Папки-передвижки

Программа кружковой работы «Пластилиновые фантазии или чудеса миллефиори»

Марина Катасонова
Программа кружковой работы «Пластилиновые фантазии или чудеса миллефиори»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Направленность программы – художественная.

Актуальность

Проблема

Занятия по изобразительной деятельности, проводимые с детьми по базовой программе, не выполняют задачи, предусмотренные ФГОС ДО, а именно развитие творческих способностей, фантазии, воображения у детей посредством проведения занимательных занятий по художественному конструировании из пластилина. Отсюда вытекает необходимость занятий специфическими видами изобразительного творчества, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию творческого потенциала и личности ребенка в целом в соответствии с ФГОС ДО.

Публикация «Программа кружковой работы „Пластилиновые фантазии или чудеса миллефиори“» размещена в разделах

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений рук, в частности, с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, писать и рисовать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников моей группы показал недостаточный уровень сформированности конструктивных умений по лепке. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространственное воображение, проектное мышление, творческие способности. Это побудило меня заняться проблемой развития проектного мышления у дошкольников через использование технологии миллефиори во время художественной деятельности. Мотивация успешности при использовании технологии миллефиори сохраняется благодаря особенностям их использования: новизна обстановки как фактор удержания внимания, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновые фантазии или чудеса миллефиори”, основной идеей которого является художественное конструирование в технике миллефиори.

Миллефиори (от итальянского «milli» - тысяча и «fiori» - цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов. Эта техника применяется для создания мозаичных узоров, сегодня успешно применяется в работе с полимерной глиной и пластилином.

При работе с пластилином миллефиори – это многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с последовательным нанесением слоев.

Основная особенность техники многослойной лепки миллефиори заключается в использовании нескольких цветов пластилина, в ходе работе с которым создаются невообразимые узоры и цветовые сочетания, которые в свою очередь вызывают определенные эмоции и чувства – восторг, удивление, восхищение. Данная методика рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Ребенок скатывает брусочки из разных цветов пластилина, объединяет их в единый столбик, полученную заготовку нарезают на слои (модули, из которых рождаются ажурные цветы, перья павлинов, бабочки и так далее.

Овладение техникой миллефиори доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Художественно-продуктивная деятельность с использованием техники миллефиори является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Проведение занятий с использованием техники миллефиори : - Развивает уверенность в своих силах;

- Развивает проектное мышление;

- Учит детей свободно выражать свой замысел;

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

-Учит детей работать с разнообразным материалом;

- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

- Развивает мелкую моторику рук;

- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают умениями и навыками работы с пластилином, инструментами и дополнительным материалом

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в технике миллефиори является рука (вернее, обе руки). Следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата, вносит новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия по овладению техникой миллефиори представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Происходит развитие психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, а так же развитие творческих способностей. Данная техника способствует развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

При использовании приемов миллефиори у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила пальцев рук, движения обеих рук становятся более согласованными, движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к письму. Этому всему способствуем хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий лепкой в технике миллефиори является интеграция предметных областей знаний. Эта деятельность позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

-“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.

-”Развитие речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяются и уточняются представления об окружающем.

-”Продуктивная деятельность”, где уточняется изображение образов предметов и явлений.

-”Познавательные” занятия, где актуализируются представления о живой и неживой природе.

-”Музыкальные занятия”.

-Работа с родителями.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные и доступные темы, сюжеты, которые смогли бы увлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

Для решения поставленных задач на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: зрительный, слуховой, тактильный и т. д.

Работа идет постепенно, от простого к сложному, по китайской пословице “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму”.

Направленность программы “ Пластилиновые фантазии или чудеса миллефиори” по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – художественно-прикладной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – двухгодичной.

Данная программа является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей с 5 до 7 лет.

Реализация программного материала предполагает: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, в год 32 занятия

(с 3й недели сентября по 2ю неделю мая) во второй половине дня.

1й год обучения (дети 5-6 лет) - занятия по 25 минут.

2й год обучения (дети 6-7 лет) - занятия по 30 минут.

Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.

Предполагаемые занятия являются одним из эффективных средств подготовки детей к школе.

Цель программы : - обеспечение развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей посредством проведения занимательных занятий по художественному конструированию из пластилина с использованием техники миллефиори.

Задачи:

Обучающие:

- Побуждать передавать образы предметов, явлений окружающего мира посредством лепки в технике миллефиори, развивать изобразительную деятельность детей.

- Формировать умение обследовать предметы с помощью зрительного, тактильного анализатора для выявления их характерных особенностей (форма, пропорции, цвет) с целью создания выразительного образа посредством миллефиори.

- Помочь освоить основные приемы техники миллефиори (раскатывание, вытягивание, ужимание, разрезание, изготовление модулей разной формы, смешивание цветов пластилина и т. д) и применять их в соответствии с задачей изображения.

- Поощрять самостоятельный выбор и использование дополнительного материала для декорирования работы (крупа, семена, печатки, пайетки и т. д.) для придания работе выразительности и индивидуальности.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук и глаз, тактильные ощущения, регуляцию силы пальцев.

- Способствовать развитию чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувства фактурности и объема.

- Развивать проектное мышление.

- Создать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества через ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения.

- Побуждать к творческим поискам и решениям, свободно выражая свой замысел.

- Развивать самоконтроль.

Воспитательные:

- Формировать умение выполнять коллективную работу : совместно планировать и выполнять работу, испытывать чувство радости от коллективной деятельности.

- Воспитывать настойчивость, усидчивость, стремление доводить начатую работу до логического завершения.

Работа по формированию навыков пластилинографии проводится в несколько этапов:

1. Подготовительный – освоение основными приемами миллефиори.

2. Основной – овладение техническими приемам, их совершенствование.

3. Итоговый – самостоятельное решение творческих задач.

Материал для работы :

- Цветной пластилин.

- Плотный цветной картон.

- Доска для лепки.

- Стеки, железные линейки для разрезания пластилина, скалочки для раскатывания, ручки для нанесения рельефа.

- Салфетка для рук.

- Дополнительный материал для декорирования работы (пайетки, бусинки, крупа, камушки и так далее, предметы для декорирования (тарелки, стаканчики, пластиковые прозрачные крышки, пластиковые силуэты).

- Игрушки, иллюстрации, технологические карты, образцы и дидактический материал по тематике занятий.

Предполагаемый результат освоения образовательной программы :

Планируемый результат:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел,

-развитие конструкторских способностей, проектного мышления, внимания, памяти, творческого воображения, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять,

- знает о свойствах, качествах и возможностях использования пластилина,

- осуществляет творческий подход к каждой работе,

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними,

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из пластилина,

- воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.

В конце обучения у детей развивается умелость рук, укрепляется сила пальцев и дифференциация их движений, движения обеих рук становятся более согласованными. У детей развивается пинцетное хватание, то есть захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Они так же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений. Активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Происходит развитие общих сенсорных способностей. Стимулируется речевая активность.

Дети овладевают умением самостоятельно выбирать приемы и способы работы для передачи особенностей изображаемого образа. Развиваются инициативность и творчество. Расширяются возможности изобразительной деятельности. Развиваются художественное восприятие и эстетический вкус.

Вырабатывается умение планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения. Формируются навыки культуры трудовой деятельности. При выполнении коллективной работы формируется умение договариваться, работать вместе, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей. При оценке работ ребенок стремиться выражать свою точку зрения.

В игровой форме дети учатся выделять в своих работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Таким образом, техника миллефиори способствует всестороннему развитию личности ребенка.

В рамках реализации программы “ Чудеса из пластилина” определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников:

- Ежегодно проводится опрос, анкетирование родителей, изучаются запросы родителей на образовательные, воспитательные услуги.

- Разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей.

- Проводятся мастер-классы для родителей по теме работы. Оформляется наглядная информация.

- Организуется отчет об итоговых мероприятиях с детьми – фотоотчеты, выставки.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и т. д.

Первый год обучения.

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать содержание изобразительной деятельности. Поощрять грамотный отбор содержания лепки.

- Формировать умение обследовать предметы и передавать в технике миллефиори их форму, цвет, размер, составные части, их взаиморасположение, пропорции, несложные движения (с опорой на личные впечатления, иллюстрации, схемы).

- Помочь овладеть приемами миллефиори : изготовление модулей “круг”, ”капля”, ”рулетик”, ”бахрома”, смешивание цветов пластилина приемом ”акварель”, “цветовая растяжка”. Поддерживать стремление самостоятельно выбирать и применять знакомые техники в соответствии с задачей изображения.

- Формировать композиционные умения: при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу, используя для ориентира линию горизонта.

- Предоставить самостоятельность в выборе дополнительного материала для декорирования работы (бусинки, пуговицы, зубочистки, камушки, ракушки, фольга).

- Обеспечить условия для свободного экспериментирования с материалами, инструментами.

Развивающие:

- Развивать ручную умелость, зрительно-моторную координацию, синхронизацию движений рук, развивать силу пальцев.

- Создать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества через создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения. Развивать эмоциональную окрашенность процессом работы, эстетическое отношение к действительности.

-Развивать самоконтроль: умение ставить цель, обдумывать пути к ее достижению, осуществлять замысел, оценивать результат с позиции цели.

Воспитательные:

- Формировать умение выполнять коллективную работу : договариваться, совместно планировать и выполнять работу, испытывать чувство радости от совместной деятельности (коллективные работы и работа в парах). Развивать коммуникативные способности.

- Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

- Воспитывать усидчивость.

Учебно-тематический план

Перспективный план

Второй год обучения.

Задачи:

Обучающие:

- Побуждать детей активно применять свои знания и умения для изображения объектов реального и фантазийного мира, точно передавая строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки, движения, настроение, характер образа доступными выразительными средствами пластилиновой живописи (с натуры, по представлению, с опорой на иллюстрации, схемы).

- Расширять диапазон умений детей с помощью овладения новыми приемами миллефиори : модули “квадрат”, ”треугольник”, ”бутерброд”. Инициировать самостоятельный выбор способов и приемов изображения.

- Создать условия для творческой трактовки темы через создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания о теплых, холодных, контрастных цветах (работа в стиле монокомпозиции, смешивание цветов до получения нового оттенка, приемами ”акварель”, ”цветовая растяжка”, разбеливание или затемнение основного тона).

- Формировать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию в зависимости от сюжета – располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба, обозначив линию горизонта; изображать близкие и далекие предметы.

- Заинтересовать декорированием предметов (тарелки, стаканы, новогодние шары, дать представление о дизайне, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Развивающие:

- Развивать ручную умелость, координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.

- Развивать детскую инициативу, самостоятельность, творчество, создавая условия для свободного, разнопланового детского экспериментирования с цветом пластилина, дополнительными материалами (пайетки, крупа, бусинки, камушки, ленточки и так далее, инструментами и способами изображения, соответствующими замыслу для решения художественной задачи.

- Развивать самоконтроль, умение замечать ошибки и устранять их. Формировать умение планировать работу (эскиз, набросок, композиционная схема). Способствовать умению экономно расходовать материал.

Воспитательные:

- Формировать навыки сотрудничества и сотворчества (работа в парах, в мини-группе, создание коллективных работ).

- Воспитывать желание доводить работу до логического завершения.

Учебно-тематический план

Перспективный план

Литература:

1. Методическое пособие “Пластилиновые фантазии в технике миллефиори” – составитель Колеватых Л. А. – Ленинск-Кузнецкий, 2016.

2. Лыкова И. А. “Мы лепили, мы играли. Книга для педагогов. ”- Карапуз-Дидактика, 2011.

3. Давыдова Г. Н. “Детский дизайн. Пластилинография” Издательство “Скрипторий 2003” 2006

4. Давыдова Г. Н. ”Пластилинография – 2” Издательство “Скрипторий 2003” 2011

5. Давыдова Г. Н. ”Пластилинография. Анималистическая живопись” Издательство “Скрипторий 2003” 2011

6. Давыдова Г. Н. ”Пластилинография. Цветочные мотивы” Издательство “Скрипторий 2003” 2012

7. Лыкова И. А. ”Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа” :”Карапуз - дидактика”, 2009

8. Лыкова И. А. ”Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа” :”Карапуз - дидактика”, 2008

9. И. А. Лыкова “Цветные перышки (картины-фантазии из пластилина)” Издательство ”Цветной мир”2014

10. Ю. В. Рузанова “Развитие мелкой моторики руки в нетрадиционной изобразительной деятельности” Издательство ”КАРО”2009

11. О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста” – М:Издательство”Мозаика-синтез” 2012

12. Т. Н. Яковлева ”Пластилиновая живопись. Методическое пособие” Издательство “Сфера”2010

13. Ознакомление со статьями педагогов из опыта работы :

- “Развитие мелкой моторики и воображения дошкольников через использование нетрадиционной техники лепки миллефиори” Валентина Усачева (MAAM.RU)

- Арт-методика многослойной лепки “Секреты миллефиори” образовательная социальная сеть nsportal.ru.

- “Что такое ”ммиллефиори” – электронный ресурс https://www.lampwork.ru/index.php

- “Техника работы с полимерной глиной. Миллефиори” – электронный ресурс https://shim-shoni.livejoumal.com/

- “Миллефиори” – электронный ресурс https://www.dombusin.ru/stat62-1html

- “Секреты пластилина” – электронный ресурс https://gigabaza.ru/doc/31030.html

- мастер-классы по лепке в технике миллефиори - YouTube

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Отчет о кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии»Отчет о кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии» Как хочется каждому ребенку быть успешным, чтобы любое начатое дело завершилось победой, и любимый взрослый сказал бы: «Какой ты молодец!».

Отчет о работе кружка «Пластилиновые фантазии» в младшей группеОтчет о работе кружка «Пластилиновые фантазии» в младшей группе Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого.

Перспективный план кружковой деятельности по художественно — эстетическому развитию «Бумажные фантазии» (для детей 3–4 лет)Перспективный план кружковой деятельности по художественно — эстетическому развитию «Бумажные фантазии» (для детей 3–4 лет) Сентябрь. Тема: «Разная бумага» Задачи. Рассматривание бумаги разной фактуры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к труду.

Перспективный план занятий кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии»Перспективный план занятий кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии» Возраст: средняя группа (4 - 5 лет) Сентябрь Перспективный план на 2018 - 2019 учебный год «Удивительная бумага». Расширить знания детей.

План занятий кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии» в старшей группеПлан занятий кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии» в старшей группе Сентябрь. 1. Тема: «Удивительная бумага». Задачи: продолжать знакомить тетей с бумагой различной фактуры, ее свойствами. Развивать познавательный.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновые картины» 2 младшая группа Пояснительная записка. В последние годы специалисты в области раннего развития пишут о том, что развитие интеллекта малыша.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы «Пластилиновые фантазии или чудеса миллефиори»
Опубликовано: 5 мая 2023 в 08:11
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружковой работы «Пластилиновые фантазии или чудеса миллефиори»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Катасонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД