Оксана Адаменко
Программа «Мои ценности, мои ресурсы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мои ценности, мои ресурсы
Областное автономное учреждение социального обслуживания
«Чудовский комплексный центр социального обслуживания населения»
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа
«Мои ценности, мои ресурсы»
Составитель:
Педагог – психолог
Адаменко О. Н.
Чудово
2018г.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Темочки:
По результатам психологического обследования несовершеннолетнего правонарушителя было выявлено нарушение в поведенческой сфере, эмоциональной. Наблюдается сниженная самооценка, тревожность, агрессивные реакции, нарушение коммуникации.
На основании результатов диагностики было составлена коррекционно-развивающая программа с целью восстановления чувства доверия к себе, восстановление ощущения ценности собственной личности, и предупреждения эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.
Наличие данных нарушений может предопределять дезадаптацию в социуме, возникновение различных девиаций и эмоциональных срывов.
Научная обоснованность
Теоретической основой программы являются результаты научных исследований Гарбузова В. И., Оклендер В., Фопель К., Чесноковой Е. Н.
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные, так и негативные проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.
Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой и его эмоциональной сферой.
Основная функция самооценки в психической жизни личности заключается в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.
Ещё одной особенностью, характеризующей подростковый период, является становление эмоционально - волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. При нарушении эмоциональной сферы подростка возникает такое явление как тревожность, негативизм, агрессия. Тревожность может являться частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Таким образом, при недостаточной сформированности регуляторной сферы, а также сниженной самооценки подростка, высокой тревожности нарушается эмоциональная сфера ребенка и над этим надо работать, чтобы найти подростку тот ресурс, при котором Денис Г. успешно мог социализироваться.
Данная программа составлена на основе программы Чесноковой Е. Н. и Макартычевой Г. И.
Цель программы :
Восстановление чувства доверия к себе, восстановление ощущения ценности собственной личности, и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.
Задачи программы :
• Развитие, совершенствование навыков саморегуляции;
• овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром; развитие эмоциональной сферы;
• поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».
Условия реализации: занятия проходят в кабинете психологической разгрузки, после уроков, используется карандаши, бумага, глина, настольные игры на развитие самоконтроля.
Форма занятий: индивидуальная
Продолжительность:
6 занятий по 2 академических часа,1 раз в неделю.
Структура занятий:
Каждое занятие состоит из трех этапов: вводная часть (ритуал приветствия, объяснение работы, постановка целей, задач, выяснение общего настроя и самочувствия, основная часть (выполнение упражнений, обсуждение, заключительная часть (анализ занятия, рекомендации, ритуал прощания).
Методы и приемы работы:
Игровая терапия и арт-терапия, ролевая терапия, терапия, направленная на формирование адекватной самооценки, цветотерапия.
Тематическое планирование
№ Тема Цели занятия Содержание Кол-во часов
1 Знакомство. Восстановление чувства доверия к себе, восстановление ощущения ценности собственной личности.
Овладение способами познания себя, взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки. Упражнение «Снежный ком». «Атомы и молекулы».
«Что значит ваше имя?». Групповой рисунок. 2
2 «Я тебе доверяю» Восстановление чувства доверия к себе, к другим, восстановление ощущения ценности собственной личности. Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки. Упражнение «Слепой и поводырь», «Тростинка на ветру», «Ходит песенка по кругу», «Поиск общего» 2
3 «Эмоции. Как справиться с гневом?» Восстановление чувства доверия к себе, к другим, восстановление ощущения ценности собственной личности, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений. Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы
поддержки и формирование «проекции на будущее». Беседа. Упражнение «Цвет моего настроения», «Имена чувств», «Притча о змее», «Выставка», «Эмоции в моем теле», «Зеркало» 2
4 Уверенность и неуверенность в себе Восстановление чувства доверия к себе, к другим, восстановление ощущения ценности собственной личности, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений. Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы
поддержки и формирование «проекции на будущее». Упражнение «Размышления об уверенности», «Сила языка», «Уверенный - неуверенный — грубый», «Сильные стороны» 2
5 Наши ресурсы Восстановление чувства доверия к себе, к другим, восстановление ощущения ценности собственной личности, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений. Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы
поддержки и формирование «проекции на будущее». Упражнение «Перевоплощение», «Счастливое событие», «Вопросы на бумажках», «Я никогда не.» 2
6 «Я и мир вокруг меня» Восстановление чувства доверия к себе, к другим, восстановление ощущения ценности собственной личности, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений. Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы
поддержки и формирование «проекции на будущее». Упражнение «Я и мой мир», «Двадцать желаний», «Ресурсы», «Строим город», «Полезно-неполезно», «Пожелание» 2
Предполагаемый результат:
-развились навыки саморегуляции;
-овладели способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром;
-развитие эмоциональной сферы;
-активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».
Литература
1. Алиева М. А., Гришанович Г. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. -СПб. : Речь, 2002.
2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. -СПб. : ПЕР СЭ, 1997.
3. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб. : Северо-Запад. 1994.
4. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. - М. 2007
5. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. -М. : Класс, 1997.
6. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. -М. : Генезис, 2003.
7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. -М. : Генезис, 2002.
8. Чесноковой Е. Н. «Развивающий диалог в образовании» - Спб., 2009