Валентина Посохова
Программа кружковой работы «Воспитанный малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Воспитанный малыш»
для детей средней группы
Пояснительная записка
Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок становится школьником. Поэтому важной задачей воспитателей и родителей является помощь детям в овладении этими знаниями и умениями. Данная программа предполагает комплексный подход в формировании культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, в процессе которой не исключается постоянное использование таких традиционных приемов, как напоминание, указание, наблюдение за играми детей с последующим их анализом.
Публикация «Программа кружковой работы „Воспитанный малыш“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура речи, культура общения, культурно-гигиенические навыки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливого поведения. Культура речи предполагает у дошкольника достаточный запас слов, умение говорить лаконично, сохранять спокойный тон. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура приема пищи, бережного отношения к хлебу и другим продуктам, правильное пользование столовыми приборами продиктована не только требованиями гигиены, но и нормой человеческих отношений.
Данная программа направлена на формирование личности ребенка-дошкольника: развитие внимания, мышления, памяти, воображения, творческих способностей и эмоциональной сферы.
Паспорт программы
Цель программы
1. Воспитание через обучение и обучение через игру.
2. Обеспечение взаимосвязи работы кружка с другими видами деятельности.
3. Формирование воспитанного, любящего, думающего и чувствующего человека, готового прийти на помощь другим людям в любой жизненной ситуации.
Задачи
1. Формирование у дошкольников разнообразных форм словесной вежливости.
2. Совершенствование умения понимать состояние сверстников и взрослых по мимике и жестам, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих.
3. Совершенствовать навыки поведения в общественных местах (театр, магазин, транспорт).
4. Активизировать и расширять словарь детей:
- использование разных частей речи;
- интонационная выразительность речи;
- культура речи.
6. Развитие наблюдательности, логического мышления.
7. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие, воображение детей.
Прогнозируемый результат
1. Развитие у дошкольников самосознания.
2. Сформированность умений налаживания контакта с другими людьми.
3. Знание правил поведения в обществе.
4. Развитие нравственных качеств (вежливость, тактичность, доброта, чуткость); произвольных познавательных процессов (память, внимание, восприятие, любознательность).
5. Умение адекватно выражать свои эмоции и понимать эмоции других (если человек обижен - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан -постараться понять причину).
Основные принципы
Применение игровой формы обучения.
Системность.
Индивидуальность.
Осуществление целостного (воспитывающего и развивающего) обучения. Наглядность.
Доступность.
Взаимодействия с семьей.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 4-5 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Периодичность занятий
1 раз в неделю. Длительность занятий 20 минут.
Методические рекомендации
1. Формирование элементарных ценностных ориентаций внутри каждой сферы и между разными сферами в соответствии с общечеловеческими ценностями и нравственными нормами.
2. Эффективными методами развивать познавательную активность и усвоение детьми умений и навыков.
3. Создание благоприятных условий, способствующих воспитанию положительных качеств будущего гражданина нашего общества.
Основные методы обучения
Монологические. Диалогические. Объяснительные.
Наглядно-практические.
Формы обучения
Групповая. Индивидуальная.
Необходимое оборудование
Наличие программы. Тематический план. Наглядный материал (иллюстрации, настольный театр, аудио и видео записи и т. д.)
Структура
1. Приветствие.
2. Обучающий момент.
3. Физминутка.
4. Обсуждение ситуации, поступков, диалога.
5. Прощание.
Блоки программы
• «Будь вежливым»;
• «Уроки дружбы»;
• «Добрые дела»;
• «Умей помочь товарищу»;
• «Будь аккуратным»;
• «Идем в гости. Встречаем гостей»;
• «Правила поведения».
Тематический план
Занятие №1. Вежливая просьба.
Занятие № 2. Фея учит вежливости.
Занятие № 3. Вежливые слова.
Занятие №4. Воспитанность и вежливость.
Занятие №5. Без друзей жить нельзя!
Занятие №6. Урок дружбы.
Занятие №7. Зайчик, который всем помогал.
Занятие №8. Умей увидеть тех, кому нужна помощь.
Занятие №9. Добрые дела.
Занятие №10. «Он сам себя наказал!»
Занятие №11. Как я выгляжу?
Занятие №12. Правда всегда узнается.
Занятие №13. У ленивого Егорки всегда отговорки.
Занятие №14. Помоги маме.
Занятие №15. Надо вещи убирать, не придётся их искать.
Занятие №16. Ура, гости!
Занятие №17. Мы едем, едем, едем.
Занятие №18. Не будь жадным.
Занятие №19. Семьи большие и маленькие.
Занятие №20. Вместе тесно, а врозь скучно.
Занятие №21. Мои любимые игрушки.
Занятие №22. В гостях у друга.
Занятие №23. Как дарить подарки.
Занятие №24. Дружба.
Занятие №25. Не завидуй другому.
Знятие №26. Обиженные друзья.
Занятие №27. Что такое помощь.
Занятие №28. Каждая ссора красна примирением.
Занятие №29. Дели хлеб пополам, хоть голоден сам.
Занятие №30. Кто кого обидел?
Занятие №31. Я самый главный.
Занятие №32. Почему нельзя дразниться.
Занятие №33. Злая неправда.
Занятие №34. Неряха-замараха.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
• Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей.
• Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
• Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят!
• Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
• Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
• Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.
Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок становится школьником. Поэтому важной задачей воспитателей и родителей является помощь детям в овладении этими знаниями и умениями. Данная программа предполагает комплексный подход в формировании культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, в процессе которой не исключается постоянное использование таких традиционных приемов, как напоминание, указание, наблюдение за играми детей с последующим их анализом.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура речи, культура общения, культурно-гигиенические навыки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливого поведения. Культура речи предполагает у дошкольника достаточный запас слов, умение говорить лаконично, сохранять спокойный тон. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура приема пищи, бережного отношения к хлебу и другим продуктам, правильное пользование столовыми приборами продиктована не только требованиями гигиены, но и нормой человеческих отношений.
Данная программа направлена на формирование личности ребенка-дошкольника: развитие внимания, мышления, памяти, воображения, творческих способностей и эмоциональной сферы.