Светлищева Светлана
Программа кружковой работы «Краеведение»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой работы по краеведению нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно- практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на его познавательную деятельность. Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация программы помогает так организовать деятельностьдошкольников, стобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраств получают знания через рассмвтривание иллюстраций книг, альманахов, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы. Занятия в кружке проводятся один раз в неделю,Э во второй половине дня, с подготовительной к школе группой. Кружок посещают 12 детей.
Публикация «Программа кружковой работы „Краеведение“» размещена в разделах
Цель и задачи программы
Цель кружковой работы- воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакмство с прошлым и настоящим.
Задачи:
1 приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой родины, обычаев, традиций поселка Иноземцево и Кавказских Минеральных вод;
2 Воспитывать чувство гордости за свой край посредством материалов по краеведению (автор Литвинова Р. М., Пащенко А. Т., Чебаян Г. Г.)
3 Способствовать развитию познавательной и творческой активность у детей дошкольного возраста, формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Разработанная кружковая работа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно-ориентированном подходе.
1 блок «Ставрополье – наш край родной»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой родиной, знакомство с историей поселка Иноземцево. Знакомство с регионом кавказских Минеральных Вод, его историей.
2 блок «Природа родного края»
Содержание данного блока направленно на формирование знаний детей об особенностях растительного и животного мира, знание рек, протекающих на территории КМВ, разнообразие оседлых и перелетных птиц. Предусматривает расширение знаний детей о рукотворной природе (сады, парки, скверы).
3 блок «Быт и традиции»
Этот блок направлен на то, чтобы воспитаель познакомил детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей форме дпть представление о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего времени. Формировать у детей бережное отношение к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.
4 блок «Культура и искусство родного края»
Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов, романов, музыкальных произведений, песен. Изучая вместе с детьми историю жизни выдающихся поэтов и писателей, пребывавших в нашем крае, у детей дошкольного возраста формируется представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.
Программа кружковой работы рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной группы. Основные формы кружковой работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказ педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление макетов, альбомов; составление творческих рассказов.
Итоговое занятие в форме викторины запланировано проводить в конце учебного года (май).
Критерии результативности обучения:
• Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Ставропольского края
• Использовать в активной речи фольклор
• Уметь играть в русские народные игры
• Знать памятники культуры, историю возникновения своего поселка
• Знать животный и растительный мир края
• Знать наиболее важные исторические события
• Знать символику Ставропольского края
Тематическое планирование
№
Название блока Тема занятий Длительность в минутах Формы работы
1 Ставрополье – наш край родной Октябрь
1 Моя семья 30 мин. Беседа
2 Вот моя деревня, вот мой дом родной 30 мин. Беседа с рассматриванием фотоматериалов о пос. Иноземцево
3 Край православный 30 мин. Беседа об истории возникновения церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи
4 Казачьи станицы на КМВ
Ноябрь 3о мин. Рассматривание фотографий, беседа
1 Железноводск-чудесный город 30 мин. Просмотр фильма о городе, беседа
2 минеральные источники города
30 мин. Беседа с просмотром фотоматериалов
3 Города КМВ вчера и сегодня
30 мин. Просмотр презентации
4 Орел терзающий змею
30 мин. Чтение легенды, рисование символа КМВ
2 Природа родного края Декабрь
1 Кто живет в лесах Ставрополья? 30 мин. Беседа с использованием наглядно- дидактического материала
2 Зимующие птицы 30 мин. Просмотр презентации
3 растения Ставрополья. Растения эндемики КМВ 30 мин. Просмотр ыотограыий и иллюстраций, беседа по увиденному. Зарисовка понравившегося растения
4Красная книга Ставрополья 30 мин. Беседа
Январь
1 Ставрополье – житница России 30 мин. Беседа с использованием наглядно-дидактического материала
2парковое искусство 30 мин. Просмотр фильмов о парках КМВ, беседа по увиденному
3 Горы КМВ 30 мин. Рассматривание фотоматериалов, беседа по увиденному. Зарисовка понравившейся горы
4 поможем пернатым друзьям
30 мин. Изготовление кормушек для птиц
3 Быт и традиции Февраль
1 Кавказ многонациональный 30 мин. Знакомство с народами КМВ их национальными костюмами.
2 Мир казачьего дома 30 мин. Беседа просмотр картин
3 3 легенды Кавказа 30 мин. Чтение легенды «О минеральных источниках и горах»
4Широкая масленица 30 мин. Тематическое развлечение
Март
1 Мир казачьего дама 30 мин. Просмотр презентации, беседа по увиденному
2 Кавказское гостеприимство 30 мин. Игра –упражнение (Вежливое обращение к гостям)
3 казачьи сказки 30 мин. Чтение и обыгрывание сказки «Волк и собака»
4 Стихи о казаках
30 мин. Заучивание стихотворения «О казаках»
4 Культура и искусство родного края Апрель
1 Худоджники Ставрополья 30 мин. Театрализованное
занятие
2 Детские писатели Ставрополья. Знакомство с творчеством 30 мин. Литературная гостиная
3 Театр и органный зал КМВ 30 мин. Просмотр фотографий и презентации.
Май
1 братья Бернардацци-строители Пятигорска 30 мин. Рассматривание достопримечательностей Пятигорска. Просмотр видеофильма
2 Стихи русских поэтов о Кавказе 30 мин. Поэтический вечер.
3 Кавказ живописный 30 мин. Просмотр репродукций картин ставропольских художников.
4 Викторина «Юный краевед» 30 мин. Итоговое занятие