Мария Малинина
Программа кружка по дополнительному образованию воспитанников художественный труд для детей 5–7 лет «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт программы
Наименование Программы
Программа художественного кружка «Умелые ручки» группы общеразвивающей направленности для детей 5-7 лет на 2017 -2019год.
Основание для разработки Программы
Публикация «Программа кружка по дополнительному образованию воспитанников художественный труд для детей 5–7 лет „Умелые ручки“» размещена в разделах
• СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г. №91, изменения №1 к СанПиН 2.4.1. - 10 от 20.12.2010г. № 164 СанПиН 2.4.1. 2791 - 10 • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением правительства РФ №2562 • «ФГТ к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» утв. Приказом Мин. обр. науки России от 23.11.2009г. №655 • Приказ Мин. обр. науки РФ от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» • Заказчики Программы
Педагогический совет, родители.
Основные разработчики Программы
Воспитатель : Малинина М. А.
Сроки реализации Программы
2 года
Цель Создание условий для целостного развития ребенка
Задачи программы
1 .Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды продуктивной и прикладной деятельности.
2. Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
3. Приобщать к продуктивным видам деятельности и к творческому труду
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Развита инициатива, выдумка и творчество детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды творческого труда, продуктивной и прикладной деятельности.
2. Сформировано эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.
Пояснительная записка
Программа кружка «Умелые ручки» для детей 6-7 лет разработана на основании авторской программы «Художественное творчество в детском саду» И. А. Лыковой (Лыкова И. А Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. ; - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-144 с, которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной и продуктивной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по ручному труду. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей и художественного труда детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Новизна, актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественноэстетического воспитания заключается :
- в создании и апробации содержания цикла интегрированных занятий кружка художественного труда «Умелые ручки» - в подборе диагностических методик для определения уровней развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в художественном труде, - в разработке методических рекомендаций по организации детского художественного труда.
Актуальность программы Задача развития творческого потенциала в дошкольном детстве актуальна для настоящего времени. В современном мире творчество ценится очень высоко. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономической жизнью общества – потребностью в людях активных, знающих и умеющих решать различные жизненные ситуации, предвидеть, предполагать, прогнозировать. Такие проблемы способны решать только творчески одаренные дети. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования до 2020 года, главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется : -обеспечить государственную поддержку для одаренных детей. В основе современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности. Этот процесс начинается в дошкольном детстве, когда ребенок через общение со взрослыми и сверстниками, в широком контакте с окружающим миром, искусством, художественным творчеством осваивает социальный опыт.
В концепции дошкольного воспитания говорится о том, что при становлении базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие компоненты личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире. Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка. Творчество детей дошкольного возраста хотя и выступает еще в неразвитой форме, однако содержит в себе важные качества, которые создают возможность, самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт – оригинальный рисунок, новую сказку и т. д.
Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективного нового продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, нитки, листья, семена и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака -польза и красота в их гармоничной согласованности.
Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, очень часто педагоги и родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключить творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникшие на его жизненном пути.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности например в своей поделке. Занятия кружка «Умелые ручки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что поделка - это плоскостное изображение объемных предметов. Художественный труд - интересный вид изобразительной деятельности, позволяющий наряду с развитием творчества, фантазии и воображения у детей среднего дошкольного возраста обучение техническим навыкам и умениям.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.
Цель
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи - развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
- развивать творческое воображение детей, фантазию;
- воспитывать аккуратность в работе, учить доводить начатое дело до конца;
- воспитывать внимание, наблюдательность и эстетическое отношение к действительности;
- учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки:
- совершенствование ручной умелости, мелкой моторики руки;
- формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;
- учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в своей работе;
- учить детей различать, называть и использовать в работе цвета /красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый/;
- осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами художественного труда;
- содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды художественного труда;
- совершенствовать и активизировать те знания и умения, которыми дети овладевают на занятиях по продуктивным видам деятельности.
Технические средства, необходимые для ручного труда : густые краски основных цветов, кисти, цветная и креповая бумага, листья, цветные нитки, крупы, косточки и семена растений, белый картон, ножницы, тряпка, клей.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст и подготовительная к школе группа) и предполагает проведение совместной деятельности с детьми один раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год, во 2-ой половине дня продолжительностью старшая группа 25 минут, по подгруппам /7-8 детей/, подготовительная к школе группа 30 минут, по подгруппам /7-8 детей/ (в соответствии с «Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях). Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять 7-8 человек.
Кружок посещают дети по запросам родителей. Возраст детей, участвующих в реализации программы кружа художественного труда 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить индивидуальность и творческие способности.
Работа с детьми
Организация занятий по художественному труду проходит на основе дополнительного образовательного кружка «Умелые ручки», целью которого является развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством художественного труда. Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий с каждой мини-группой не более 25-30 минут. Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные способности детей, их желания, состояния здоровья и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Для активизации творческого воображения в работе с детьми широко используются дидактические и развивающие игры, игровые упражнения.
Использование нетрадиционных техник художественного труда позволяет активизировать интерес дошкольников и мотивацию к занятиям. Занятия проводятся в игровой, непринужденной форме. Используются такие виды художественного труда как : аппликация из цветной и креповой бумаги, листьев, семян и косточек растений, круп, макарон, ниток, обрывная, объемная, с элементами конструирования, изготовление поделок из бросового и природного материала, из креповой бумаги способом торцевания и др.
Перспективный план работы построен на основе тематического принципа в соответствии с тематическим планом непосредственно организованной деятельности (НОД) основной образовательной программы Детского сада. Так, например, в соответствии с темой недели непосредственно организованной деятельности «Наш город», запланирована тема занятия на кружке «Герб нашего города» - дети выполняют коллективную работу по изготовлению герба города Омска в технике торцевания из креповой бумаги. В соответствии с темой «Посуда» - запланирована тема занятия на кружке «Красивая тарелочка» из креповой бумаги. В соответствии с темой недели «Животные жарких стран» запланирована тема занятия на кружке «Жираф» - в технике аппликации обрыванием цветной бумаги дети изображают фигуру жирафа. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через продуктивные виды деятельности.
Реализация задач кружка происходит через проблемные ситуации, практическую работу, дидактические игры и др. связующим звеном выступает тема (образ, рассматриваемая на занятии. Структура занятия кружка. В начале занятия традиционно проводится коммуникативная игра для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности. Для формирования позитивной мотивации детей к предстоящей деятельности. Для формирования позитивной мотивации детей к познанию и творчеству используются следующие приемы: психологическая, коммуникативная игра, беседа, упражнения, направленные на создание благоприятной эмоциональной среды.
Для решения поставленных задач используются следующие методы: словесный: беседа, работа по картинкам, ответы по операционным картам, наглядный: показ способа действия, рассматривание образца, работа с демонстрационным материалом, практические методы: (репродуктивные и творческие) -подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Для активации творческого воображения с детьми проводятся развивающие игры, игровые упражнения. На занятии используются различные формы работы: коллективная, подгрупповая, индивидуальная. Для получения оценки деятельности детей используются соревнования, прием похвалы и поощрения, педагогический такт. На развитие мышления детей используются следующие виды деятельности: анализ, синтез, метод классификации, постановка проблемных вопросов.
В ходе занятия кружка используются элементы здоровьесберегающей технологии: проводятся и эмоциональные паузы, пальчиковый массаж - позволяющие ребенку расслабиться, отдохнуть от умственной активности, что позволяет работать в щадящем для ребенка режиме и оберегать его физическое и психическое здоровье. Физкультурные минутки, игры, игровые упражнения, динамические паузы благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки.
В конце учебного года дети старшего дошкольного возраста могут владеть элементарными трудовыми умениями при работе с цветной, креповой бумагой, картоном, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений и простейшими инструментами (ножницами, выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем; планировать работу, понятно рассказать об основных этапах воплощения замысла; выполнять поделки из природного и бросового материала.
Работа с родителями
Было проведено анкетирование родителей старшего дошкольного возраста с целью выявления знаний о сущности творчества и необходимости развития творчества, а также использование родителями различных средств повышения творческой деятельности в системе семейного воспитания.
Большинство родителей недооценивают важность развития творческих способностей детей дошкольного возраста, поэтому для повышения педагогической компетентности, вниманию родителей предложен разработанный цикл консультаций, практических рекомендаций по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда : «Подарки своими руками», «Практическое применение продуктов детского творчества» и т. д. В результате проведенных мероприятий родители активно принимают участие в различных выставках, конкурсах, ярмарках.
Условия реализации программы Успешной реализации проекта способствует создание ресурсного обеспечения воспитательнообразовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиНа.
Перспективы дальнейшего развития программы
В 2018-2019 годах планируется продолжение работы по реализации программы кружка художественного труда «Умелые ручки». В ходе реализации данной программы каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал во всех видах деятельности, возрастает уровень социальной и творческой активности воспитанников, что позволяет планировать участие детей в выставках и конкурсах муниципального и регионального уровня.
Каждую неделю вывешивать лучшие работы на стенде «Наше творчество. В конце года итоговая: - выставка работ детей. - составление альбома лучших работ. - презентация лучших работ родителям. - творческий отчет воспитателя-руководителя кружка на педагогическом часе, педагогическом совете.
Интеграция с другими образовательными областями
- «Физическая культура» Формирование умений правильно и точно выполнять движения во время физкультминуток.
- «Здоровье» Укрепление здоровья детей, за счёт сохранения правильной осанки во время продуктивной деятельности, развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера.
- «Коммуникация» Обобщение и систематизирование знаний детей, классификация. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Пополнение лексического запаса детей.
- «Безопасность» Обучение безопасному владению ножницами, клеем и другими опасными предметами.
- «Социализация» Закрепление навыков культурного обращения с просьбой к сверстникам и взрослому во время продуктивной деятельности. Закрепление правила безопасного поведения в саду, на улице, в лесу, в общественном транспорте и т. д.
- «Музыка» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, (голоса птиц и т. д.)
- «Чтение художественной литературы» Использование загадок, пословиц, чтение русских народных сказок, стихов русских поэтов для обогащения содержания области.