Нина Малахова
Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие ручки» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
Кружок по развитию мелкой моторики «Ловкие ручки»
для детей 2 младшей группы
Воспитатель: Малахова Н. А
Список детей
График работы
Еженедельно
Четверг 16.00 – 16.15
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка по развитию мелкой моторики „Ловкие ручки“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кружок «Ловкие ручки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В ходе реализации программы дети познакомятся со следующими нетрадиционными художественными техниками:
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску, ладошку делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой и гречкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (гречку) (по рисунку) .
-Пластиллинография: ребенок закрепляет кусочки пластилина на картон способом сплющивания.
-Тестопластика: ребенок, работая с тестом использует различные приё мы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т. д
В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, вата и др.)
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно, держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.
Цель программы кружка.
Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Техники, применяемые в кружковой работе, доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, методом тычка, ватными палочками и тд.)
-формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз;
-формировать практические умения и навыки;
-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, вата.
-формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие :
-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-совершенствовать движений рук;
-развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
-развивать речь детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
-воспитывать и развивать художественный вкус;
-воспитывать усидчивость, целенаправленность;
-воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.
Программа кружка разработана для детей 3-4 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 15 минут.
Количество детей : 8 человек.
Методы, используемые в работе кружка :
-словесные (рассказы, объяснения, беседы)
-наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
-практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
Предполагаемые результаты:
1. У детей сформировались навыки самообслуживания: могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма;
2. Повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами;
3. Дети с удовольствием используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.
Работа с родителями:
1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы на 2018-2019 учебный год;
2. Приглашение родителей на выставки детских работ;
3. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье.
Учебно-тематическое планирование.
Подготовительный этап:
• Первичное диагностирование детей. Цель – выявить уровень развития мелкой моторики;
• Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
• Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
Содержание:
Октябрь
1 неделя
Рисование пальчиками «Веселый мухомор»
Задачи:
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование:
Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы, гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.
Октябрь
2 неделя
Рисование пальчиками «Ветка рябины».
Задачи:
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать и называть цвета. Развивать внимание, самостоятельность, воображение, эстетический вкус. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.
Оборудование:
Лист бумаги формата А 4, нарисована ветка рябины без ягод, гуашь,тряпочка, стакан.
Октябрь
3 неделя
Отпечаток ладошки «Морковка для зайчика».
Задачи:
Познакомить с новым способом нетрадиционной техники – отпечаток ладошкой. Обогащать представление детей об овощах. Закрепить знание цветов. Развивать мелкую моторику, творческие способности, сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.
Оборудование:
Игрушка зайчик, морковка муляж, эскиз морковки, широкие мисочки с разведенной водой гуашью зеленого цвета.
Октябрь
4 неделя
Отпечаток ладошки «Веселые рыбки».
Задачи:
Продолжить знакомить с новым способом изобразительной техники – отпечаток ладошкой. Учить детей делать отпечатки, дорисовывать их до определенного образа. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук. Воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость.
Оборудование:
Картинка с рыбками, эскиз аквариума, широкие мисочки с разведенной водой гуашью красного, желтого, синего, зеленого цвета, кисточки, салфетки, стаканчик с водой.
Ноябрь
1 неделя
Рисование манкой «Поиск клада».
Задачи:
Познакомить детей с манкой как материал для рисования. Учить детей пальчиками выводить рисунки. Развивать мелкую моторику, творческое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально.
Оборудование:
Подносы с манкой на каждого ребенка индивидуально для каждого, сито общее на всех, таз с манкой и мелкими игрушками.
Ноябрь
2 неделя
Рисование ватными палочками «Осенний лес».
Задачи:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками. Учить детей рисовать в технике «Рисование ватной палочкой» листья дерева. Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать интерес к новым методам рисования.
Оборудование:
Иллюстрации осенних деревьев, альбомный лист с изображением ствола дерева, гуашь красного, желтого цвета, ватные палочки, салфетки.
Ноябрь
3 неделя
Скатывание бумаги «Конфеты для мамы» к дню матери.
Задачи:
Учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала. Учить детей скатывать из салфеток шарики. Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отношение своим близким маме, бабушке, сестре.
Оборудование:
Ваза для «конфет», салфетки для скатывания.
Ноябрь
4 неделя
Скатывание бумаги «Покормим птичек».
Задачи:
Закрепить у детей умение работать с бумагой, отрывать кусочки и скатывать в комочки. Учить отрывать небольшой кусочек от салфетки. Развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование:
Иллюстрации с птицами, салфетки.
Декабрь
1 неделя
Аппликация с использованием ваты «Выпал первый снег».
Задачи:
Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации- с помощью ваты. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать представления детей о времени года- зима. Вызвать интерес к созданию образа снегопада. Развивать композиционное умение равномерно располагать комочки по всему рисунку. Воспитывать любознательность, интерес к аппликации, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Иллюстрации с пейзажем зимы, лист бумаги А 4, эскиз дерева на каждого ребенка, кисточки, клей ПВА, комочки ваты, тряпочки, игрушка зайчик.
Декабрь
2 неделя
Рисование ватными палочками «Снежок порхает, кружится».
Задачи:
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.
Оборудование:
Снежинки, вырезанные из бумаги по количеству детей, гуашь белого цвета, ватные палочки, листы тонированной синей бумаги или синий картон, на которых схематично изображены снежинки, стаканчики с водой, салфетки
Декабрь
3 неделя
Аппликация из салфетных шариков «Елочные шары».
Задачи:
Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки.
Развивать мелкую моторику, цветное восприятие, тактильное восприятие, воображение. Воспитывать, эстетический вкус и культуру труда.
Оборудование:
Картинка с елочкой украшенная шарами, вырезанная из картона елочка,бумажные салфетки разных цветов.
Декабрь
4 неделя
Рисование жесткой кистью, ватными палочками «Волшебный лес».
Коллективная работа.
Задачи:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой «тычок», рисование полусухой жесткой кистью. Учить держать кисточку вертикально. Делать тычки внутри контура. Закрепить украшать рисунок, используя рисование пальчиками или ватными палочками. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать чувства радости к результату своего труда.
Оборудование:
Картинки с изображением зимнего пейзажа, ватман на котором на голубом фоне нарисованы деревья, ели, гуашь белая, жесткая кисть.
Январь
2 неделя
Игра с фасолью «Золушка».
Задачи:
Учить детей рассортировывать фасоль (белую отдельно, красную отдельно). Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать у детей нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.
Оборудование:
Кукла «Золушка», подносы с красной и белой фасолью.
Январь
3 неделя
Лепка техника пластиллинография «Подсолнух».
Задачи:
Знакомство детей с техникой пластиллинография. Учить закреплять кусочки пластилина на картон способом сплющивания, закреплять семена подсолнуха на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и образное восприятие. Воспитывать интерес к новым методам лепки.
Оборудование:
Эскиз подсолнуха на картоне, пластилин черного цвета, доска.
Январь
4 неделя
Игра «Соберем матрешку».
Задачи:
Формировать у детей представление о народной игрушки –матрешки. Учить в правильном порядке собирать матрешку (от маленького к большой). Развивать мышление, воображение. Воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование:
Матрешки.
Февраль
1 неделя
Аппликация из ваты «Овечка» .
Задачи:
Закрепить умение рисовать в технике " объемная аппликация из ваты ". Развивать творчество и фантазию, мелкую моторику рук, речь детей. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Оборудование:
Игрушка овечка, эскиз овечки на картоне, вата, клей, подставки под кисточки, салфетки.
Февраль
2 неделя
Рисование манкой «Снежинка».
Задачи:
Учить детей передавать в рисунках особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность при выполнение работы.
Оборудование:
Иллюстрации с зимним пейзажем, синий тонированный лист бумаги или синий цветной картон с эскизом снежинки, манная крупа, клей, кисточка, салфетка.
Февраль
3 неделя
Тестопластика «Улитка-длинные ушки».
Задачи:
Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Учить детей раскатывать длинный столбик, скручивать его. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
Оборудование:
Соленое тесто, игрушка улитка, доски для лепки, влажные салфетки.
Февраль
4 неделя
«Бусы из макарон».
Задачи:
Познакомить детей с новым видом творчества. Учить слышать и слушать устные инструкции. Развивать мелкую моторику, творческие способности, познавательный интерес. Воспитывать усидчивость, внимательность.
Оборудование:
Нить для нанизывания макарон, макароны.
Март
1 неделя
Рисование оттисков печатками из картофеля «Светофор».
Задачи:
Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля. Учить правильно называть цвет. Напомнить и закрепить правила дорожного движения, уже знакомые детям, вспомнить, что такое светофор. Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев. Воспитывать отзывчивость и доброту. Воспитывать культуру поведения детей на дорогах.
Оборудование:
Макет светофора, прямоугольник из картона, печатки из картофеля, мисочки с вложенным тонким поролоном, пропитанным гуашью зеленого, желтого и красного цвета.
Март
2 неделя
«Мимоза» к 8 марта.
Задачи:
Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки.
Развивать мелкую моторику, восприятия цвета. Воспитывать любовь к маме, порадовать ее.
Оборудование:
Картон с нарисованным контуром мимозы, салфетки желтого цвета, доска.
Март
3 неделя
Рисование гречкой «Ежик».
Задачи:
Познакомить с методом изображения с помощью нанесения клея и насыпать на него гречку. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к новым методам рисования.
Оборудование:
Картинка с ежиком, лист бумаги А 4 с нарисованным контуром ежика, клей ПВА, гречка, поднос под гречку.
Март
4 неделя
Лепка «Веселые черепашки».
Задачи:
Учить создавать объёмные поделки, используя в качестве каркаса бросовый материал. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, терпение, интерес к окружающему миру.
Оборудование:
Игрушка черепаха, заготовки из пластилина черепах, красная фасоль.
Апрель
1 неделя
Лепка пластиллинография «Праздничный торт».
Задачи:
Учить выполнять работу в технике пластилинографии. Развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику. Воспитывать желание творить.
Оборудование:
Фотографии детей на празднике, тортики нарисованные на картоне разного цвета, пластилин.
Апрель
2 неделя
Аппликация из ваты «Веточка вербы».
Задачи:
Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке. Закрепить и расширить знания детей о вербе. Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Развивать воображение детей, фантазию, эстетическое восприятие, самостоятельность при выборе изобразительного материала. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе родного края.
Оборудование:
картинка с изображением вербы, картонный лист на каждого ребенка с эскизом ветки вербы, ватные шарики.
Апрель
3 неделя
Аппликация из салфетных шариков «Цыпленок».
Задачи:
Учить детей выполнять аппликацию, используя нарезанные салфетки, мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. Вызывать эмоциональный отклик на созданное изображение. Развивать мелкую и общую моторику, творческие способности. Воспитывать чувства радости к результату своего труда.
Оборудование:
Игрушка цыпленок, желтые салфетки, клей ПВА, эскиз цыпленка на каждого ребенка.
Апрель
4 неделя
Лепка «Солнышко и дождик».
Задачи:
Учить детей создавать изображение приемом размазывания одного элемента к другому. Развивать мелкую моторику, воображение, снятие мышечного напряжения. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование:
Лист картона, пластилин, лист картона с эскизом солнышка и тучки с дождиком, доска.
Май
1 неделя
Рисование жесткой, полусухой кистью «Поляна весенних цветов».
Задачи:
Закрепить умением пользоваться методом «тычка». Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование:
Гуашь красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего фиолетового цвета, лист А-4, бумажные салфетки; картинки с изображением солнца, тучи с дождём, радуги, салфетки для рук; магнитная доска.
Май
2 неделя
Рисование ватными палочками «Дождик».
Задачи:
Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватные палочки. Учить детей при помощи ватных палочек наносить ритмические маски. Учить передавать в рисунке впечатление от окружающей среды. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать интерес к рисованию.
Оборудование:
Картинки с дождем, альбомный лист, гуашь синяя, стаканчик, кисточки.
Май
3 неделя
Тестопластика «Гусеница на листе».
Задачи:
Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Уточнить знания и представления о геометрических телах. Закрепить умение составлять гусеницу из разных по размеру шаров, размещая их на листе из картона. Развивать глазомер, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.
Оборудование:
Иллюстрации гусениц. Стеки, доски для лепки, тряпочки для рук, соленое тесто, картон зеленого цвета.
Май
4 неделя
Отпечатки ладошек «Солнышко»
Коллективная работа.
Задачи:
Учить детей творить, фантазировать, видеть образ солнышка. .Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
Изображение солнышка лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом.
Литература, используемая педагогом:
1. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб. : «Питер»,2000.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – Ь. ТЦ Сфера, 2008.
3. Урмакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб. :»Литера», 2008.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М. : «КАРАПУЗ», 2009.
5. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». – СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013.
6. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3 -4 лет. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.