Елена Козлова
Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 6–7 лет с использованием приемов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял».
Это утверждение можно отнести к приемам мнемотехники.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал ими усваивается лучше вербального. Детям старшего дошкольного возраста уже доступно самостоятельное кодирование текстов. Составление графических схем позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее.
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Актуальность программы
На протяжении двух лет с успехом применяю приемы мнемотехники в работе с детьми. К концу учебного года были достигнуты следующие результаты: дети могут составить описательный рассказ, легко заучивают стихотворный текст, пересказывают небольшие произведения близко к тексту, могут самостоятельно составить мнемотаблицу и воспроизвести с ее помощью текст. А так же активизировалось образное мышление и память дошкольников.
В следующем учебного году поставила перед собой задачи закреплять умение детей составлять описательные рассказы, обогащая свой рассказ прилагательными, закреплять навыки кодировки и перекодировки тексов, развивать артикуляционный аппарат и правильное звукопроизношение через заучивание чистоговорок.
Цель: Продолжать формирование связной речи детей путем использования мнемотехники.
Задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Закреплять умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Закреплять умения детей с помощью мнемотаблиц пересказывать рассказы, стихи, скороговорки.
4. Развивать мелкую моторику детей;
5. Способствовать развитию связной речи, обогащению и активизации словаря детей.
Предполагаемый результат:
1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, мышления.
2. Обогатится и активизируется словарный запас детей;
3. Закрепиться умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы;
4. Дети смогут составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблиц;
5. Дети смогут пересказывать небольшие тексты с опорой на графические схемы;
6. Дети будут знать и рассказывать 7 - 9 стихотворений разных авторов;
7. Дети будут знать и рассказывать 7- 9 скороговорок;
8. Будет формироваться правильное звукопроизношение,
9. Будет развиваться мелкая моторика рук у детей.
Объекты программы:
- дети 6 - 7 лет;
- семьи детей посещающих детский сад;
- педагогический персонал детского сада.
Методы работы:
-чтение художественных произведений;
- анализ прочитанных произведений;
- рассматривание и анализ графических схем, мнемотаблиц;
- зарисовка мнемотаблиц детьми;
- заучивания, пересказы, составление описательных рассказов;
- игры на развитие речи, памяти, логического мышления.
Формы организации работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- учет интересов и способностей детей;
- желание родителей;
-добровольное участие;
- учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы
Данный курс состоит из 36 занятий по 25 - 30 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.
Для определения уровня результативности реализации программы используется модифицированная диагностика Л. В. Коломейченко, Л. В Любимовой.
Перспективное планирование занятий по развитию
речи детей 6 – 7 лет с использованием мнемотехники
Сентябрь 1 неделя
Тема: Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.
Задачи: Выявить уровень развития речи детей.
Сентябрь 2 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Осеннее утро».
Задачи: Учить детей составлять мнемотаблицу по стихотворению, воспроизводить текст с опорой на схему. Учить выделять главные признаки. Активизировать психические процессы детей.
Сентябрь 3 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Овощи и фрукты».
Задачи: Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Сентябрь 4 неделя
Тема: Пересказ рассказа по И. Соколову - Микитову «Осень».
Задачи: Закреплять навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы.
Октябрь 1 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки Г – К. (21, 22, 36, 51)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Октябрь 2 неделя
Тема: Заучивание стихотворения С. Погорельского «Хлебушек».
Задачи: Учить детей составлять мнемотаблицу по стихотворению, воспроизводить текст с опорой на схему. Учить выделять главные признаки. Активизировать психические процессы детей.
Октябрь 3 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Дикие животные».
Задачи: Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Октябрь 4 неделя
Тема: Пересказ рассказа по И. Соколову – Микитову «Отчего у лисы длинный хвост?».
Задачи: Обучать связному последовательному пересказу с опорой на графические схемы, отображающие последовательность рассказа.
Ноябрь 1 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки М - Н. (48, 50, 78, 79)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Ноябрь 2 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Одежда».
Задачи: Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Ноябрь 3 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки Д - Т. (26, 32, 56, 58)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Ноябрь 4 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Игрушки».
Задачи: Учить детей составлять мнемотаблицу по стихотворению, воспроизводить текст с опорой на схему. Учить выделять главные признаки. Активизировать психические процессы детей.
Ноябрь 5 неделя
Тема: Пересказ рассказа по В. Бианки «Первая охота».
задачи: Обучать связному последовательному пересказу с опорой на графические схемы, отображающие последовательность рассказа.
Декабрь 1 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Зима. Птицы.»
Задачи: Закреплять умение составлять рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Обогащать речь детей прилагательными.
Декабрь 2 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Бытовые приборы».
Задачи: Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Декабрь 3 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки Б – П. (52, 72, 68, 88)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Декабрь 4 неделя
Тема: Пересказ рассказа по Г. Скребицкому «Четыре художника. Зима».
Задачи: Обучать связному пересказу с опорой на графические схемы, отображающие последовательность рассказа.
Январь 1 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Птицы».
Задачи: Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Январь 2 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Зима».
Задачи: Закреплять умение детей составлять мнемотаблицу по стихотворению, воспроизводить текст с опорой на схему. Активизировать психические процессы детей.
Январь 3 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки З - С. (23, 28, 34, 60)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Январь 4 неделя
Тема: Пересказ рассказа по И. Соколову – Микитову «Клесты».
Задачи: Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.
Февраль 1 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Транспорт».
Задачи: Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Февраль 2 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки В - Ф. (49, 55. 84, 86)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Февраль 3 неделя
Тема: Заучивание стихотворения В. Степанова «Наша Армия».
Задачи: Закреплять умение детей составлять мнемотаблицу по стихотворению, воспроизводить текст с опорой на схему. Активизировать психические процессы детей.
Февраль 4 неделя
Тема: Пересказ рассказа по Ю. Ковалю «Стожок».
Задачи: Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.
Март 1 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки Ж - Ш. (31, 43, 52, 62)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Март 2 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Весна».
Задачи: Закреплять умение детей составлять мнемотаблицу по стихотворению, воспроизводить текст с опорой на схему. Активизировать психические процессы детей.
Март 3 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Животные жарких стран».
Задачи: Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Март 4 неделя
Тема: Пересказ рассказа по Н. Сладкову «Ягодоведение».
Задачи: Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.
Апрель 1 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Гусеница».
Задачи: Закреплять умение детей составлять мнемотаблицу по стихотворению, воспроизводить текст с опорой на схему. Активизировать психические процессы детей.
Апрель 2 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки Л, Л’. (37, 49,56, 64)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Апрель 3 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Полевые цветы».
Задачи: Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Апрель 4 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки Ч - Щ. (9, 12, 88, 89)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Апрель 5 неделя
Тема: Пересказ рассказа по М. Богданову «Домашний воробей».
Задачи: Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.
Май 1 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «День победы».
Задачи: Закреплять умение детей составлять мнемотаблицу по стихотворению, воспроизводить текст с опорой на схему. Активизировать психические процессы детей.
Май 2 неделя
Тема: Заучивание скороговорок на звуки Р, Р’. (25, 81, 82, 83)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, речевой слух детей. Работать над четкостью звукопроизношения.
Май 3 неделя
Тема: Пересказ рассказа по К. Ушинскому «Четыре желания».
Задачи: Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.
Май 4 неделя
Тема: Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.
Задачи: Выявить
уровень развития речи детей.