Ольга Воробьёва
«Говорушки» Коррекционно-развивающая программа кружковой работы.
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Воробьева Ольга Ивановна
Пояснительная записка.
Актуальность программы :
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Поэтому, важной задачей логопеда, является своевременное оказание помощи в овладении речью и развитии речевых способностей у детей.
Система специального обучения детей строится на основе психолого- педагогического подхода, исходным положением которого является рассматривание речи, как деятельности, со всеми ее составляющими компонентами.
Публикация «„Говорушки“ Коррекционно-развивающая программа кружковой работы,» размещена в разделах
Данная программа позволяет создавать безбарьерную среду детям, с ограниченными возможностями (стойкими нарушениями речи, но с сохранным интеллектом,так как эти дети, особенно с органическими нарушениями, эмоционально неустойчивы, с разными вариантами
личностной акцентуации: импульсивностью, агрессивностью, гиперактивностью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, замкнутостью. При всем при этом они могут быть очень способны.
В данном случае, ФГТ полностью меняют систему воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Введение инноваций в работу предполагает вывести дошкольное образование, а также коррекционное обучение, на совершенно новую ступень.
На первый взгляд выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности и ориентирующее на его индивидуальные особенности.
В том числе, на развитие творческих способностей детей.
Наша задача, в дошкольном возрасте раскрыть эти способности и помочь детям развить их.
Поэтому, в данной программе показана система работы с детьми – логопатами по развитию творческих способностей.
Большинство детей, занимающихся у логопеда, выходят в школу с чистой речью. Для них нет препятствий по развитию творческих способностей, даже в речевой деятельности. Особенно, когда проводится системная работа, начиная от работы над голосом, артикуляционной и мелкой моторикой, т. е тех моментов в системе, которые стимулируют речь, улучшают ее качество, чистоту, с использованием нетрадиционных форм работы.
Паспорт программы
Цель программы :
Формирование творческих способностей у детей в области речевой деятельности, речетворчестве.
Основные задачи:
1. Формирование слухового внимания.
2. Работа над фонацией и просодикой голосового аппарата:
силой, высотой, тембром.
3. Развитие темпа, ритма, плавности речи.
4. Работа над интонационной выразительностью речи, дикцией.
5. Развитие памяти.
6. Формирование самостоятельности в речетворчестве, поэтичности, артистичности.
7. Воспитание эстетического вкуса.
Основные принципы:
игровая форма обучения;
индивидуальность;
системность;
осуществление целостного развивающего обучения;
наглядность;
доступность;
взаимодействие с воспитателями и родителями.
Условия реализации:
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 6 – 7 лет, срок реализации 1 год, 36 занятий.
Периодичность занятий 1 раз в неделю, вторая половина дня. Длительность занятий 30 минут.
Методы и приемы:
релаксация;
массаж;
дыхательная гимнастика;
нетрадиционная форма работы (биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика);
обыгрывание: потешек, текстов, сказок, эпизодов, театрализация.
Структура:
1. Формирование слухового внимания.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Работа над артикуляцией, фонацией и просодикой.
4. Развитие темпа, ритма, плавности речи.
5. Разучивание и обыгрывание текстов.
6. Работа над интонацией и выразительностью.
7. Формирование речетворчества, поэтичности.
Методические рекомендации:
1. Формирование и раскрытие индивидуальных способностей детей через речь - как средство коммуникации.
2. Эффективными методами в работе формировать речевую, мыслительную активность, артистизм, свободу общения.
3. Создание благоприятного эмоционального фона для творчества.
Прогнозируемый результат :
1. Развитие творческих способностей у детей, а также способности к свободной коммуникации и адаптации.
2. Раскрытие индивидуальности в каждом ребенке.
3. Развитие у детей умения быть самостоятельным в действиях, суждениях, адекватно выражать свои эмоции.
Формы обучения:
индивидуальная;
подгрупповая.
Необходимое оборудование:
наличие программы;
тематический план;
наглядный материал (иллюстрации, пальчиковый, настольный,кукольный театр, игрушки, костюмы, аудио, видео записи, речевой материал для инсценировок.
Примечание:
Данная программа универсальна. В тематическое планирование могут вноситься игры, упражнения, речевой материал на все виды деятельности по усмотрению педагога, в зависимости от индивидуальных способностей детей, а также речевого дефекта, потому, что кружковая работа ведется параллельно с коррекционной работой.
Сентябрь Тематическое планирование
1. Работа над слуховым вниманием, восприятием. Памятью. Игра «Запомни, повтори».Работа над рифмой.
2. Дыхательная гимнастика
• Комплекс №1. 1 – 15 / 09
• Комплекс №2. 16 – 30 /09
3. Формирование голосового аппарата и артикуляции.
• Силы голоса «Громко-тихо»
• Высоты «Высоко-низко»
• Тембра «Кто как подает голос».
4. Развитие темпа, ритма и плавности речи.
• Игра «Отстучи»
• Игра «Скажи также».
5. Обыгрывание потешки: «Кот». «Зайка» (использование пособий и атрибутов).
6. Заучивание стихов об осени:
• «Следом за летом»…
• «Что нам осень принесла».
7. Работа над интонацией и выразительностью, дикцией.
8. Путешествие в мир русских народных сказок. Рассказывание рус. нар. сказок. Разучивание эпизодических ролей к сказкам.
9. Разучивание ролей и инсценировка сказки : «Кто сказал : «Мяу»?
Октябрь
1. Формирование слухового восприятия, умения вслушиваться в речь логопеда, развитие памяти. Дидактическая игра «Скажи правильно».Работа над рифмой.
2. Работа над дыханием.
• Комплекс №3 с 1 -15 /10
• Комплекс №4 с 16 -30/10
3. Работа над голосом,артикуляцией. Игры:
• «Далеко-близко»
• «Высоко-низко»
• «Кто как голос подает».
4. Работа над темпом, ритмом, плавностью речи,выразительностью.
5. Обыгрывание потешек: «Кошка». «Воробей».
6. Заучивание стихов об осени: «Журавли».
7. Работа над интонационной стороной речи. Разучивание ролей.
8. Настольный театр из бумаги по сказке «Теремок»Инсценировка.
Ноябрь
1. Работа над слуховым вниманием, памятью. (Прослушивание текста).Рифмовка.
2. Дыхательная гимнастика.
Комплекс №5 с 1 -15 /11
Комплекс №6 с 16 – 30/11
3. Работа над голосом. Биоэнергопластика.
• Сила голоса «Громко-тихо»
• Высота «Петушок», «Часы», «Кукушка».
• Тембр «Кто как подает голос».
4. Формирование темпа, ритма, плавности речи.
5. Обыгрывание потешки: «Петух», работа над интонацией.
6. Заучивание наизусть:
• «Осень»(и другие стихи про осень по выбору)
• «Пролетают паутинки».
7. Выработка дикции, плавности при чтении стихотворений, сказки.
8. Настольный театр деревянных фигур. Сказка «Волк и семеро козлят»Рассказывание сказки. Разучивание ролей. Инсценировка.
Декабрь
1. Формирование слухового внимания, памяти. Речетворчество.
• Игра «Скажи также».Рифмовка.
2. Дыхательная гимнастика:
• Комплекс №7 с 1 -15 /12
• Комплекс №8 с 16 -30 /12
3. Формирование голоса и артикуляции. Игры:
• «Далеко - близко»
• «Пароход гудит»
• «Самолет»
• «Высоко - низко».
4. Формирование темпа, ритма, плавности речи. Проговаривание, отстукивание ритма.
5. Игра - инсценировка: «Скажи, как герой».
6. Заучивание стихов:
• «Вот зима…»
• «Улицей гуляет».
7. Работа над интонацией.
8. Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».Заучивание отрывков.
Январь
1. Работа над слуховым вниманием, памятью. Речетворчество.
2. Работа над дыханием :
• Комплекс №9 с 1 -15 /01
• Комплекс №10 с 16 -30 /01
3. Работа над голосом и артикуляцией.
• Сила голоса «Дятел», «Эхо».
• Высота «Жук», «Ура-ура».
• Тембр «Саночки».
4. Работа над темпом, ритмом, плавностью речи.
5. Интонационная сторона речи. Обыгрывание потешки: «Мишка»
6. Заучивание наизусть:
• Есенин «Береза»
• Суриков «Зима».
7. А. С. Пушкин. Сказочная страна «Лукоморье» .Заучивание и выразительное чтение отрывка из позмы «Руслан и Людмила».
Февраль
1. Формирование слухового внимания. Слушание.
2. Дыхательная гимнастика:
• Комплекс №11 с 1 -15 /02
• Комплекс №12 с 16 -30 /02
• Использование элементов гимнастики Стрельниковой,БОС.
3. Работа над голосом и артикуляцией.
• Сила голоса «Паровоз», «А-А-А».(на твердой атаке)
• Высота «Кошка», «Девочка плачет».
• Тембр «Лесенка».
4. Работа над темпом, ритмом, плавностью речи.
5. Работа над интонацией. ,выразительностью. Обыгрывание потешки:
• «Мишка».
6. Заучивание наизусть:
• «Часовой»
• «Родина»
• «Мир».
7. Пальчиковый театр. Сказка «Колобок».Разучивание ролей,инсценировка. Формирование артистизма.
Март
1. Работа над дыханием (БОС)
• «Бабочка»
• «Листики» На воде:
• «Кораблик плывет»
• «Дудочки»
2. Работа над голосовым аппаратом, артикуляцией.
• Сила голоса «А-А-А» (на твердой, мягкой атаке, «Ау-ау-ау».
• Высота «Собачка».
• Тембр «Кто как кричит».
• Плавность речи.
3. Работа над интонационной стороной речи. Обыгрывание потешки:
«Заяц»
4. Заучивание наизусть: Афанасов П. Х. «Гиагинская», Прокофьев «Родина».,Машбаша.
5. Заучивание пословиц о Родине.
6. Разучивание и драматизация сказки «Бычок-смоляной бочок».
Апрель
1. Дыхательная гимнастика (с элементами Стрельниковой).БОС.
• «Резкий вдох», «Задуй свечу», «Окошечки», «Бабочка»
На воде:
• «Лодочка плывет».
2. Динамические упражнения для развития мышц шеи, гортани:
«Воркование», «Покашливание». Массаж гортани.
3. Работа над голосом. Биоэнергопластика.
• Сила «Далеко-близко»
• Высота «Высоко-низко»
• Тембр «Под грибком».
4. Обыгрывание потешки: Три медведя шли домой».
5. Заучивание русских народных потешек, прибауток:
• «Уж как я ль мою коровушку люблю».
• «Баю, баю…»
6. Работа над интонацией.
7. Разучивание ролей к сказке: «Три медведя»Кукольный театр.
8. Инсценировка сказки. Голосоподражание.
Май
1. Дыхательная гимнастика:
• «Подуй»
• «Задуй свечу»
• «Назойливый комар»
• «Насос»
• «Понюхай цветок».
2. Упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции.
• Сила «Далеко-близко»
• Высота «Часы», «»Петух»
• Тембр «Лесенка».
3. Работа над плавностью речи, интонацией и ритмом:
• Игра «Скажи также»
• «Отстучи».
4. Обыгрывание потешки «Еж».
5. Развитие памяти. Заучивание наизусть:
Чуяко «Про котенка», «Река», «Про весну».
6. Путеществие по сказкамК. И. Чуковского. Заучивание отрывков из сказок. Разучивание ролей к сказке: «Муха-Цокотуха».
7. Драматизация сказки. Работа над артистизмом.