Элина Иванова
Проект «Водные ресурсы Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Водные ресурсы Земли"
во второй младшей группе
Цель проекта:
Поддержка детской познавательной инициативы, развитие предпосылок
поисково-исследовательской деятельности, знакомство с многообразием воды в природе, воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Актуальность:
Публикация «Проект „Водные ресурсы Земли“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- День воды, 22 марта
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
По результатам наблюдений и бесед с детьми выяснила, что дети воду просто обожают, могут играть бесконечно с водой в лужах и льющейся из крана, совершенно не зная, какое это богатство - чистая вода, почему её нужно беречь. Детям интересно было бы узнать, какие свойства имеет вода, для чего и кому она нужна.
Задачи проекта:
• Научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой. Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах,
• Развивать познавательные способности детей. Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь всего живого, о формах и видах водных ресурсов Земли;
• Воспитывать бережное отношение к воде, осознание необходимости беречь её.
Длительность проекта : долгосрочный (4 недели)
Ожидаемые результаты:
Дети узнают:
• о свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки и т. д,
• о роли воды в жизни человека и живых организмов,
• о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
• Дети будут бережно относиться к воде.
• Дети станут более коммуникативно - компетентными по данной теме.
• Родители будут более активно участвовать в жизни группы.
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
Воспитатель собирает информацию, готовит материалы, определяет цель, задачи. Дети принимают цель и задачи, предложенные воспитателем, дополняют поставленные задачи. Родители знакомятся с целями и задачами проекта.
2. Практическо-исследовательский.
Воспитатель организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки. Беседы, осуществление опытов и наблюдений, рассматривание книг, иллюстраций, художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы.
3. Обобщающий.
Воспитатель анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами, организует презентацию проекта через выставку рисунков, поделок, творческих работ, оформление стенгазеты. Дети участвуют в организации выставки рисунков, творческих работ.
Взаимодействие с родителями:
1. Информация для родителей «Как научить детей охранять водные ресурсы».
2. Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма". 3. Консультация для родителей “Закаливание водой ‘.
4. Фотовыставка “Вода вокруг нас”.
5. Экскурсия с детьми и родителями на Барашкинский пруд: очищение берега реки от мусора, наблюдение за началом замерзания пруда и еще не улетевшими утками.
Взаимодействие со специалистами:
Преподаватель экологического кружка познакомила детей с обитателями воды в аквариумах (рыбками, водоплавающими черепахами и улиткам, показала детям, как пьют попугайчики, кролики, морские свинки и дегу.
Изменение предметно-пространственной среды в группе:
В группе был создан центр активности, достаточно изолированный и вместе с тем открытый для наблюдения и взаимодействия воспитателя и детей (поставили специальные столы, место для исследований накрыли скатертью, убрали стульчики, в свободном доступе у детей имелись различные материалы (в т. ч. природные) (вода, сахар и т. д., оборудование и инвентарь (стаканчики, ложечки, книги, дидактические игры и т. д.). Интересы и результаты деятельности детей находят отражение в предметно-развивающей среде за счет использования продуктов детской деятельности в оформлении выставки, стенгазеты. В качестве предметно-пространственной развивающей среды используется потенциал природных ресурсов (пруд, помещение дополнительного образования (кабинет экологии).
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
Чтение
Стихи и загадки о воде, водных обитателях
К. Чуковский "Мойдодыр"
К. Чуковский "Федорино горе"
Сказка «Как утка землю добывала»
В. Орлов «Ты скажи мне, реченька лесная»
С. Сахаров «Кто в море живет?
Г. Люшина «Капелька»
Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?»
Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка, Королева – вода (экологическая сказка)
Б. Заходер «Что случилось с рекой?»
Речевое развитие:
Беседы
«Где живет вода в детском саду?»
«Кто живет в водоемах?»
"Могут болеть реки и как их спасти»
Физическое развитие:
Подвижные игры
"Море волнуется"
"Лягушки и цапли"
"Дождик-солнышко"
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование
"Идёт дождь"
"Золотая рыбка"
Познавательное развитие:
Наблюдения
Наблюдения за водой, ее свойствами на прогулке с детьми.
Экскурсия
Экскурсия на Барашкинский пруд.
Опыты
"Знакомство со свойствами воды" Конспект занятия "Знакомство со свойствами воды"
Образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности
1. Игровая деятельность - игры с водой, игры-фантазирования, подвижные игры, дидактические игры.
2. Коммуникативная деятельность- общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе проекта.
3. Познавательно-исследовательская деятельность - исследование воды и экспериментирование с ней.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора - слушание читаемых воспитателем произведений и рассуждение (обсуждение прочитанного).
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд - дети выключают за собой воду, помогают взрослым при уборке мусора возле пруда.
7. Изобразительная деятельность - рисование "Идёт дождь", "Золотая рыбка".
8. Двигательная деятельность - подвижные игры "Море волнуется", "Лягушки и цапля", "Дождик- солнышко".
Образовательная деятельность в режимных моментах :
• дети, помыв руки, должны не забыть выключить кран с водой - напоминает воспитатель и знак над умывальниками;
• дети поливают растения в уголке природы - растения без воды не могут жить;
• на прогулке дети играют с водой, наблюдают за дождем, лужами - замерзшими и нет, как кошка за забором пила из лужи воду, как пьют голуби и воробьи;
• беседы с детьми о воде, её свойствах и значимости перед завтраком, после обеда, после сна и полдника.
Самостоятельная деятельность детей:
• труд в уголке природы (поливали растения)
• игры с водой
• рассматривание иллюстраций
• раскрашивание, рисование
• экспериментирование
Творческий продукт проекта:
Планируемые продукты проекта:
• Творческие работы : рисунки: "Идёт дождь", «Золотая рыбка»
• Стенгазета с фотографиями "Вода вокруг нас»
Итоги работы над проектом:
• В ходе работы над проектом у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам.
• Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой
• У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).
• Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Самоанализ: Исследовательское занятие детям (и мне) очень понравилось, были попробованы не только полученные "растворы", но и все исходные ингредиенты). Облились, испачкались, но довольны. Некоторое затруднение у детей вызвала часть с картинками и обручем, скорее всего причиной был их маленький возраст (т. е. и малое количество знаний о живом и неживом). Через две недели после того, как им регулярно рассказывалось о необходимости беречь воду, произошел интересный случай. Когда ребята сели обедать и начали есть суп, наступила, как обычно, тишина, и мы услышали шум льющейся воды. "Кто-то забыл выключить воду,"- зашумели дети, и не успела я дойти до ванной, как уже трое бросились выключать воду. Самой интересной частью проекта для детей было исследование и экспериментирование, а также экскурсия с родителями на пруд. На изменение ППС в группе дети отреагировали с интересом, т. к. появились новые материалы и предметы, доступные для использования и изучения. Мне было интересно реализовывать проект, но не сказать, что легко, т. к. я работаю воспитателем всего третий месяц. Что касается взаимодействия с родителями и специалистами по теме проекта, то в этом проблем не было никаких - мы все работаем ради наших детей, чтобы они развивались и были благополучными.
•
Использованная литература:
• Н. Николаева «Юный эколог». Мозаика- Синтез Москва 2005г.
• О. А. Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. «Тема: Вода». М. :ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2009г.
• Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем : Игры-занятия с дошкольниками. -2-е изд. испр. - М. :ТЦ Сфера, 2013.-128с. (Ребенок в мире поиска)
• Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми». Воронеж 2004г.
• Н. В. Коломнина «Занятия по экологии в детском саду». Москва 2008г.
• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду
• Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников