Константинова Ирина
Программа музыкального развития одаренного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь.
Ницше Ф.
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
Публикация «Программа музыкального развития одаренного ребенка» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема – это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.
Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.
Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.
Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.
Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.
Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.
Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.
МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).
Задачи проекта:
• Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
• Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
• Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:
- приобрела: зеркало, дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;
- изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А. Д.
- провела диагностику;
- подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
- применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,
- использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
- совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.
- совместно с психологом проводили работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений).
- совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.
- совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА
Ксения посещает подготовительную группу детского сада, начиная со второй младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательная, активная, добросовестная, общительная, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.
Уважительна, вежлива и приветлива ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.
Ксения всегда опрятна, родители следят за её внешним видом. Девочка бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. Ксения владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчива, инициативу проявляет всегда, внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Ксения трудолюбива, с охотой выполняет трудовые поручения, ей нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей. По характеру в группе Ксения жизнерадостна, эмоциональна, любознательна, активная участница всех праздничных выступлений. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, творческой семье, любящая дочь. Родители принимают активное участие в воспитании дочери, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры, выступления детских коллективов, цирка.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Ксения музыкально-одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способна запоминать большие роли, которые она в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У неё отличные вокальные данные. Диапазон её голоса не соответствует её возрастным характеристикам. Её голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.
Методы достижения задач проекта:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В. В.
• Расширение диапазона;
• Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
• Усиление насыщенности звука;
• Полетность;
• Улучшение вибрато;
• Большая певучесть звука;
• Свобода;
• Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В. В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т. к. предполагается проводить их в игровой форме.
• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);
• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
• Голосоведение;
• Метроритм,темп;
• Тембр;
• Динамика;
• Фразировка.
4. Тренировка слуха
• Распевки;
• Слушание музыкальных произведений;
• Творческое сочинение мелодии;
• Музыкальные викторины.
5. Техника исполнения мелодии
• Применение дирижёрского жеста;
• Гаммовые распевки по руке;
• Сольфеджио;
• Вокализ.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
Планируемый результат.
• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
• проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
• уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
• стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
• умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм, а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Журавленко Н. И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
2. Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М. : Государственное музыкальное издательство, 1963.
3. Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Андрианова Н. З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М. : 1999.
5. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н. Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
6. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И. О. Исаева – М. : АСТ; Астрель, 2007.
7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло. – СПб. : Питер, 2007.
8. Орлова Т. М., Бекина С. М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е. Г, ред. Щуров В. М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
10. Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И. Ю.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика по А. И. Савинкович
• проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
• чутко реагирует на характер и настроение музыки;
• хорошо поет;
• вкладывает много энергии, чувств в игру на музыкально-шумовом инструменте, в песню или танец;
• любит музыкальные записи;
• стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
• нравится играть на каком-нибудь инструменте;
• в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
• сочиняет собственные оригинальные мелодии.
ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
по Емельянову В. В. :
Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).
Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.
Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).
Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.
Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.
Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.
Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.
Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.
Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
План музыкального развития
вокальных данных воспитанника Логвиновой Ксении
Основные направления развития ребёнка Формы, приёмы и методы работы Предполагаемый результат сроки
Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. 1. Артикуляционная гимнастика
2. Игры со звуком
3. Пальчиковая гимнастика
4. Игры с пением Выступление на различных мероприятиях районного, городского и всероссийского уровня. В течение 1 года
Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год
№ месяц тема Музыкальный репертуар
1. сентябрь - введение, знакомство с голосовым аппаратом;
- использование певческих навыков;
- знакомство с различной манерой пения;
- вокальные навыки.
• упражнение на освобождение от мышечных напряжений «Дерево».
• Выполнение упражнений дыхательного тренинга «теплое дыхание», «курносый нос», «дыхание по точкам», «помпа», «насос».
• Проверка осанки, направленности выдоха.
• Выполнение упражнений для разминки губ - «кругосветное путешествие», «пятачок-улыбка», «почесывание губ», «губы-борцы».
• Для разминки языка - «уколы в щеки», «ириска», «жало».
2. Октябрь - певческая позиция;
- использование элементов ритмики;
- артикуляция и дыхание;
- осенние песни.
Выступление на осеннем празднике • музыкальные игры и загадки.
• Презентация «Календарные песни»
• Игра «звукоподражания»
• Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т. д.)
• Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»
• Песня «Ах, какая осень» слова и музыка З. Роот.
3. Ноябрь - вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве;
- детский фольклор;
- раскрепощение певца;
- весёлый калейдоскоп. • Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!», «Крик – вой»
4. Декабрь - формы и жанры вокальной музыки;
- детские песни в исполнении эстрадных певцов;
- песни о зиме.
Выступление на новогоднем утреннике • Упражнение «Громче-тише» М. Раухвергера
• Разучивание песни “До, Ре, Ми, Фа, Соль” муз А. АОстровского, Сл. З. Петровой.
5. Январь - «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»;
- «Улыбка-это здорово!» • Дыхательные упражнения - звукоподражания «шум леса», «жужжание пчелы»
• «Будет горка во дворе» Т. Попатенко
6. Февраль - «Волшебная страна звуков»;
- «Добрым быть совсем не просто…»;
Выступление на празднике, посвящённому Дню защитника отечества • Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко»
• «Голубые санки»(муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой)
7. Март - детский фольклор;
Выступление на празднике «Масленица», 8 марта • «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера.
• Р. н. п «во поле берёза стояла»
• Русская народная прибаутка «Бай, качи-качи» в обр. М. Магиденко
8. Апрель - «Настроение нежности и веселья»;
- «Музыкальная прогулка»; • Дыхательные упражнения- звукоподражания «комарики»
• Упражнение на дыхание «мартышки»
• «Песенка друзей» В. Герчик
9. май - «Краски музыки и голоса»;
- «Необычные звуки и голоса»;
Выступление на выпускном празднике, открытом районном конкурсе вокального творчества «Соловушка» • «Весенняя песенка» муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко
• «Сколько нас?» сл. Хромушкин О. Н, музыка Куклин Л.
Диаграмма
Уровень вокальных способностей воспитанника
подготовительной группы Логвиновой Ксении
2020-2021учебный год
баллы
начало года 9
середина года 12
конец года 15
Шкала баллов:
Ниже среднего - от 1 до 5
Средний – от 5 до 10
Высокий – от 10 до 20
Программа музыкального развития
одаренного ребенка
Составил: музыкальный руководитель
Константинова И. В.
высшая квалификационная категория