Папки-передвижки

Программа музыкального развития одаренного ребенка

Константинова Ирина
Программа музыкального развития одаренного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь.

Ницше Ф.

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Публикация «Программа музыкального развития одаренного ребенка» размещена в разделах

В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема – это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.

Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.

Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).

Задачи проекта:

• Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;

Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.

• Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

- приобрела: зеркало, дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;

- изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А. Д.

- провела диагностику;

- подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);

- применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,

- использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)

- совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.

- совместно с психологом проводили работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений).

- совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.

- совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА

Ксения посещает подготовительную группу детского сада, начиная со второй младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательная, активная, добросовестная, общительная, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.

Уважительна, вежлива и приветлива ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.

Ксения всегда опрятна, родители следят за её внешним видом. Девочка бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. Ксения владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчива, инициативу проявляет всегда, внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Ксения трудолюбива, с охотой выполняет трудовые поручения, ей нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей. По характеру в группе Ксения жизнерадостна, эмоциональна, любознательна, активная участница всех праздничных выступлений. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, творческой семье, любящая дочь. Родители принимают активное участие в воспитании дочери, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры, выступления детских коллективов, цирка.

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Ксения музыкально-одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способна запоминать большие роли, которые она в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У неё отличные вокальные данные. Диапазон её голоса не соответствует её возрастным характеристикам. Её голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.

Методы достижения задач проекта:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В. В.

• Расширение диапазона;

• Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;

• Усиление насыщенности звука;

• Полетность;

• Улучшение вибрато;

• Большая певучесть звука;

• Свобода;

• Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В. В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т. к. предполагается проводить их в игровой форме.

• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);

• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание

• Голосоведение;

• Метроритм,темп;

• Тембр;

• Динамика;

• Фразировка.

4. Тренировка слуха

• Распевки;

• Слушание музыкальных произведений;

• Творческое сочинение мелодии;

Музыкальные викторины.

5. Техника исполнения мелодии

• Применение дирижёрского жеста;

• Гаммовые распевки по руке;

• Сольфеджио;

• Вокализ.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

Планируемый результат.

• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

• проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

• уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

• стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

• умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм, а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.

Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.

Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журавленко Н. И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.

2. Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М. : Государственное музыкальное издательство, 1963.

3. Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

4. Андрианова Н. З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М. : 1999.

5. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н. Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.

6. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И. О. Исаева – М. : АСТ; Астрель, 2007.

7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло. – СПб. : Питер, 2007.

8. Орлова Т. М., Бекина С. М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.

9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е. Г, ред. Щуров В. М. – Красноярск, 1994. – 28 с.

10. Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И. Ю.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика по А. И. Савинкович

• проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

• чутко реагирует на характер и настроение музыки;

• хорошо поет;

• вкладывает много энергии, чувств в игру на музыкально-шумовом инструменте, в песню или танец;

• любит музыкальные записи;

• стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

• нравится играть на каком-нибудь инструменте;

• в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

• сочиняет собственные оригинальные мелодии.

ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по Емельянову В. В. :

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

План музыкального развития

вокальных данных воспитанника Логвиновой Ксении

Основные направления развития ребёнка Формы, приёмы и методы работы Предполагаемый результат сроки

Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. 1. Артикуляционная гимнастика

2. Игры со звуком

3. Пальчиковая гимнастика

4. Игры с пением Выступление на различных мероприятиях районного, городского и всероссийского уровня. В течение 1 года

Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год

№ месяц тема Музыкальный репертуар

1. сентябрь - введение, знакомство с голосовым аппаратом;

- использование певческих навыков;

- знакомство с различной манерой пения;

- вокальные навыки.

• упражнение на освобождение от мышечных напряжений «Дерево».

• Выполнение упражнений дыхательного тренинга «теплое дыхание», «курносый нос», «дыхание по точкам», «помпа», «насос».

• Проверка осанки, направленности выдоха.

• Выполнение упражнений для разминки губ - «кругосветное путешествие», «пятачок-улыбка», «почесывание губ», «губы-борцы».

• Для разминки языка - «уколы в щеки», «ириска», «жало».

2. Октябрь - певческая позиция;

- использование элементов ритмики;

- артикуляция и дыхание;

- осенние песни.

Выступление на осеннем празднике • музыкальные игры и загадки.

• Презентация «Календарные песни»

• Игра «звукоподражания»

• Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т. д.)

• Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

• Песня «Ах, какая осень» слова и музыка З. Роот.

3. Ноябрь - вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве;

- детский фольклор;

- раскрепощение певца;

- весёлый калейдоскоп. • Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!», «Крик – вой»

4. Декабрь - формы и жанры вокальной музыки;

- детские песни в исполнении эстрадных певцов;

- песни о зиме.

Выступление на новогоднем утреннике • Упражнение «Громче-тише» М. Раухвергера

• Разучивание песни “До, Ре, Ми, Фа, Соль” муз А. АОстровского, Сл. З. Петровой.

5. Январь - «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»;

- «Улыбка-это здорово!» • Дыхательные упражнения - звукоподражания «шум леса», «жужжание пчелы»

«Будет горка во дворе» Т. Попатенко

6. Февраль - «Волшебная страна звуков»;

- «Добрым быть совсем не просто…»;

Выступление на празднике, посвящённому Дню защитника отечества • Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко»

«Голубые санки»(муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой)

7. Март - детский фольклор;

Выступление на празднике «Масленица», 8 марта • «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера.

• Р. н. п «во поле берёза стояла»

• Русская народная прибаутка «Бай, качи-качи» в обр. М. Магиденко

8. Апрель - «Настроение нежности и веселья»;

- «Музыкальная прогулка»; • Дыхательные упражнения- звукоподражания «комарики»

• Упражнение на дыхание «мартышки»

«Песенка друзей» В. Герчик

9. май - «Краски музыки и голоса»;

- «Необычные звуки и голоса»;

Выступление на выпускном празднике, открытом районном конкурсе вокального творчества «Соловушка»«Весенняя песенка» муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко

«Сколько нас?» сл. Хромушкин О. Н, музыка Куклин Л.

Диаграмма

Уровень вокальных способностей воспитанника

подготовительной группы Логвиновой Ксении

2020-2021учебный год

баллы

начало года 9

середина года 12

конец года 15

Шкала баллов:

Ниже среднего - от 1 до 5

Средний – от 5 до 10

Высокий – от 10 до 20

Программа музыкального развития

одаренного ребенка

Составил: музыкальный руководитель

Константинова И. В.

высшая квалификационная категория

Публикации по теме:

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка»Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.

Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» ВидеоПрограмма студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Видео Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Уважаемые коллеги, я думаю, что всем родителям и нам, педагогам, хочется, чтобы.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа музыкального развития одаренного ребенка
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 14:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа музыкального развития одаренного ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Константинова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД