Курьянова Надежда
Внедрение нетрадиционных игр и упражнений с камешками Марблс
▼ Скачать + Заказать документы
"Внедрение нетрадиционных игр и упражнений с камешками МАРБЛС,
с целью эффективного развития интеллектуального и
творческого потенциала дошкольников 3-6 лет"
«Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь»
(восточная мудрость)
Детский сад – это дошкольное учреждение, которое должно удовлетворять всем требованиям современных родителей и детей. Мама и папы с осторожностью относятся к новому миру, в котором будет обитать двухлетний или трехлетний малыш. Поэтому нам важно создать комфортные условия для детей, развивающую среду, только тогда родители будут без опасения отдавать своих детей в детские сады. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом для формирования личности ребенка, его нравственных качеств.
В настоящее время, в период большой конкурентности между детскими садами, с внедрением мониторинговой системы на рынке образовательных услуг, проблема интеллектуального и творческого потенциала детей является одной из самых актуальных. Понятие «нетрадиционные технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Нам, педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, в связи с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Сегодня я представляю материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям Государственного стандарта РК, и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста – это камешки МАРБЛС и кабошоны (в переводе с английского – «шляпка от гвоздя»).
Когда я столкнулась с этим привлекательным материалом на просторах интернета, почему-то невольно вспомнила картинку из детства, когда закапывала в песке разноцветные секретики- стекляшки, охраняла их, и потом, осторожно откапывая, показывала только близким друзьям.
Мне очень полюбился этот материал и возникло желание сотворить что-то свое и внедрить его в условия дошкольного учреждения.
История камешков МАРБЛС уходит в глубокую древность. Недавно стало известно, что предшественники камешков МАРБЛС - шарики из обточенного камня и обожженной глины, были найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке.
Можно предположить, что история этой игры начинается еще с пещерных времен, когда игры в естественных условиях мальчиков были те, которые позволяли им тренировать глазомер и руку, готовясь в будущем занять место среди охотников племени. Позже игра превратилась в забаву, и в средние века приобрела необычайную популярность.
Вскоре были изобретены водяные машины для обточки и шлифовки мрамора и других поделочных камней. Мраморные, или как их тогда называли, алебастровые шарики были импортированы в Америку, где они получили английское название МАРБЛС, что означает мраморные.
О красоте и изысканности камешков МАРБЛС могут многое сказать их названия, например, «Замёрзшая Радуга», «Звёздная Пыль», «Галактика», «Янтарный Кристалл», «Чёрная Пантера», «Синяя Полночь Опал», «Капля Воды Бриллиант», «Морская Волна Кристалл». Марблс - изысканный оформительский материал. На мой взгляд, камешки МАРБЛС являются настоящей находкой для интеллектуального и творческого развития детей. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется подержать их в руках, поиграть с ними к ним прикоснуться. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Это особый дидактический материал, идущий от потребностей ребенка. Сама суть МАРБЛС побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
На начальном этапе я определила задачи, которые можно решить, используя камешки МАРБЛС в работе с детьми:
- развитие мелкой моторики, упражнение в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;
- развитие образного мышления, зрительного внимания, памяти;
- развитие эстетического восприятия, глазомера, тактильных ощущений;
- развитие ориентировки на плоскости листа;
- обогащение словарного запаса, упражнять в согласовании числительные, прилагательные с существительными;
- проведение профилактики дисграфии;
- развитие связной, фразовой речь, эмоциональной лексики;
- проведение звукобуквенного разбора слова, закреплять правильный образ буквы;
- закаливание организма, восполнение нехватки тактильных ощущений, профилактика и коррекция плоскостопия;
- профилактика оптико-пространственных нарушений;
- развитие умения способности доводить начатое дело до конца, сосредотачиваться.
С 2020 года я начала адаптацию игр с МАРБЛС в образовательном пространстве традиционной группы. За два года создала уникальную развивающую среду в группе, приобрела бесценный опыт воспитания, ориентируемый на индивидуальность ребенка.
Своими руками в группе был создан и оборудован уголок «Чудесные камешки». Я разработала картотеку дидактических игр, по различным разделам.
В своей работе я использую МАРБЛС в различных видах деятельности:
- познавательной (на занятиях по ФЭМП, развитию речи, обучению детей грамоте);
- игровой (подвижных играх, дизайн игр);
- исследовательской (на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии);
- продуктивной (на занятиях по изобразительной деятельности);
- коммуникативной;
- двигательной.
Особенности внедрения игр с камешками МАРБЛС:
широкий возрастной диапазон;
многофункциональность;
вариативность игровых заданий и упражнений;
творческий потенциал;
систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий материал.
Как любой дидактический материал, наши игры имеют этапы освоения:
1. Взрослый знакомит детей с правилами игр. Подбирает игровые задания, играет, занимается с ними.
2. Дети осваивают основные игровые приемы, выполняют задания, требующие волевых усилий, концентрации внимания.
3. Развитие творчества и самостоятельности. Дети самостоятельно изобретают игровые задания, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.
Путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. В современном мире в развивающем плане пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь, оставляет пассивным клетки головного мозга. С этой целью я разработала серию игр с МАРБЛС, которые можно использовать на занятиях по ФЭМП и в повседневной деятельности ребенка. С помощью таких игр как, «Разбери по цвету», «Найди такой же», «Волшебный мешочек», «Найди свой цветок», «Нарисуй такой же», «Найди свой цвет», дети легко усвоили цвета, геометрические формы, соотнесение цифры и количество, приемы наложения и приложения. Работу с карточками проводила в соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей, чтобы дети начинали освоение материала с простого наложения на образец, затем на пустые окошки. Усвоение цвета очень эффективно происходит с помощью упражнений с цветными камушками. Мои воспитанники с радостью играют, составляя целые картины из камешков-кабошонов, с каждым разом усложняя, упражнения «Составь объемную картину», «Составь с закрытыми глазами», «Продолжи узор» и т. д. Картинки к дидактическим играм из серии «Составь объемную картину» изготовлены по разделам – овощи, фрукты, транспорт, насекомые, домашние и дикие животные, игрушки, посуда, одежда, что позволяет детям без трудностей усвоить классификацию предметов. Эти упражнения также способствуют развитию запястья. Данные упражнения идеальны в плане развития мелкой моторики рук и подготовки к письму. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.
Очень полезны упражнения различными крупами, с сыпучими материалами, развивающие точные движения рук – пересыпание песка, крупы, камушков, перебирание смеси разных круп, нащупывание в мелкой крупе круглых и плоских камешков, узнавание предметов на ощупь «Определи на ощупь», «Найди столько же», «Найди такой же» и т. д. Переходя к играм с крупами, соблюдая принцип «от простого к сложному», постепенно вводила кодовые карточки, цифр. Используя коробку с круглыми отверстиями с двух сторон, камешки различной структуры и формы, развиваем у детей чувствительность пальцев и сенсорику.
Особенно полюбились детям упражнения «Запомни», «Нарисуй также», которые формируют у детей устойчивое внимание и память.
Мои воспитанники с удовольствием выкладывают цифры и буквы, тем самым, через частое повторное проведение рукой по цифре и по буквам, им легче запомнить очертание ассоциировать с её произношением.
Для эффективного усвоения состава числа, мы использовали цифровые карточки от 1 до 10. В процессе работы наложения камешков МАРБЛС дети легко овладели различными мыслительными операциями, важными в плане предматематической подготовки. Благодаря этим играм дети уже в старшей группе легко усваивают состав числа в пределах 10. Уникальны карточки «Домик» в плане развития пространственных представлений, которые помогают детям легко ориентироваться на плоскости.
Мелкая моторика, мыслительные операции, тактильные ощущения, развиваются в детской игре. Движения пальцев рук ускоряют развитие речи ребенка и стимулируют деятельность ЦНС. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия. С этой целью, я разработала целую систему игр для речевого развития детей. Это такие как : «Смотри и говори», «Запомни изображение», «Звукобуквенный анализ», «Составь предложение», «Какой звук», «Придумай слово на заданный звук», «Волшебный мешочек» (придумать слово на заданный звук или придумать предметы на заданный цвет). Эффективны упражнения по коррекции дисграфии «Зеркало», «Техники», где необходимо восстановить буквы и слоги. Благодаря этим упражнениям легко закрепляется зрительный образ буквы, развитие связной речи.
Очень важным фактором для интеллекта детей является развитие творческого потенциала. «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»- говорил Пабло Пикассо. Для развития абстрактного мышления, воображения, мелкой моторики, широко применяли рисование камешками МАРБЛС, которое просто в использовании и очень функционально. С помощью цветных кабошонов, дети научились самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Игра помогает постичь азы рисования, комбинировать, свободно ориентироваться на плоскости. На начальном этапе детям предлагались простые упражнения, состоящие из одного шага «Пройди до синей дорожки» и т. д., далее задания усложнялись «Постой елочку», «Сделай узор», «Сложи фигуру» (работа со схемами, лабиринтами, спиралями). Уникальная методика «рисования цветными камешками» научила ориентироваться на плоскости, дала возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно. Работая двумя руками, стимулируются оба полушария головного мозга.
Для стимуляции нервных окончаний пальчиков, ладошек, пяточек и массажа мы придумали стихотворения, в которых мы используем камешки МАРБЛС. Дети с удовольствием работают с МАРБЛС в данном направлении. Все эти упражнения по сути своей схожи с гимнастикой су – джок.
Благодаря внедрению игр с МАРБЛС мы добились следующих результатов:
раннее развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук;
высоко развитая любознательность, пытливость;
оригинальность суждений, высокая обучаемость;
высокий уровень памяти, мышления, ориентировки в пространстве;
развитая речь, высокий интерес к новому, необычному;
умение строить программу саморазвития;
видеть и исправлять собственные ошибки;
раннее развитие сенсорных способностей;
раннее развитие творческого потенциала.
Опыт двух лет работы показал, что использование игр с МАРБЛС - это эффективное средство для развития интеллектуального и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Считаем, что внедрение нетрадиционных технологий, а именно игр с камешками МАРБЛС, помогает в организации учебно-воспитательного процесса, создает благоприятные условия для развития способностей детей, формирует у детей устойчивое стремление получать новые знания, обеспечивает сохранение индивидуальности.
Хотелось бы закончить свое выступление словами Томаса Эдисона - «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить».