Ирина Коваленко
Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму «Веселые прописи»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы кружка «Веселые прописи»
Пояснительная записка
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Публикация «Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму „Веселые прописи“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки
Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».
Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован кружок «Веселые прописи» по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
• Укрепление руки, улучшение координации движений;
• Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
• Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
• Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
• Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
• Снижение психологической нагрузки ребенка.
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи:
1. Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2. Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть, формировать умение работать в общем темпе.
5. Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7. Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Формы и методы работы
1. Дидактические игры и игровые упражнения.
2. Занимательные задания и игры-соревнования.
3. Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Условия реализации программы
1. Систематическое проведение занятий.
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Сотрудничество педагога с семьей.
Структурные элементы занятий
- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.
- Штриховка, графические упражнения.
-Упражнения на ориентацию на плоскости листа.
- Повторение изученного, учет результатов обучения.
Структура занятий
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
4 часть - Итог.
Продолжительность: кружок проводятся 25 минут
Предполагаемый результат освоения программы:
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать
-Знать гигиенические правила письма
-Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.
-Знать правила штриховки.
-Знать правила работы с тетрадью.
Уметь
-Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
-Уметь правильно держать ручку, карандаш.
-Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
-Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
-Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
-Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.