Светлана Петрова
Программа кружковой работы «Умелые наши ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Публикация «Программа кружковой работы „Умелые наши ручки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Для развития у детей мелкой моторики, речевых навыков, творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия организована работа кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Умелые наши ручки».
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
• формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
• обогатить сенсорные впечатления (на уровне ощущений) ребенка;
• развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
• развивать речевые навыки (активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства, называть материалы, используемые для работы;
• развивать творческие и художественные способности детей;
• создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами;
• воспитывать навык аккуратной работы;
• воспитывать усидчивость, внимательность, старательность, самостоятельность;
• воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Целевая аудитория:
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет)
Объём
Срок реализации программы:8 месяцев.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 25 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
Планируемые результаты
Дети будут уметь самостоятельно составлять объемную аппликацию из разных материалов; делать несложную поделку по технике папье-маше; делать картинки по технике пластилинография; уметь делать несложные поделки по технике квиллинг, бумагопластика ; составлять сюжетную композицию.
Дети приобретут навыки использования различных техник при выполнении аппликационных работ; аккуратного вырезания и наклеивания материалов; разовьют умелость рук, мелкую моторику.
Форма организации занятия
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи, игровые упражнения. В теоретической части используется рассказ воспитателя, беседа, рассказы детей, показ воспитателем способа действия; в практической части – непосредственное изготовление изделий, самостоятельное художественное творчество детей, коллективная, групповая работа.
Формы контроля
Итогом реализации программы являются: выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); участие на конкурсах различного уровня. При помощи наблюдений за деятельностью дошкольников на занятиях, в свободной творческой деятельности, а также путём анализа детских работ выявляются результаты.
Примерный учебный план
Аппликация из разных материалов-16ч.
Пластилинография-3ч.
Бумагопластика-3ч
Конструирование из бумаги-2ч.
Квиллинг-2ч.
Папье- маше-2ч.
По замыслу-2ч.
Итого -32ч.
Примерное содержание программы
Аппликация из стружки от карандашей. «Бабочка-красавица»
Наклеивание древесной стружки от карандашей; создание образа бабочки; развитие цветовосприятия.
Формы работы: Ознакомительная беседа, игра, индивидуальное выполнение творческих композиций.
Пластилинография «Я поймал рыбку»
Скатывание шариков одинаковой величины и последовательное располагание их на трафарете рыбки, развитие мелкой моторики.
Формы работы: игровая; индивидуальное выполнение творческих композиций.
Аппликация из осенних листьев «Жар-птица»
Знакомство детей с техникой выполнения работы из осенних листьев; предложить самим определиться с видом и количеством листьев; Развитие воображения, фантазии.
Формы работы: Индивидуальное выполнение творческих работ.
Аппликация ватой «Зайчик-листопадничек»
Наклеивание контура ватой; воспитание бережного отношения к животным.
Формы работы: Занятие – эксперимент.
Аппликация из скатанных салфеток «Ветка рябины»
Скатывание шариков одинаковой величины; развитие чувства композиции; закрепление умения вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз.
Индивидуальное выполнение творческих работ.
Рисование ладошкой, аппликация из природного материала «Лебедь на озере»
Изготовление картины с помощью печатания ладошкой и природного материала; развитие умения самостоятельно доделывать работу; воспитание интереса к птицам, природе.
Формы работы: игровые упражнения.
Объёмная аппликация из бумаги «Букет для мамы»
Изготовление картины из объёмных бумажных цветов; закрепление умения вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развитие чувства композиции; воспитание желания делать приятное близким.
Коллективное выполнение работы.
Аппликация манкой «Зимний пейзаж»
Выполнение аппликации манной крупой; развитие мелкой моторики; аккуратности в работе с крупой и клеем; воспитание интереса к природе.
Формы работы: игровые упражнения.
Пластилинография «Рыжая плутовка»
Знакомство с характерными особенностями рыжей лисицы: местом обитания, строением тела, образом жизни, с привычками.
Размазывание кусочка пластилина по трафарету; развитие умения выразительно передавать образ лисицы; закрепление умения добавлять что-то своё в работу.
Формы работы: викторина, индивидуальное выполнение творческих работ.
Аппликация из шерстяной нити «Ёлочка - пушистая иголочка»
Выполнение аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развитие фантазии и воображения; воспитание аккуратности.
Формы работы: творческая мастерская, беседа, работа в паре.
Аппликация декоративная с элементами дизайна «Шляпы, короны и кокошники»
Конструирование головного убора и оформление декоративными элементами.
Формы работы: творческая мастерская, беседа.
Аппликация из теста «Мои игрушки»
Практическая часть: Создание аппликации из теста; развитие умения самостоятельно доделывать работу; воспитание интереса и бережного отношения к своим игрушкам.
Формы работы: творческая мастерская, беседа.
Пластилинография, аппликация крупой и шерстяной нитью «Петя-петушок»
Развитие умения выразительно передавать образ петушка, сочетая в работе несколько видов аппликации.
Формы работы: игровые упражнения, работа в паре.
Папье-маше «Стаканчик»
Знакомство детей с новой техникой. Развитие внимания, аккуратности в работе. Воспитание усидчивости.
Формы работы: творческая мастерская, беседа.
Аппликация из пшена «Ветка мимозы»
Практическая часть: Закрепление умения детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять букет веточками из цветной бумаги.
Формы работы: игровые упражнения.
Аппликация и конструирование из цветных бумажных трубочек «Рамка для фото»
Знакомство детей с нетрадиционным видом аппликации и конструирования, изготовление рамки для фото. Развитие творчества, аккуратности в работе.
Формы работы: игровые упражнения.
Бумажная пластика. Творческий проект «Море волнуется - раз…» Практическая часть: Создание картины, комбинируя приёмы аппликации. Развитие фантазии, творчества, композиционных умений.
Формы работы: выполнение проекта.
Конструирование из бумаги «Ласточка»
Конструирование объёмной фигуры из бумаги, развитие мелкой моторики.
Формы работы: игровые упражнения.
Аппликация из объемных цветов (техника квилинг) «Весеннее цветение»
Конструирование из бумаги по технике квилинг, развитие интереса к природе; воспитание аккуратности, усидчивости.
Формы работы: экскурсия на выставку,беседа, игровые упражнения.
Работа с разными материалами (по выбору детей) «Весёлая овечка»
Закрепление умения детей самостоятельно выбирать материал для работы, изготовление аппликации из разных материалов по выбору; развитие мелкой моторики рук, аккуратности; воспитание интереса к животным.
Формы работы: игровые упражнения.
Пластилинография «Весна красна цветами»
Закрепление умения работать по технике пластилинография; развитие мелкой моторики рук; аккуратности в работе, воспитание эстетического вкуса, интереса к природе.
Формы работы: игровые упражнения.
Дидактическое сопровождение
Литература:
1. Васина Н. Бумажные цветы - М. : Айриес-пресс, 2013.-112с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография, Скрипторий, 2013.
3. Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек, АСТ, 2011.
4. Лыкова И. А. Ах, белый пароход, Издательский дом КАРАПУЗ,2010.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2010.
6. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010.
7. Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки – М. :Айрис-пресс,2013, с. 144
8. Новикова И. В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг, АСТ, 2012.
9. Попова В. Перспективный план кружковой работы по аппликации «Наклей-ка» в подготовительной к школе группе [электронный ресурс] http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-kruzhkovoi-raboty-po-aplikaci-naklei-ka-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe.html
Ресурсное обеспечение:
Материалы: Листы картона, альбомные листы, клей, пластилин, засушенные осенние листья, природный материал, вата, гуашь, кусочки ткани, цветная бумага, бумажная салфетка, крупы (манка, пшено) шерстяные нитки, фантики, кружева, новогодняя мишура, яичная скорлупа, солёное тесто, стаканчики, разная (газетная, журнальная, туалетная) бумага, клейстер, тканевая салфетка, еловые иголки, шишки, цветные бумажные полоски для квиллинга, трафареты (рыбки, черепаха, лев, шкатулка, клеёнка.
Инструменты: Кисть-щетина, кисти для рисования, точилка, цветные и простые карандаши, зубочистка, пинцет, ножницы, стеки.
Тематика проектов:
1. Творческий проект «Море волнуется» (март)
Критерии оценивания:
1. Ребёнок умеет самостоятельно изготовить поделку - аппликацию из разных материалов.
2. Ребёнок умеет делать несложную поделку по технике папье-маше.
3. Ребёнок умеет делать картинки по технике пластилинография.
4. Ребёнок умеет делать несложные поделки по технике квиллинг, бумагопластика.
5. Ребёнок выполняет работу самостоятельно, аккуратно, умеет пользоваться инструментами, убирает за собой рабочее место.
6. Ребёнок умеет экспериментировать с различными художественными материалами.