Ирина Махова
Программа кружковой работы по ОБЖ «Школа безопасности» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность темы — «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.
Публикация «Программа кружковой работы по ОБЖ „Школа безопасности“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главным. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Замечено, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Есть мнение, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности. Со временем изменились условия жизни человека. Теперь стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, экологическими проблемами, различными отрицательно – бытовыми факторами. А ведь от состояния жизни и здоровья детей во многом зависит благополучие и будущее общества.
Цель: обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.
Задачи:
- создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ;
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формировать привычки их соблюдения;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие;
- формировать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к
соблюдению и нарушению правил ОБЖ;
- расширить знания детей о профессиях (пожарный, водитель, полицейский, спасатель, врач).
Принципы.
Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком 5-6 лет конкретных
ситуаций дает ему возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.
Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.
Принцип развивающего обучения, реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих детей к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «я».
Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры, обучения, труда, общения.
Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту.
Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материала от простого к сложному. Частое повторение усвоенных правил и норм.
Принцип наглядности – учет особенностей мышления.
Принцип дифференциации. Учет возрастных особенностей. Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил безопасности жизнедеятельности каждым ребенком.
В этот курс ОБЖ для дошкольников вошли пять разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.
1 раздел – ребенок и другие люди.
2 раздел – ребенок дома.
3 раздел – ребенок и природа.
4 раздел – здоровье ребенка.
5 раздел – ребенок на улице.
1. «Ребёнок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.
2. «Ребенок дома».
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.
3. «Ребенок и природа».
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями, а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
4. «Здоровье ребенка».
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.
5. «Ребенок на улице».
Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Этот раздел поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.
Курс ОБЖ для дошкольников нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Режим организации кружковой работы. Непосредственно образовательная деятельность кружка «Школа безопасности» проводится 1 раз в неделю (35 занятий в год) по 30 минут каждый понедельник в 16 часов.
Основные формы работы.
Практические:
- создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе;
- демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;
- индивидуальная работа;
- дидактические игры и игровые упражнения;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Словесные:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- консультации;
- наблюдения;
- подвижные игры.
Наглядные:
- рассматривание иллюстраций;
- личный пример взрослых.
Планирование образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе
Разделы Непосредственно образовательная деятельность
1 раздел «Ребенок и другие люди»
(всего 3 занятия) 1. Тема: «Внешность человека может быть обманчива…».
Цель: объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
2. Тема: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице и дома».
Цель: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице и дома, научить ребенка правильно себя вести в таких ситуациях.
3. Тема: «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице».
Цель: рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.
2 раздел «Ребенок дома»
(всего 6 занятий) 1. Тема: «Пожароопасные предметы».
Цель: помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.
2. Тема «Предметы, требующие осторожного обращения».
Цель: предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
3. Тема: «Использование и хранение опасных предметов».
Цель: рассказать детям о том, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах.
4. Тема: «Как вызвать полицию?»
Цель: научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции «02» (запомнить номер).
5. Тема: «Скорая помощь».
Цель: познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать скорую медицинскую помощь (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес).
6. Тема: «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».
Цель: расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
3 раздел «Ребенок и природа»
(всего 7 занятий) 1. Тема: «Будем беречь и охранять природу».
Цель: воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.
2. Тема: «Опасные насекомые».
Цель: рассказать детям о том, что растительный и животный мир таит в себе много необычного, а иногда и опасного. Познакомить детей с внешним видом опасных насекомых, особенностях их поведения, правилах взаимодействия с ними с целью ограждения ребенка от нежелательных последствий.
3. Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».
Цель: научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду.
4. Тема: «Съедобные ягоды и ядовитые растения».
Цель: познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть.
5. Тема: «Сбор грибов и ягод».
Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
6. Тема: «Правила поведения при грозе».
Цель: дать ребенку элементарные знания о том, что такое гром, молния, радуга. Познакомить с правилами поведения во время грозы. Стимулировать развитие у ребенка самостоятельности в чрезвычайных ситуациях.
7. Тема: «Контакты с животными».
Цель: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
4 раздел «Здоровье ребенка»
(всего 12 занятий) 1. Тема: «Как устроено тело человека».
Цель: ознакомить детей с тем, как устроено тело человека.
2. Тема: «Как работает сердце человека».
Цель: познакомить детей с назначением и работой сердца.
3. Тема: «Что мы делаем, когда едим».
Цель: ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
4. Тема: «Как мы дышим».
Цель: ознакомить детей с органами дыхания.
5. Тема: «Отношение к больному человеку».
Цель: по возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
6. Тема: «Микробы и вирусы. Здоровье и болезнь».
Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
7. Тема: «Личная гигиена».
Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
8. Тема: «Витамины и здоровый организм».
Цель: рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.
9. Тема: «Здоровая пища».
Цель: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
10. Тема: «Режим дня».
Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
11. Тема: «На воде, на солнце».
Цель: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.
12. Тема: «Спорт».
Цель: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.
5 раздел «Ребенок на улице»
(всего 7 занятий) 1. Тема: «В городском транспорте».
Цель: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
2. Тема: «Дорожные знаки».
Цель: научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
3. Тема: «Твои помощники на дороге».
Цель: выработать у ребенка стереотип безопасного поведения. Он должен умело применять правила и легко ориентироваться на улице. Ребенок должен знать, что он не одинок на дороге, у него есть помощники: дорожные знаки, сигналы светофора, взрослые, полиция.
4. Тема: «Игры во дворе».
Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть во время игр во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.
5. Тема: «Безопасное поведение на улице».
Цель: научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
6. Тема: «Если ты потерялся на улице…»
Цель: дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
7. Тема: «Знаешь ли ты домашний адрес и телефон?»
Цель: дети должны запомнить и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).
Ожидаемые результаты.
1. Дети соблюдают элементарные правила безопасности.
2. Расширить представления детей об окружающей дорожной среде и правилах
дорожного движения, правилах пожарной безопасности, правилах личной безопасности.
3. Сформировать у детей первоначальные навыки ведения массово – разъяснительной работы по пропаганде правил безопасности.
4. Увеличение уровня знаний и представлений об основах безопасности
жизнедеятельности.
5. Отсутствие детского травматизма.
Педагогическая диагностика по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Критерии Инструментарий Методика проведения
-знает предметы, с которыми
категорически запрещается играть;
-знает предметы, с которыми нужно правильно обращаться;
-знает предметы, которые хранятся в
недоступных для детей местах;
-знает источники опасности в быту;
-знает телефоны экстренных служб;
-знает правила поведения при
пожаре. Дидактические игры: «Опасно –
безопасно». -Как ты думаешь, для чего
придумали правила безопасности
на кухне, с бытовыми приборами дома?
-А ты соблюдаешь эти правила?
-Можно ли подходить близко к
плите, особенно если на ней
варится суп или кипит чайник?
Почему?
-Что ты будешь делать, если
почувствуешь запах газа?
-Где «живет» электрический ток и когда он может быть опасен?
-Что такое домашняя аптечка и
для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?
-Если я наберу по телефону номер (01, 02, 03, то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?
-Если ты один дома, а в дверь
звонят, что ты будешь делать? Покажи.
Знает о несовпадении приятной
внешности и добрых намерений.
Знает, что существуют ядовитые
грибы и ягоды, и умеет отличать их
от съедобных.
Знает, что можно и что нельзя делать
при контактах с животными.
Знает правила безопасного
поведения на дороге.
Знает правила поведения на воде. Дидактические игры:
«Съедобное – несъедобное»,
«Ботаническое лото», «Опасно –
безопасно», «Дорожные знаки». -Если ты повстречаешься с
собакой или кошкой на улице, как ты будешь себя вести?
-А если собака тебя укусит или
поцарапает кошка, каким будут
твои действия?
-Как ты думаешь, для чего
придумали правила безопасности
на дороге?
-Как ты думаешь, улица – это
удобное место для игр? Объясни
почему?
-Представь, что к тебе на улице
подошел незнакомый человек и
позвал тебя пойти с ним, как ты
себя будешь вести?
-Знакомы ли тебе правила
грибников и ягодников?
-Научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.
-Представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара.
Знает правила безопасного
поведения в группе и на участке
детского сада.
Знает правила поведения за столом.
Умеет пользоваться столовыми
приборами.
Знает как правильно общаться со
сверстниками. Дидактические игры: «Что такое
хорошо и что такое плохо»,
«Этикет», «Как правильно себя
вести».
Иллюстративный материал по
нравственно-этическому
воспитанию. -Представь, мы спускаемся по
лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?
-Почему в нашей раздевалке
нельзя прыгать, бегать и
толкаться?
-Подумай и скажи, что может
случиться, если человек будет
вести оживленную беседу во
время еды, когда пережевывает
пищу?
-Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой,
когда принимаешь пищу? Чего
нельзя при этом делать?
-Когда тебе нужно будет помыть
руки, сможешь ли ты сам
правильно открыть
водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.
-Как ты думаешь, почему в группе нельзя играть в подвижные игры,
находясь рядом с аквариумом.
Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
5. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
6. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М., Мозаика – Синтез, 2011.
7. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1989.
9. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
10. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий / Авторы – сост. : Павлова М. А., Лысогорская М. В. – Волгоград, «Учитель», 2008.
11. Киселва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.
12. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Пособие для педагогов и родителей для работы с детьми 3 – 7 лет. М., Мозаика – Синтез, 2008.
13. Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1979.