Свойства глины
• Виды глины
• Изделия из глины
• Пустыня из глины
Произведения детской художественной литературы:
• «Глиняная сказка» Кивин Феликс.
• «Глиняный парень» русская народная сказка
• «Два кувшина» А. И. Еремеев
• «Песчаный дом» Г. Люшин
Материал для организации опытов и экспериментов
• сухая глина,
• деревянная доска,
• молоток,
• сосуд с водой,
• краски, кисточки,
• контейнеры
Технические устройства (аппаратура) :
• музыкальный центр, магнитофон;
• мультимедиа – компьютеры;
• видеоаппаратура, цифровой фотоаппарат.
Информационные ресурсы:
• сайт ДОО;
• презентация «Удивительная глина», «Полезные ископаемые», «Дымковские игрушки».
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Работа педагога:
-Составление плана работы с детьми и родителями по теме проекта.
-Подбор наглядного и иллюстративного материала, оформление презентаций, подбор произведений детской художественной литературы по теме проекта.
-Подбор информационного материала для родителей по теме проекта
Работа с детьми:
Беседа
Работа с родителями:
Анкетирование Работа педагога:
-Оформление для родителей папки-передвижки
Работа с детьми:
- НОД: (ознакомление с окружающим; рисование, по лепке)
- Беседы
-Чтение художественной литературы
- Просмотр презентаций
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
-Рассматривание картин, иллюстраций
-проведение опытов;
-пальчиковая игра
- Выставка
Работа с родителями:
-Родительское собрание
-Консультация
- Оформление альбома о глине;
-Конкурс детских рисунков,
-Оформление информационного материала (памятки) Работа с детьми:
- Беседа с детьми
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей
- Выставка детских работ
- Круглый стол с родителями
-Консультация
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Этапы Наименования
мероприятия Сроки Место проведения мероприятия Ответственные
Подгото-
вительный
Составление плана работы с детьми и родителями по теме проекта. Октябрь
4 неделя Группа Воспитатель
Подбор наглядного и иллюстративного материала, оформление презентаций, подбор произведений детской художественной литературы по теме проекта Октябрь
4 неделя Группа Воспитатель
Подбор информационного материала для родителей по теме проекта Октябрь
4 неделя Группа Воспитатель
С детьми:
Беседа «Что такое глина». Октябрь
4 неделя Группа Воспитатель
С родителями:
Анкетирование «Развитие познавательного интереса к объектам неживой природы у дошкольников». Октябрь
4 неделя Группа Воспитатель
Основной НОД «Глина – природный материал» 1 неделя ноября Группа Воспитатель
Чтение русской народной сказки «Глиняный парень» 1 неделя ноября Группа Воспитатель
Беседа «Полезные ископаемые» 1 неделя ноября Группа Воспитатель
Просмотр презентации «Полезные ископаемые» 2 неделя ноября Группа Воспитатель
Дидактическая игра «Что из чего сделано» 2 неделя ноября Группа Воспитатель
Чтение художественной литературы «Глиняная сказка» Кивин Феликс. 2 неделя ноября Группа Воспитатель
НОД «Глина и ее свойства» 3 неделя ноября Группа Воспитатель
Опыты с глиной в ДОУ и семьей 3 неделя ноября Группа Воспитатель
Родитель
Беседа «Как и где, добывают глину» 3 неделя
ноября Группа Воспитатель,
Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»
3 неделя
ноября Группа Воспитатель,
Дети
Пальчиковая игра: «Гончары» 4 неделя ноября Группа Воспитатель, Дети
НОД по лепке «кулончик для мамы» 4неделя ноября Группа Воспитатель
Чтение художественной литературы «Два кувшина» А. И. Еремеев 4неделя
ноября Группа Воспитатель
Беседа «Посуда из глины» 4неделя
ноября Группа Воспитатель
Опыты «На обожженной или высушенной глине можно рисовать» 4 неделя ноября Группа Воспитатель
Родительское собрание:
«Все о пользе глины» 1неделя декабря Группа Воспитатель
Просмотр презентации «Удивительная глина» 1неделя декабря Группа
НОД «Песок и глина наши помощники» 1 неделя декабря Группа Воспитатель
Опыты «Что растворяется в воде?» 1 неделя декабря Группа Воспитатель
Чтение худ литературы Г. Люшнин «Песчаный дом» 1 неделя декабря Группа Воспитатель
НОД по рисованию «Украсим вазу» 2 неделя декабря Группа Воспитатель
Беседа «Игрушки не простые - глиняные, расписные». 2 неделя декабря Группа Воспитатель
Оформление альбома
«о глине». 3 неделя декабря Группа Родители,
Дети
Рассматривание картины «Виды и свойства глины». 3 неделя декабря Группа Воспитатель
Нод «Удивительная глина» 3неделя декабря Группа Воспитатель
Опыты «Чем отличается сухая глина от сырой». 3 неделя декабря Группа
Воспитатель,
Родители
Выставка «Народные игрушки своими руками» 4 неделя декабря Группа Воспитатель
Дети
Просмотр презентации «Дымковские игрушки» 4 неделя декабря Группа Воспитатель
НОД по экспериментированию тема «Песок и глина наши помощники» 4 неделя декабря Группа Воспитатель
Беседа, «Какая бывает глина» 4 неделя декабря Группа Воспитатель
Консультация для родителей «Школа лепки». 2 неделя января Группа Воспитатель, родители
Опыты «Пропускает ли глина воду» 2 неделя января Группа Воспитатель
Чтение художественной литературы С. Михалкова «Три поросенка 2неделя января Группа Воспитатель
Рассматривание иллюстрации "Пустыня" 2 неделя января Группа Воспитатель
Конкурс детских рисунков по мотивам дымковской росписи, 3 неделя
января Группа Воспитатель, дети, родители
Оформление для родителей папки-передвижки «Расскажите детям о глине» 3 неделя
января Группа Воспитатель
Беседа с детьми «Профессия – гончар» 3 неделя
января Группа Воспитатель
Заключи-
тельный
Анкетирование родителей «Развитие познавательной интереса к объектам неживой природы у дошкольников»
4 неделя января Группа Воспитатели, Родители
Беседа с детьми «Глиняные сувениры и игрушки» 4неделя января группа Воспитатель
Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». 4 неделя января Группа Воспитатели, родители
Выставка детских работ «Глиняные игрушки своими руками» 4 неделя января Группа Воспитатели, родители
дети
Круглый стол с родителями «Организация познавательно-исследовательской деятельности с ребенком в условиях семьи» 4 неделя января Группа Воспитатели
Родители
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемые результаты
1. У детей имеются представления о свойствах глины (способность соединяться с водой, набухать в воде, способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, способность не пропускать влагу после насыщения влагой).
2. Дети в ходе совместной со взрослым и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности последовательно обследует объект (глину, делают вывод.
3. Дети имеют представления о том, что из глины строили дома, изготавливают посуду, применяют в медицине.
4. Дети владеют способами лепки из глины в начале года простые, знакомые предметы, затем фигурки животных по частям; имеют представления о народных глиняных игрушках : дымковской, филимоновской.
5. Родители принимают участие в реализации проекта, способствуют развитию познавательного интереса к глине в домашних условиях.
Критерии оценки эффективности
• значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательной организации;
• ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
• корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
• соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема – цель – задачи – метод – результат;
• значимость проекта для других образовательных организаций, возможность внедрения результатов проекта в деятельности коллег.
10. ПЕРСПЕКТВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА.
Данный проект будет продолжен в подготовительной к школе группе. Будут предусмотрены самостоятельные детско-родительские проекты. Данный проект может быть использован воспитателями старших групп. Результаты проекта буду представлены на методическом объединении педагогам ДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» М. : Детство - Пресс, 2016.
2. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 2008, - №10,
3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
5. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. : Сфера, 2002.
7. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
8. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005
9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
10. Самойлова Л. Природа живая и неживая //Дошкольное воспитание, -2014, -№07.
11. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
12. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
13. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез,2005.