Любовь Толмачева
Программа для детей дошкольного возраста (4–7 лет) «Ментальная Арифметика»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Ментальная Арифметика» направлена реализацию новых потребностей времени, развитие умственных способностей с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe.
Программа «Ментальная арифметика» адресована детям дошкольного возраста (4-7 лет) без предварительной подготовки.
Публикация «Программа для детей дошкольного возраста (4–7 лет) „Ментальная Арифметика“» размещена в разделах
Срок реализации программы : 1 год – 68 ч.
Программа стартового уровня
1.2. Цель и задачи образовательной программы
Целью программы является развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи программы :
Образовательные:
• привитие интереса у учащихся к математике;
• обучение навыкам устного (ментального) счета с использованием абакуса;
• углубление и расширение знаний по математике;
Развивающие:
• способствовать развитию мелкой моторики;
• развитие математического кругозора, мышления, фотографической памяти, внимания, правого и левого полушария головного мозга;
• развитие познавательной активности;лидерских качеств
Воспитательные:
• способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
• воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности;
• сформировать ответственность за начатое дело;
• сформировать навыки здорового образа жизни;
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
1. Вводное занятие «Знакомство с ментальной арифметикой»
Теория: Понятие «ментальная арифметика». История возникновения ментальной арифметики в Японии и Китае.
Практика: Устный опрос. Рассматривание абакуса (соробана). Игры со счётами.
2. Тема «Знакомство с абакусом»
Теория: Строение абакуса.
Практика. Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Перекладывание косточек на абакусе.
3. Тема «Знакомство с цифрой 0»
Теория: Понятие цифры 0 и ее отображение
Практика: Занятие по рабочей тетради. Выполнение заданий в рабочей тетради. Лепка из пластилина портрета цифры
4. Тема «Числа 1-4»
Теория: Изучение чисел 1-4, их отображения
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Набор чисел на абакусе. Выполнение заданий в рабочей тетради. Лепка из пластилина портрета цифр
5. Тема «Знакомство с флеш-картами»
Теория: Что такое флеш-карта и как ими пользоваться.
Практика: Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.).
6. Тема «Повторение: чисела 0-4 и их отображение»
Теория: Отображение чисел на флеш-картах.
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
7. Тема «Простое сложение и вычитание однозначных чисел 1-4»
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Математические стихи. Простое сложение и вычитание на счётах. Выполнение заданий в рабочей тетради.
8. Тема «Ментальная карта»
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Загадка про счёт в уме.
9. Тема «Число 5»
Теория: Изучение цифры 5
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Математические загадки. Выполнение заданий в рабочей тетради. Набор числа 5 на абакусе. Лепка из пластилина портрета цифры
10. Тема «Числа 6-9»
Теория: Изучение цифр 6-9, состав числа
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Математические загадки. Выполнение заданий в рабочей тетради. Набор чисел на абакусе. Лепка из пластилина портрета цифр
11. Тема «Повторение: чисел 5-9 и их отображение»
Теория: Отображение чисел на флеш-картах.
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
12. Тема «Простое сложение и вычитание однозначных чисел 5-9»
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Простое сложение и вычитание на счётах. Выполнение заданий в рабочей тетради.
13. Тема «Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил»
Теория: Повторение строения абакуса. Отображение и набор чисел.
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Простое сложение и вычитание на счётах. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
14. Тема «Повторение: Решение примеров с числами 0-9»
Теория: Повторение основных принципов сложения и вычитания в пределах 9
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Простое сложение и вычитание на счётах в пределах 9. Выполнение заданий в рабочей тетради.
15. Тема «Числа 10/20»
Теория: Изучение чисел 10/20
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Набор чисел 10/20 на абакусе. Лепка из пластилина портрета цифр
16. Тема «Числа 30/40»
Теория: Изучение чисел 30/40
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Набор чисел 30/40 на абакусе. Лепка из пластилина портрета цифр
17. Тема «Повторение: Решение примеров с числами 10-40»
Теория: Повторение отображения чисел на счетах, основные принципы сложения двухзначных чисел
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Простое сложение и вычитание на счётах двухзначных чисел на абакусе. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради.
18. Тема «Число 50»
Теория: Изучение числа 50
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора числа 50 на абакусе. Лепка из пластилина портрета цифры
19. Тема «Числа 60-90»
Теория: Изучение чисел 60-90
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел 60-90 на абакусе. Лепка из пластилина портрета цифр
20. Тема «Повторение: Решение примеров с числами 10-90»
Теория: Повторение отображения чисел на счетах, основные принципы сложения простых двухзначных чисел в пределах 90
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Простое сложение и вычитание на счётах двухзначных чисел в пределах 90 на абакусе. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради.
21. Тема «Числа 11-99»
Теория: Изучение чисел 11-19 и их состава
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел 11-19 на абакусе. Лепка из пластилина портрета цифр
22. Тема «Разные двухзначные числа»
Теория: Изучение отображения и разбор состава разных двухзначных чисел
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел на абакусе. Набор чисел на абакусе.
23. Тема «Разные числа. Сложение»
Теория: Изучение правил простого сложения разных двухзначных чисел.
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). ъ Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел на абакусе. Решение примеров на абакусе.
24. Тема «Разные числа. Вычитание»
Теория: Изучение правил простого вычитания разных двухзначных чисел.
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). ъ Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел на абакусе. Решение примеров на абакусе.
25. Тема «Повторение чисел 0-99. Решение примеров»
Теория: Повторение отображения чисел на счетах, основные принципы сложения простых двухзначных чисел в пределах 99
Практика: Игра по технологии брейн-фитнеса (головоломки, мозайка, викторина и т. д.). Простое сложение и вычитание на счётах двухзначных чисел в пределах 99 на абакусе. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради.
26. Итоговое занятие
Практика: Выполнение контрольного задания. Счёт на абакусе
Второй год обучения (базовый уровень)
Цель второго года обучения - развитие практических навыков логического мышления, повышение интеллектуального уровня, путем углубления и расширения математических знаний и закрепления навыков устного счета и вычислений на абакусе.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
- Уметь производить вычисления сложения и вычитания на абакусе;
- Владеть навыками устного счета;
- Свободно ориентироваться в числовом ряду в пределах 100;
- Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- Уметь перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Метапредметные:
- Знать правила безопасности труда и личной гигиены;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- В сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
- Строить логические рассуждения в форме связи простых суждений;
Личностные:
- Самостоятельность, дисциплинированность;
-Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью
-Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- Формирование навыков продуктивного сотрудничества и здорового образа жизни;
- Повышение общекультурного уровня.
2.1. Условия реализации программы
- Формирование групп и расписания занятий в соответствии с программой.
- Пространственно-предметная среда (наглядные пособия, выставка детских работ).
Для успешной реализации программы, занятия проводятся в теплом просторном, хорошо освещенном помещении (кабинете, которое отвечает всем установленным санитарно-гигиеническим требованиям (Сан ПиН 2.4.3648-20) - посадочные места (ученические столы и стулья на каждого обучающегося).
Методические материалы:
Учебный материал программы «Ментальная арифметика» состоит из двух составных частей:
- Теоретической - формирующей систему понятий, теоретических знаний, которые должны получить учащиеся в процессе обучения;
- Практической – направленной на приобретение умений и навыков в области ментальной арифметики.
В основу программы положены следующие принципы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых технических навыков);
-сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям);
-системности и последовательности, предусматривающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок «от простого к сложному», «от частного – к общему»;
-дифференциации и индивидуализации, предполагающий создание условий для максимального развития задатков и способностей каждого воспитанника.
Методические приемы. Для каждого уровня освоения доминирующими методами обучения являются:
- для ознакомительного уровня: объяснительно-иллюстративные методы обучения. При использовании такого метода обучения учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- для базового уровня: объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
В начале каждого учебного года проводится диагностирование уровня сохранности пройденного материала. В конце года проводятся контрольные работы, где проверяется уровень освоения данной программы.
Для реализации программы необходимы следующие оценочные комплексы и материалы:
1. Методические комплексы состоящие: из информационного материала, инструкционных и технологических карт, методических разработок и планов конспектов занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: флеш-карты, ученические абакусы, задачники, рабочие тетради, ментальная карта.
3. Развивающие и диагностические процедуры: планшеты с магнитной крошкой, объемный счетный материал, набор Брейн-фитнеса, настольные развивающие игры (лото, домино, головоломки, мозайка, танграмы, тесты Струпа, тесты Шульте, тематические пазлы.
4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные инструкции
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе реализации Программы проводятся входящая, промежуточная и итоговая формы диагностики.
- Входящая диагностика проводится на первом занятии с целью оценки начальных знаний чисел, первичных математических навыков и познавательных способностей обучающихся. Диагностика проводится в форме беседы. Результаты диагностики доводятся до сведения родителей.
- Промежуточная диагностика проводится в течение всего года. Цель диагностики определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется. Критерий текущей диагностики – отследить степень усвоения обучающимися конкретных знаний, а так же увидеть изменения в познавательной деятельности, которые происходят на занятиях в течение учебного года.
На каждом занятии преподаватель наблюдает и фиксирует:
- детей, легко справившихся с содержанием занятия;
- детей, отстающих в темпе или выполняющих задания с ошибками, недочетами;
- детей, совсем не справившихся с содержанием занятия.
Контрольно-измерительные материалы:
- набор диагностических карт (тесты) для оценки познавательной деятельности;
- практические работы в рабочих тетрадях;
- контрольные работы набора чисел; счета на абакусе;
Итоговая диагностика проводится в конце обучения и предназначен для комплексной оценки достижения планируемых результатов. На итоговом занятии учащиеся выполняют практическое задание в виде контрольной работы на знание сложения и вычитание в пределах двухзначных чисел на абакусе.