Любовь Чекур
Программа «Мелодика»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская программа
работы по формированию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников средствами ИКТ в процессе восприятия музыки
«Мелодика»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы : два года
Автор – разработчик, ответственный за реализацию Программы : музыкальный руководитель Реброва Любовь Михайловна.
Куратор реализации Программы : заведующий Иванова Елена Александровна.
п. Любань
2019 год
Содержание
Темочки:
Работа с детьми осуществляется музыкальным руководителем в различных формах организации музыкально деятельности: групповые музыкальные занятия; подгрупповые занятия; индивидуальные занятия в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов; музыка в повседневной жизни детского сада.
Программа обучения рассчитана на два года обучения по 36 академических часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 1 академический час (20 минут).
Содержание образовательной работы музыкального руководителя:
- поддерживает интерес ребенка к слушанию музыки с помощью наглядности в виде ИКТ, вызывает эмоциональный отклик на нее;
- предлагает для прослушивания более сложные музыкальные произведения: постепенно переходит от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности; от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам — к все более развернутым и сложным; от содержащих одну ведущую тему — к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений;
- продолжает знакомить детей с мелодией, учит ориентироваться на нее и другие средства музыкальной выразительности при определении характера и настроения музыкального произведения;
- побуждает самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, используя музыкально-дидактические компьютерные игры;
- знакомит с жанрами музыкального искусства, учит определять их, используя средства ИКТ (видеоролики, тематические презентации);
- продолжает знакомить с музыкальными инструментами, используя видеоролики, тематические презентации, дидактические компьютерные игры;
- предлагает задания на узнавание музыкальных произведений и инструментов, на которых они исполняются, используя дидактические компьютерные игры.
Работа по Программе осуществляется согласно плану (Приложение №1, №2).
Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется, конкретизируется под образовательные запросы детей и родителей, их возможности и возможности детского сада.
Для индивидуализации работы с детьми с низким уровнем показателей сформированности эмоциональной отзывчивости, по результатам диагностического обследования, составляются индивидуальные образовательные маршруты, содержание работы индивидуализируется под каждого ребенка.
Цели и задачи реализации Программы
Цель – формирование эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников средствами ИКТ в процессе восприятия музыки.
Задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность с учетом возможностей каждого ребенка.
2. Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать богатство впечатлений.
3. Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства.
4. Развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.).
5. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности).
6. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).
7. Расширять знания детей о музыке.
8. Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте.
9. Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной, поддерживать проявления оценочного отношения.
Принципы реализации Программы
Музыкальные занятия с использованием ИКТ в процессе восприятия музыки базируются на следующих общедидактических принципах обучения:
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Этот принцип означает, что всё, что развивает должно и воспитывать ребенка.
2. Принцип системности и последовательности позволяет детям применять усвоенное и познавать новое на следующем этапе музыкального развития, а также закреплять сформированные умения и навыки в процессе восприятия музыки.
3. Принцип наглядности предоставляет возможность сделать учебный материал общепонятным для слухового и зрительного восприятия.
4. Принцип доступности. Реализуя данный принцип, мы посредствам ИКТ стараемся обогатить понятийный ряд музыкальных тем, делая их открытыми и понятными детям.
5. Принцип индивидуализации. Для реализации его разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, так как индивидуальные различия детей выражены ярче или слабее.
6. Программа составлена с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей:
1. Художественно – эстетическое развитие.
«Музыкальная деятельность» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Музыкально – ритмическая деятельность» - дети учатся через движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
«Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию произведения, которое они будут слушать.
1. Речевое развитие.
В процессе работы в рамках Программы, на основе полученных знаний и впечатлений о музыке, дети учатся не только отвечать на вопрос, но и выразить словами свое отношение, предварительно охарактеризовав музыкальное произведение, разобравшись в выразительных его средствах, почувствовав разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Здесь огромное значение приобретает «Словарь эмоционально-образного содержания музыки», разработанный О. П. Радыновой.
3. Познавательное развитие.
В содержание произведений по «слушанию музыки» заложено закрепление представлений детей об окружающем мире.
4. Социально – коммуникативное развитие.
В процессе реализации Программы дети имеют возможность не только общаться, но и проявлять свои лидерские качества.
5. Физическое развитие.
Музыкально – ритмическая деятельность способствует развитию основных движений, а музыкальная деятельность (вокальное пение, дыхательные упражнения) укреплению здоровья детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Работа с семьями воспитанников в рамках реализации Программы построена по следующим направлениям:
1. Информационно - аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы.
2. Психолого – педагогическое просвещение семей воспитанников реализуется через консультации, беседы, музыкальные гостиные, стендовую информацию.
3. Включение семей воспитанников в реализацию Программы. Задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей.
4. Создание предметно-развивающей среды через сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам и развлечениям, в подготовке презентаций, костюмов, декораций.
Ожидаемый результат развития детей в рамках Программы :
1. Накопление музыкальных впечатлений и развитие навыков культурного слушания при ознакомлении с музыкальными произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, с последующим формированием музыкального вкуса.
2. Улучшение развития музыкальных способностей (развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти, музыкально-сенсорного слуха).
3. Повышение уровня сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку. Воспитание эстетические чувства.
4. Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой.
5. Развитие умения проявлять оценочное отношение.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Для реализации Программы имеется музыкальный зал с необходимым оборудованием:
1. Цифровое пианино, включающее в себя несколько звуковых режимов: фортепиано, клавесин, орган, органелла и др.
2. Музыкальный центр, проектор, экран, компьютер, интерактивная доска.
3. Медиотека: аудио - и CD диски, мультимедийные проекты, тематические презентации и видеоролики, музыкально-дидактические компьютерные игры, репродукции картин.
4. Детские музыкальные инструменты.
5. Методическая литература для проведения работы по Программе.
В группах в музыкальных уголках находятся детские музыкальные инструменты, портреты композиторов, альбомы с иллюстрациями репродукций картин к знакомым музыкальным произведениям, аудио диски с классической музыкой (согласно репертуару данного возраста).
Литература.
1. Авторская программа для дошкольников и младших школьников и методические рекомендации «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова. М. : "Издательство Гном и Д", 2000 г.
Методическое обеспечение программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» :
1. Радынова О. П. Настроения, чувства в музыке. Конспекты занятий с нотным приложением. - М. : ТЦ Сфера, 2016. – 208 с.
2. Радынова О. П. Музыка о животных и птицах. Конспекты занятий с нотным приложением. - М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
3. Радынова О. П. Природа и музыка. Конспекты занятий с нотным приложением. - М. : ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
4. Радынова О. П. Слушаем музыку: Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. -М., «Просвещение», 1990.
5. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М. : «Владос», 1997
6. Радынова О. П. «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997.
7. Радынова О. П. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М. : 1997.
8. Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). – М. : ГДРЗ, 1995.
9. Аудиокассеты с записями камерной и оперной музыки. Шестой год жизни. – М. : «Виоланта», 1998.