Ирина Мартыновская
Программа кружковой работы по формированию здорового образа жизни «Неболей-ка»
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Центр диагностики и консультирования»
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2019г. УТВЕРЖДАЮ:
И. о директора
___ Н. Н. Лазарева
"29". 08. 2019г
Рабочая программа кружка
социально-педагогической направленности
по формированию здорового образа жизни
у дошкольников «Неболей-ка»
Разработчик :
Публикация «Программа кружковой работы по формированию здорового образа жизни „Неболей-ка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Мартыновская Ирина Анатольевна
воспитатель
г. Смоленск
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи реализации Программы 4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 4
1.4. Планируемые результаты 4
2. Содержательный раздел
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы 5
2.2. Критерии диагностики 5
2.3. Работа с родителями 6
2.4. Перспективное планирование. 7
3. Организационный раздел
3.1. Организационно – методическое обеспечение программы. 10
3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды 11
4. Перечень литературы 12
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют
ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно
исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве.
По статистике, в последние годы численность практически здоровых
дошкольников резко падает.
Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и
развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний –
следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных
привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня,
малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего
того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого
детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной
социально-экономической и экологической ситуации в стране может
достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности,
физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей
здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного
поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно
заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников
воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.
Актуальность проблемы здорового образа жизни требует от
педагогов комплексного подхода к оздоровительно-воспитательному
процессу, который предполагает не только нормативный подход к
физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, но и
создание условий для становления физкультурной, валеологической,
гигиенической образованности дошкольников, обусловленной
формированием у них мотивации здоровья.
Эффективным средством расширения образовательного поля ребенка
за счет решения проблемы формирования здорового образа жизни в нашем учреждении служит кружок «Неболей-ка», для которого и была разработана Программа формирования основ здорового образа жизни у детей 6-7 лет.
Данная программа составлена с учетом современных методологических
подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в
учреждении, индивидуальных особенностей детей, посещающих учреждение (дети с ОВЗ) и отвечает объективным потребностям практики.
Согласно (ФГОС) образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
В связи с этим в нашем учреждении уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы : формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
1. Воспитывать валеологическое сознание детей.
2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.
3. Сформировать представления у детей о своем теле, способах сохранения своего здоровья, соблюдении личной гигиены, о культуре питания.
4. Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.
5. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.
6. Повысить эффективность форм взаимодействия с родителями – субъектами образовательного процесса, способствующих их ориентации на здоровье как основы полноценной жизнедеятельности ребенка в будущем; педагогическую компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения.
Основные направления:
- Строение человека.
- Значение здоровой пищи.
- Как поддержать свое здоровье.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1. Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)
2. Наглядность (использование методических пособий и атрибутов)
3. Развивающая и воспитательная направленность содержания
4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми
5. Учет психологических особенностей детей
6. Сознательность обучения
7. Организация предметно-развивающей среды
1.4. Планируемые результаты.
-знают и понимают первоначальные основы здорового образа жизни;
- имеют представление о полезных продуктах питания, способах профилактики болезни, о правилах здорового образа жизни.
- знают и называют основные системы организма человека.
- имеют представления о том, что полезно и вредно для здоровья.
- осознанно относятся к своему здоровью.
- делают оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье.
- используют полученные знания в повседневной жизни.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (беседа, рассказ, сказка)
• наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение, экспериментирование)
• игровой
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Игровой метод (развивающая, дидактическая, сюжетно-ролевая, ситуативная, театрализованная режиссерская игра).
2. Объяснительно – иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала и способов действий)
3. Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения)
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
2.2. Критерии диагностики.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Диагностическое обследование детей.
Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего уровеня
• Знает основные части тела, органы и их функции.
• Понимает значение занятий физкультурой для здоровья человека.
• Может назвать основные виды закаливания. • Знает основные части тела, но имеет слабые знания о функциях основных органов человека.
• Затрудняется в определении способов укрепления здоровья. • Называет основные органы человека после наводящих вопросов.
• Затрудняется назвать способы закаливания.
• Не понимает значения физкультуры и закаливания для здоровья.
2.3. Работа с родителями.
Также проводилось анкетирование: «Здоровый образ жизни – что это?» (автор В. Г. Алямовская). Цель – определить отношение родителей к здоровому образу жизни. Основанием для оценки служил ключ к анкете, который позволил выявить уровень родительских отношений к здоровому образу жизни.
79 – 40 баллов – семья ведет здоровый образ жизни.
40 – 33 балла – в семье тяготеют к здоровому образу жизни.
32 – 19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложился.
Ниже 19 баллов – анкету игнорируют.
Создание «команды единомышленников» педагог – дети – родители по реализации системы работы – главное условие. Работа строилась на основе интеграции, координации деятельности администрации, педагогов, родителей. «Детско-родительское сообщество» является одной из составных частей работы нашего учреждения. Только опираясь на поддержку семьи, совместными усилиями можно решить задачу – воспитание человека грамотного, который будет беречь своё здоровье.
Задача этой работы – показать родителям необходимость формирования у детей здорового образа жизни.
В работе с родителями использовались как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед родителей с детьми, разбором проблемных ситуаций, буклеты, памятки, круглый стол, сундучок «Мамины рецепты», совместные проекты родителей и детей, оформление альбома «Что мы делаем, чтобы наши дети не болели», «Мы и наше здоровье», открытые просмотры занятий, мини-библиотека, материалы родительского уголка «советы Неболей-ки» и др.)
2.4. Перспективный план подготовительная к школе группа.
Сентябрь
1. Тема: «Здоровый образ жизни»
Цели: Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровьесберегающих условиях.
2. Тема: «Знакомимся со своим телом»
Цели: Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, головы, туловища.
3. Тема: «Что такое болезнь»
Цели: Дать детям представление «что такое болезнь» и почему человек болеет. Формировать представление о правилах ухода за больным. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.
4. Тема: «Что помогает мне быть здоровым»
Цели: Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и помощников» здоровья.
Октябрь
1. Тема: «Витамины и их роль в жизни человека. Каталог витаминов для детей»
Цели: Закрепить знания детей о витаминах.
Сделать каталог витаминов для детей с помощью родителей.
2. Тема: «Закаливание»
Цели: Закреплять представления детей о признаках здоровья и болезни; формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливающих мероприятий в профилактике этих заболеваний.
3. Тема: «Ухаживай за своими руками»
Цели: Формировать привычку следить за чистотой рук, ногтей.
4. Тема: «Врачи- наши помощники»
Цели: Расширять представления детей о профессии врача; учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять.
Ноябрь
1. Тема: «Мои защитники: кожа, ногти, волосы»
Цели: Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.
2. Тема: «Кожа, её строение и значение»
Цели: Познакомить со строением кожи, её значением.
Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.
3. Тема: «Гигиена кожи»
Цели: Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки.
4. Тема: «Как возникают болезни»
Цели: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.
Декабрь
1. Тема: «Опора и двигатели нашего организма»
Цели: Дать представление о различных частях тела человека и их назначении. Познакомить с опорно-двигательной системой человека (скелет – опора, мышцы – двигатели). Учить самостоятельно выполнять упражнения для различных групп мышц.
2. Тема: «Мышцы»
Цели: Познакомить детей с анатомо-физиологическими понятиями о функциональном значении мышц и важности упражнений для их укрепления.
3. Тема: «Полезная и вкусная еда»
Цели: Закрепить представления детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
4. Тема: «Очень нужен людям сон»
Цели: Закреплять знания детей о том, что сон необходим человеку. Запомнить правила поведения перед сном.
Январь
1. Тема: «Носик, уши и глаза помогают нам всегда»
Цели: Формировать представления об органах слуха, зрения, обоняния. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
2. Тема: «Наши глаза»
Цели: Дать детям знания, какие бывают глаза, зачем они нужны; о чём могут они рассказать; рассказать о мерах охраны зрения.
3. «Органы слуха»
Цели: Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности.
Февраль
1. Тема: «Функции позвоночника, скелета»
Цели: Дать элементарные представления о скелете и мышцах.
Развивать у детей понимание о функции позвоночника, скелета.
2. Тема: «Красивая осанка»
Цели: Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью для сохранения здоровья. Убедить в необходимости следить за своей осанкой.
3. Тема: «Здоровые зубы»
Цели: Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта.
4. Тема: «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья» Цели: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков. Закрепить практические умения мытья рук.
Март
1. Тема: «Головной мозг»
Цели: Сформировать элементарное представление о головном мозге.
Прививать навыки здорового образа жизни.
2. Тема: «Опасно ли быть неряхой?»
Цели: Продолжать учить детей соблюдать правила личной гигиены; учить детей содержать в чистоте и порядке свою одежду; убирать и мыть после еды посуду; помогать родителям содержать в чистоте дом.
3. Тема: «Органы пищеварения»
Цели: Дать представление о строении органов пищеварения. Научить детей определять полезные для здоровья продукты.
4. Тема: «Физкультура от всех болезней»
Цели: Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, точечного массажа, гимнастики для глаз.
Апрель
1. Тема: «Органы чувств»
Цели: Дать детям общие представления об органах чувств человека.
2. Тема: «Сердце – наш мотор»
Цели: Познакомить детей с сердцем и его функцией в организме человека. Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.
3Тема: «Наше зрение»
Цели: Сформировать понятие о зрении.
Закрепить правила ухода за глазами.
4Тема: «Зачем мы дышим: органы дыхания»
Цели: Познакомить детей с дыхательной системой.
Убедить в необходимости соблюдения правил гигиены лёгких.
Май
1. Тема: «О правильном приеме пищи»
Цели: Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка. Дать представление о вредных и полезных продуктах.
2. Тема: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»
Цели: Рассказать о том, что здоровье зависит от человека, за ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать, соблюдать режим дня.
3. Тема: «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»
Цели: Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма этими факторами.
4. Тема: КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»
Цели: Обобщить знания детей, полученные в течении учебного года. Развивать умения применять полученные знания на практике. Воспитывать устойчивый интерес к своему здоровью.
3. Организационный раздел
3.1. Организационно – методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год.
Перспективное планирование описывает курс овладения детьми элементарных знаний о строении организма человека, воспитание осознанного отношения к своему здоровью с детьми старшего дошкольного возраста. (6-7 лет)
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Общее количество учебных занятий в год – 35.
Время проведения занятий 25 минут
Программа «Неболей-ка» разработана в соответствии с Законом «Об образовании Р. Ф.». Реализация программы происходит в процессе расширенного, более углубленного знакомства детей с человеком, его здоровьем, умениями и навыками здорового образа жизни. Программа рассчитана для детей 6-7 лет.
В результате реализации программы социально-педагогической направленности «Неболей-ка» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.
3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды.
Для реализации намеченных задач программа предполагает создание
развивающей предметно-пространственной среды:
• уголки «Больница», «Неболей-ка», «Наше настроение», «Маршрут здоровья»;
• атрибуты и шапочки к подвижным и сюжетно-ролевым играм;
• настольные игры «Светофор», «Азбука движений», «Спортивное лото»;
• детская художественная и научная литература.
• лаборатория Айболита.
• стенгазета «Витамины наши помощники»
• использование нестандартного оборудования и пособий, ИКТ, (тематические презентации)
Формы реализации итогов программы :
• КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»
4. Перечень литературы.
1. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М. : «Линка – Пресс». 1993. -112с.
2. «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
3. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб. : «Детство-Пресс». 2003. -252с. 4. Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с. 5. Власова Л. С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
6.«Это Я!» Серия «Веселые уроки» - М. : ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век».2001. – 31с. Шишкина С. Е.
7. «Я и мое тело». Пособие. – М. : «Школьная пресса». 2004. – 48с.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
9. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Разговор о правильном питании. – М. : Олма-Пресс, 2000.
10. Сигимова М. Н. «Кто я? Какой я? Методическое пособие для воспитателей», Новосибирск, 1995.
11. Интернет – ресурсы.